Четырнадцать мультфильмов для лета
Лето — самое детское время года. Любой родитель за три месяца каникул успевает выучить наизусть все песенки и всех героев мультиков. Для тех, кто уже пересмотрел все, что было под рукой, идеально подходит новый региональный проект Ростелекома — лучшие мультики студии Диснея в одном пакете. Что особенно радует — без гор дисков и громоздких dvd-плееров. Золотая диснеевская классика на все времена доступна нажатием одной кнопки. С помощью «Интерактивного ТВ» любимые мультфильмы можно пересмотреть в любой момент с помощью архива передач. Золотую классику студии Диснея пытаемся вспомнить и понять, почему пересматривать эти фильмы полезно не только детям, но и их родителям.
«Белоснежка и семь гномов»
Диснеевский дебют в полном метре, манифест самой знаменитой анимационной студии в мире. С помощью старой доброй легенды о Белоснежке и «свет-мой-зеркальце» авторы незатейливых и уморительных скетчей о зверюшках (хотя в этом качестве рисовальщиков ценили все — от младенцев до писателя Набокова) доказали, что книжки могут жить на экране своей жизнью, независимой от литературного первоисточника. Магия великого художника превратила мрачную романтическую притчу братьев Гримм в волшебное, удивительное по цветовой гамме и прорисовке зрелище. До сих пор, когда говорят «Дисней» — представляют белозубую девушку в фартуке, комичных гномов, у каждого из которых — свой характер. Сколько лет эта сказка существует — столько каждый, кто ее впервые смотрит поражается этому кристально-чистому волшебству, в котором мрака и тумана — ни грамма, только вечное сияние чистой фантазии. Очень заразительное.
«Пиноккио»
Еще один манифест студии — история марионетки, ставшей мальчиком. Превращение неживого в настоящее, двигающееся, обаятельное и хулиганистое — чем не профессия Уолта Диснея, величайшего из мультипликаторов. И нет ничего странного в том, что «Пиноккио» не имеет продолжений: это слишком завершенная история, чтобы ее как-то развивать. Золотая классика, в которой все совершенно: и сочетание умильной детскости с шутками для взрослых, и видоизмененный (очень сильно, кстати) сюжет итальянской сказки. Все вместе заставляет всякий раз смотреть на рождение деревянного мальчика как на чудо, и, конечно, как впервые. Кроме того, сама сказка усложнилась — превратилась из легенды о том, что надо слушаться старших (они тут задвинуты на второй план), в увлекательный экшн о лжи, которая никому и никогда не приносила ничего хорошего.
«Золушка»
Каждый диснеевский фильм открывается видом замка — волшебной красоты, со шпилями. С ним Дисней ассоциируется в первую очередь. Башенки имеют, между прочим, прототип и свою культурную историю. Срисован с реального баварского Нойшванштайна, построенного правителем Людвигом, меценатом и актером на троне, покровителем Вагнера. Потом им же будто бы вдохновлялся Чайковский, когда писал «Лебединое озеро». И впервые на экране он появился именно в экранизации сказки Шарля Перро. Лучшего мультика для девочек не было и нет — об успехе, счастье и том, как встретить своего принца. Нет, не прыгать с бала на бал в его поисках — упорно работать, и тогда замок навсегда станет твоим.
«Питер Пэн»
Британская сказка про мальчика, который не хотел вырастать — исключительный случай детской книжки, которая доставляет невероятное удовольствие взрослым. Мультика это тоже касается — буквально физиологически чувствуешь, что для Диснея это — не сказка, а история из жизни. «Кино для всей семьи» — неприличный штамп и, кроме того, рецепт: немного шуток, непонятных детям, и такой фильм готов. «Пэн» уникален тем, что он любим всеми без исключения: и для детей, и для взрослых это — реализованная на экране мечта. Одни грезят о том, чтобы никогда не вырастать, другие мечтают хотя бы на полтора часа стать ребенком. Мультик Диснея это чудо совершает.
«Книга Джунглей»; «Книга Джунглей 2»
Последний фильм Диснея — пиршество цвета, ярких красок и фантазии. И торжество детства — положенная в основу книжка Киплинга написана вовсе не для самых маленьких. В сборнике рассказов о жизни диких стран все сочинено для взрослых людей — это истории о природе и человеке, вполне правдивые. Дисней же смог превратить взрослую литературу в сказку о дружбе и верности. Нехитрую, но тем более прекрасную и пеструю.
Сиквел «Книги Джунглей», появившийся в 2003 году, оказался действительно чем-то совсем иным. Если первый мультик был про человека и природу, то здесь людей стало заметно больше. И яркие характеры — главный козырь фильма. Появились девочка Шанти и уморительный младенец Ранжан. Звери тоже стали человечнее. И именно эти перемены сделали вторую «Книгу» действительно успешной — никому в голову не пришло бы ее сравнивать с приквелом.
