Александр Роднянский: "Я знаю, во что вкладываю деньги"
Продюсер Александр Роднянский рассказал Фокусу о том, почему люди могут не посмотреть новый фильм "Обитаемый остров", как пострадает во время экономического кризиса телевидение и кино и зачем стоит ждать цифровой революции.
- О фильме "Обитаемый остров" стали говорить ещё задолго до начала съёмок. Бюджет картины внушительный – $36,5 млн. А если она не оправдает ваших коммерческих ожиданий?
- Я занимаюсь большим прокатным кино всю жизнь с переменным успехом. За это время у меня были как очень большие неудачи, так и большие удачи. Конечно, хотелось бы всегда добиваться самого лучшего результата, но так не бывает. Если попадём в большие проблемы, то будем с ними жить и делать следующие фильмы в надежде, что они окажутся более успешными.
- Вы допускаете, что проблемы с прокатом могут быть вызваны нестабильной экономической ситуацией в странах, в которых будут показывать "Обитаемый остров"?
- Сейчас трудно об этом судить. С одной стороны, есть очевидные проблемы, связанные с кризисом, с другой – очевидные надежды. В число проблем входит, естественно, постоянно падающий курс рубля и гривны. Кроме того, вполне вероятно, что в условиях кризиса люди реже станут ходить в кино. Тем не менее кинематограф как самое дешёвое развлечение выигрывает, когда люди начинают экономить на путешествиях, дорогих ресторанах и покупках. Ведь не случайно голливудская Фабрика грёз родилась в период Великой депрессии 1929–1933 годов. Она психологически спасла огромное количество зрителей, которые проводили сутки в кинозалах, потому что там была такая программа: бросаешь 10 центов и можешь сидеть в кинотеатре целый день.
- В производстве "Обитаемого острова" участвовали несколько украинских компаний. Не планируете ли более тесное сотрудничество или копродукцию с одной из них?
- Копродукция – это средство осуществления замысла. Если мы самостоятельно не тянем проект, то начинаем искать партнёров. Собственно, на этом и основана идея больших европейских копродукций. Например, Голландия и Бельгия – небольшие страны, там мало зрителей, и без копродукции с соседями они вообще ничего не могут сделать. Даже Германии, Франции желательно объединять ресурсы. Так вот, если понадобится, мы будем с удовольствием объединять ресурсы. В случае же с "Обитаемым островом" справились самостоятельно. Что, кстати, и плохо, и хорошо. Хорошо по одной простой причине: никто не влиял на принятие творческих решений. Плохо, потому что весь огромный риск мы взяли на себя. Соответственно, дальше будем выкручиваться тоже сами.
- Вы являетесь инвестором одесского мультиплекса "Синема Сити". Выгодно ли сегодня заниматься кинотеатральным бизнесом?
- Как раз сейчас это не очень выгодно. Но я же не финансовый инвестор, не банк. И если во что-то вкладываю свои деньги, то только в то, в чём очень хорошо разбираюсь. Как всё устроено в кинопрокате я прекрасно знаю, поэтому и не боюсь. Но кто-то может опасаться. Поскольку это большие деньги, и ты не знаешь, кому верить, а кому нет.
- Выгодно ли в условиях кризиса вообще заниматься кино или телевидением – какая из этих сфер понесёт наибольшие убытки?
- Телевидение если и пострадает, то значительно меньше, потому что оно сильнее и быстрее, это полноценный прогнозируемый бизнес. Единственное, чего можно опасаться в этой сфере – это сокращения рекламного рынка, но и тут телевидение сможет сэкономить на своих расходах и сохранить прежний уровень рентабельности.
Что касается кинематографа, то он пострадает гораздо больше. Из четырёх традиционных источников финансирования кино, например, в России, два исчезли. Во-первых, сейчас нет частных инвестиций и банковских кредитов. Тут уже не знаешь, какое слово страшнее: "банковский" или "кредит". Во-вторых, телевидение как инструмент продюсирования значительно меньше будет участвовать в ранних стадиях производства, в предпродажах и в инвестициях в производство. Остаются только ограниченные государственные ресурсы, и деньги частных продюсерских компаний, которые будут тратиться чрезвычайно осторожно.
- Вы можете спрогнозировать объёмы сокращения рекламного рынка на телевидении?
- Я бы предпочёл не давать прогнозы. Рекламный рынок, безусловно, как-то изменится. Но не стоит забывать, что в последние годы он демонстрировал необычайно сильный рост, динамика составляла 30–35% ежегодно. Если она просто затормозится, то это всё равно будет рост. Мы должны понимать, что структура рекламного рынка станет иной: неизвестно, какое количество транснациональных и местных компаний посчитают необходимым тратить деньги на рекламу своих товаров и услуг.
- Фокус недавно писал о сериальном буме, в частности, о том, что новое поколение предпочитает скачивать телепродукт из интернета. В топ-10 лучших сериалов попали только зарубежные. Отечественные телеканалы пока не радуют своими работами. Почему?