«Русалочка»; «Русалочка: Начало истории Ариэль»
С этого мультика началось возрождение «Диснея», которое потом назвали ренессансом студии. «Русалочка» — еще один удивительный пример превращения мрачной, самой грустной, наверное, сказки в легкий и радостный мультфильм. Рецепт волшебства — появление забавных второстепенных персонажей (рыбка Флаундер не зря стала популярнейшим сувениром). Да и мрачность сказки преобразилась именно чудесами анимации, а не сюжетными поворотами: героев от одиночества и чар злой колдуньи спасают именно невероятные превращения.
Приквел истории Ариэль решили снимать в не самое удачное для Диснеевской студии время. Да и вышла она только на дисках. Но это не отняло у него главного достоинства — это удачное дополнение к оригинальной ленте. История отца Русалочки, потерявшего любимую жену и решившего запретить главную ее забаву — музыку. Борьба за божественные звуки под водой — прекрасная сюжетная канва, и можно только жалеть, что «Ариэль» так и не была толком увидена широкой аудиторией.
«Аладдин»
Вообще-то эта сказка очень долгое время считалась фальсификацией — ее впервые опубликовал в начале 18 века, в сборнике прочих легенд «Тысячи и одной ночи», французский просветитель Антуан Галлан. Может, этой скандальностью, а может, удачным переводом объясняется то, что «Аладдин» уже третье столетие — самая знаменитая сказка арабского мира. С ним сравнивают любые восточные красоты (это просто Аладдин какой-то!), его ставят на сцене, иллюстрируют, пересказывают. Наши мирискусники работали над постановкой сказки в Париже — есть чудные эскизы Льва Бакста, с тюрбанами и халатами. В ряду всего этого — однозначно один из главных успехов студии Диснея, попадание точно в яблочко (два «Оскара» - тому доказательство). Хотя был и скандал — исламские организации критиковали «Аладдина» за «создание негативного образа мусульман». Но кому какое дело до этого — в начале девяностых наступил «диснеевский ренессанс», и этот мультфильм — его апофеоз, вершина. Старую экзотическую сказку смогли превратить в современную, динамичную, но все такую же завораживающе-прекрасную. Добавили к прежней красоте немного дискотечных ритмов и уморительных персонажей-шутников, получился первостатейный микс классики и современности.
«Красавица и Чудовище»
Еще один безусловный успех Диснеевской студии эпохи ренессанса — фильм даже номинировали на «Оскар», причем не в анимационной, а в игровой категории. «Красавица и чудовище» — удивительный и исключительный пример мелодрамы для детей, совершенно взрослой по форме, но просто чуть более доходчивой и понятной. Не зря после выхода фильма все девочки без исключения обзавелись пеналами, рюкзаками и ручками с героями фильма.
«Король Лев»; «Король Лев 2: Гордость Симбы»; «Король Лев 3: Акуна Матата»
Главный коммерческий успех Диснея — сага о львах. Не зря же она получила больше всего продолжений. При том, что ничего детского в сюжете нету — сложная историческая драма о династии львов, правителей саванны, и борьбе за трон между юным Симбой и его коварным дядюшкой Шрамом. Вторая часть — вовсе про войну между прайдами. В сказку этот высокий эпос превращает виртуозная анимация, феноменальное владение диснеевских художников графикой. И да, конечно, на экране львы выглядят как изящнейшие животные, смотреть на них — тем более, так нарисованных, можно бесконечно. Кроме того, эпос про Симбу и его друзей завершается самым лучшим образом — в «Акуне Матате» рассказывается о событиях первой части, только увиденных глазами второстепенных персонажей, уморительных Тимона и Пумбы. Тех, что заслужили, в итоге, отдельную серию фильмов.
«Бэмби»; «Бэмби 2»
Во время последнего опроса зрителей, этот мультик был признан лучшим за всю историю диснеевской студии. Признаемся — он же и самый необычный. Здесь нету заигрывания со зрителем, особого упрощения сюжета. Есть только почти буддистская гармоничность всего, что происходит на экране. Осень сменяется зимой, а та — весной. Радость — печалью. Влюбленность — рождением оленят. Все невероятно просто и спокойно. Мир устроен так, а не иначе, и не нам его менять. Одновременно — «Бэмби» и дидактичен, он весь — о воспитании чувств, о том, как научиться жить в мире со всеми и как следует отвечать на жестокость, с которой неминуемо встретишься. Наконец, окончательно превращает мультик в значительнейшее произведение время выхода на экраны — 1942 год, разгар Второй Мировой. В итоге у Диснея получился едва ли не самый злободневный фильм, наравне с чаплиновским «Великим диктатором».
Когда после рекордного перерыва — в шестьдесят лет — Бэмби снова вернулся на экраны, то новую историю начали строить на старом фундаменте. Развили линию отношений олененка с отцом, появился отрицательный персонаж-молодой олень. Исчезла воспитательность и крохи гармонии. Это был совсем другой фильм — уже не про то, как жить в мире со всем, а как этот мир защитить.
Читать оригинал: http://www.vokrug.tv/article/show/CHto_smotret_na_nedele_18-24_avgusta_44138/
Источник: Кино-театр.ру
blog comments powered by Disqus