- В силу многих обстоятельств телевидение смотрит наименее активная и наименее занятая аудитория. Как правило, это люди старшего возраста, в основном женщины. Значит, побеждают те жанры, которые востребованы у этой аудитории. И в силу её вкусов, а самое главное – в силу массового характера телевидения в ситуации, когда ограниченное количество каналов рассчитано на неограниченное количество зрителей, мы вынуждены всё время рассказывать одни и те же байки или теленовеллы о том, как мальчик целует девочку. С той только разницей, что в одном случае от знакомства до поцелуя пройдет 60 серий, а в другом – 180. Эти сериалы могут быть более или менее удачными, есть большие достижения. Но это, к сожалению, такой формат. Я не оправдываю, просто говорю, что это естественно, поскольку телевизионные компании – это бизнес-предприятия, ориентированные на успех.
- Но вы же смотрите хорошее кино, почему именно такое не пускаете в эфир?
- В этом весь парадокс. Я не люблю современное телевидение, потому что ножницы между тем, что ты любишь и ценишь и чем, в общем-то, хочешь заниматься, и тем, чем занимаешься в реальности, сегодня очень велики. Наверное, самые счастливые моменты в жизни кино- или телепрофессионалов – это когда нет разрыва между тем, что ты хочешь, и тем, чего ждёт от тебя аудитория.
- Есть ли шансы изменить ситуацию с отечественным телепродуктом?
- Всё изменится с цифровой революцией, с появлением большого предложения. Вот как в интернете. Вы же выбираете, что вам там читать, какую искать информацию, с кем общаться. Точно так же с цифровой революцией появятся сотни телеканалов, и тогда можно будет делать целевой телепродукт, рассчитанный не на десятки сотен миллионов, а, скажем, на единицы миллионов или даже сотни тысяч человек. И тогда можно будет удовлетворить самые разнообразные вкусы. Например, любителей теоретической физики или истории Средних веков, или вообще радикального экспериментального андеграундного кинематографа. А пока телевидению с многомиллионной аудиторией это очень трудно сделать.
Фокус
- О фильме "Обитаемый остров" стали говорить ещё задолго до начала съёмок. Бюджет картины внушительный – $36,5 млн. А если она не оправдает ваших коммерческих ожиданий?
- Я занимаюсь большим прокатным кино всю жизнь с переменным успехом. За это время у меня были как очень большие неудачи, так и большие удачи. Конечно, хотелось бы всегда добиваться самого лучшего результата, но так не бывает. Если попадём в большие проблемы, то будем с ними жить и делать следующие фильмы в надежде, что они окажутся более успешными.
- Вы допускаете, что проблемы с прокатом могут быть вызваны нестабильной экономической ситуацией в странах, в которых будут показывать "Обитаемый остров"?
- Сейчас трудно об этом судить. С одной стороны, есть очевидные проблемы, связанные с кризисом, с другой – очевидные надежды. В число проблем входит, естественно, постоянно падающий курс рубля и гривны. Кроме того, вполне вероятно, что в условиях кризиса люди реже станут ходить в кино. Тем не менее кинематограф как самое дешёвое развлечение выигрывает, когда люди начинают экономить на путешествиях, дорогих ресторанах и покупках. Ведь не случайно голливудская Фабрика грёз родилась в период Великой депрессии 1929–1933 годов. Она психологически спасла огромное количество зрителей, которые проводили сутки в кинозалах, потому что там была такая программа: бросаешь 10 центов и можешь сидеть в кинотеатре целый день.
- В производстве "Обитаемого острова" участвовали несколько украинских компаний. Не планируете ли более тесное сотрудничество или копродукцию с одной из них?
- Копродукция – это средство осуществления замысла. Если мы самостоятельно не тянем проект, то начинаем искать партнёров. Собственно, на этом и основана идея больших европейских копродукций. Например, Голландия и Бельгия – небольшие страны, там мало зрителей, и без копродукции с соседями они вообще ничего не могут сделать. Даже Германии, Франции желательно объединять ресурсы. Так вот, если понадобится, мы будем с удовольствием объединять ресурсы. В случае же с "Обитаемым островом" справились самостоятельно. Что, кстати, и плохо, и хорошо. Хорошо по одной простой причине: никто не влиял на принятие творческих решений. Плохо, потому что весь огромный риск мы взяли на себя. Соответственно, дальше будем выкручиваться тоже сами.
- Вы являетесь инвестором одесского мультиплекса "Синема Сити". Выгодно ли сегодня заниматься кинотеатральным бизнесом?
- Как раз сейчас это не очень выгодно. Но я же не финансовый инвестор, не банк. И если во что-то вкладываю свои деньги, то только в то, в чём очень хорошо разбираюсь. Как всё устроено в кинопрокате я прекрасно знаю, поэтому и не боюсь. Но кто-то может опасаться. Поскольку это большие деньги, и ты не знаешь, кому верить, а кому нет.
- Выгодно ли в условиях кризиса вообще заниматься кино или телевидением – какая из этих сфер понесёт наибольшие убытки?
- Телевидение если и пострадает, то значительно меньше, потому что оно сильнее и быстрее, это полноценный прогнозируемый бизнес. Единственное, чего можно опасаться в этой сфере – это сокращения рекламного рынка, но и тут телевидение сможет сэкономить на своих расходах и сохранить прежний уровень рентабельности.
Что касается кинематографа, то он пострадает гораздо больше. Из четырёх традиционных источников финансирования кино, например, в России, два исчезли. Во-первых, сейчас нет частных инвестиций и банковских кредитов. Тут уже не знаешь, какое слово страшнее: "банковский" или "кредит". Во-вторых, телевидение как инструмент продюсирования значительно меньше будет участвовать в ранних стадиях производства, в предпродажах и в инвестициях в производство. Остаются только ограниченные государственные ресурсы, и деньги частных продюсерских компаний, которые будут тратиться чрезвычайно осторожно.
- Вы можете спрогнозировать объёмы сокращения рекламного рынка на телевидении?
- Я бы предпочёл не давать прогнозы. Рекламный рынок, безусловно, как-то изменится. Но не стоит забывать, что в последние годы он демонстрировал необычайно сильный рост, динамика составляла 30–35% ежегодно. Если она просто затормозится, то это всё равно будет рост. Мы должны понимать, что структура рекламного рынка станет иной: неизвестно, какое количество транснациональных и местных компаний посчитают необходимым тратить деньги на рекламу своих товаров и услуг.
- Фокус недавно писал о сериальном буме, в частности, о том, что новое поколение предпочитает скачивать телепродукт из интернета. В топ-10 лучших сериалов попали только зарубежные. Отечественные телеканалы пока не радуют своими работами. Почему?
- В силу многих обстоятельств телевидение смотрит наименее активная и наименее занятая аудитория. Как правило, это люди старшего возраста, в основном женщины. Значит, побеждают те жанры, которые востребованы у этой аудитории. И в силу её вкусов, а самое главное – в силу массового характера телевидения в ситуации, когда ограниченное количество каналов рассчитано на неограниченное количество зрителей, мы вынуждены всё время рассказывать одни и те же байки или теленовеллы о том, как мальчик целует девочку. С той только разницей, что в одном случае от знакомства до поцелуя пройдет 60 серий, а в другом – 180. Эти сериалы могут быть более или менее удачными, есть большие достижения. Но это, к сожалению, такой формат. Я не оправдываю, просто говорю, что это естественно, поскольку телевизионные компании – это бизнес-предприятия, ориентированные на успех.
- Но вы же смотрите хорошее кино, почему именно такое не пускаете в эфир?
- В этом весь парадокс. Я не люблю современное телевидение, потому что ножницы между тем, что ты любишь и ценишь и чем, в общем-то, хочешь заниматься, и тем, чем занимаешься в реальности, сегодня очень велики. Наверное, самые счастливые моменты в жизни кино- или телепрофессионалов – это когда нет разрыва между тем, что ты хочешь, и тем, чего ждёт от тебя аудитория.
- Есть ли шансы изменить ситуацию с отечественным телепродуктом?
- Всё изменится с цифровой революцией, с появлением большого предложения. Вот как в интернете. Вы же выбираете, что вам там читать, какую искать информацию, с кем общаться. Точно так же с цифровой революцией появятся сотни телеканалов, и тогда можно будет делать целевой телепродукт, рассчитанный не на десятки сотен миллионов, а, скажем, на единицы миллионов или даже сотни тысяч человек. И тогда можно будет удовлетворить самые разнообразные вкусы. Например, любителей теоретической физики или истории Средних веков, или вообще радикального экспериментального андеграундного кинематографа. А пока телевидению с многомиллионной аудиторией это очень трудно сделать.
Фокус
Источник: Broadcasting
blog comments powered by Disqus
Кино
Темы форума
Вчера в 23:20
Приём и обсуждение 57°E - NSS 12 в Ku band
19 ноября 2024
Спутниковая прямофокусная антенна АСТВ-2,5 m. (Ахтырка)
18 ноября 2024
Вижн ТВ. Новости - хорошие и плохие
14 ноября 2024
Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
13 ноября 2024
Приём и обсуждение 78.5°E - Thaicom 8 в KU Band
12 ноября 2024
Тропо - приём DVB-T,DVB-T2 в Украине.
11 ноября 2024
Прием FM из Киева и других городов
11 ноября 2024
Приём двух частот Alcomsat 1
10 ноября 2024
Антена ефірна Romsat AV-4035 (VHF)+(UHF)
10 ноября 2024
Зовнішня FM/DAB антена ROKS FM-10A
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52.5°E - Al Yah 1
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52°E - TurkmenÄlem / MonacoSat
09 ноября 2024
Транспондерные новости 28.2°E - Astra 2E/2F/2G
08 ноября 2024
Прием 30w Mabo 180 см моторизона система.сигнал в dB
06 ноября 2024
Спутниковые фиды, временные трансляции
04 ноября 2024
Транспондерные новости 10°E - Eutelsat 10A
02 ноября 2024
DVB-T/T2 частоты и каналы в КИЕВЕ и регионе (без обсуждения)
01 ноября 2024
Транспондерные новости 4.9°E - Astra 4A
30 октября 2024
Мультиплекс МХ-7 от Концерна РРТ (174-230 МГц)
27 октября 2024
Мой новый Channel Master240