Что смотреть на «Послании к человеку»
10 картин, которые нельзя пропустить
«Послание к человеку» начало свое превращение в модное мероприятие в прошлом году с приходом нового арт-директора Алексея Медведева. Главной изюминкой форума стал киновелопробег, в процессе которого по Санкт-Петербургу проехало около 500 велосипедистов, а сопровождающий колонну проектор раскрашивал окрестные здания радостными для глаз изображениями. В прошлом же году фестиваль переместился в только что выстроенный кинокомплекс "Великан", и зрителей было досадно мало, хотя в программе были бесспорные шедевры: «Мой двоюродный дядя», «Акт убийства» и другие, а также прошел первый в России показ «Танца реальности» Ходоровского.
«Послание к Человеку» продолжает обновляться и разрастаться, в этом году он приглашает на показы как зрителей в Санкт-Петербурге, так и столичных синефилов (ряд фильмов смотра покажет Центр документального кино). Полностью изменился сайт фестиваля, его оформление и расцветка (белый и фиолетовый) теперь напоминают приказавший долго жить московский кинофорум «2-in-1», после закрытия которого Алексей Медведев и взял «Послание к человеку» в свои руки. Благодаря его команде консервативный питерский фестиваль второй год обрастает формами и смыслами, рождающимся из ряда любопытных и доселе невиданных программ. Помимо традиционных конкурсных смотров международной и отечественной документалистики, игровых короткометражек, анимации и экспериментальных фильмов, фестиваль обогатился, например, разделом псевдодокументалистики «Мокьюментари: лоскутное одеяло реальности» и программами национальных фильмов, расширяющими горизонты и мировоззрение. Будет на фестивале и полнометражное игровое кино.
Предлагаем обзор 10 лучших фильмов 24-го фестиваля «Послание к Человеку», выбор Кино-театр.ру.
«Кровь», реж. Алина Рудницкая, Россия
Международный конкурс
Единственный российский фильм в международном документальном конкурсе. Обладатель Гран При Артдокфест 2013 и ряда других престижных наград, номинант на национальную премию «Ника». Трудовые будни передвижной станции переливания крови, наблюдая за которой мы становимся свидетелями того, как человеческая кровь становится предметом торга. Очередь из сосредоточенных людей, желающих стать донорами и получить денежную компенсацию не иссякает. А врачи… они ведь тоже люди.
«Счастье», реж. Томас Бальмес, Франция
Международный конкурс
Российская премьера «Счастья» состоялась в программе «Свободная мысль» Московского международного фестиваля. Томас Бальмес – известный режиссер, с узнаваемым и весьма обстоятельным подходом к документальному кино. Среди его наиболее известных работ – трилогия о папуасах Новой Гвинеи «Госпел по-папуасски» (1999), «В ожидании Иисуса» (2000) и «Иисус приходит к папуасам» (2001), а также фильм «Малыши», который выходил в российский прокат в 2009 году.
На этот раз Бальмес рассказывает о мальчике из маленькой деревни в Бутане, которого мать отдала в монастырь учиться. Тот, как и все жители деревни, мечтает только об одном – смотреть телевизор. Именно в этом, по его мнению, и заключается счастье. В деревне даже нет электричества, но тем не менее один из соседских мужчин отправляется в город – продать буйвола и купить телевизор. Мальчик отправляется в путешествие вместе с ним.
«Песни леса», реж. Майкл Оберт, Германия
Спецпоказ
История американца Луи Сарно, который уехал в Центральную Африку, чтобы записывать звуки леса, остался там жить, вырастил сына и теперь везет его, жителя леса, чтобы в первый раз показать Нью-Йорк. Мальчик в огромном городе не очень-то восхищен небоскребами, зато злится, что отец покупает ему игрушки, - с его точки зрения это неверное вложение средств: в джунгли надо везти нормальную одежду и настоящее оружие. А папа почему-то не хочет покупать ребенку настоящий пистолет. Позже выяснится, что денег у Сарно хватает только на ерунду, ведь диски с песнями леса никто не покупает, а другого заработка нет. Папа переживет, что жители племени будут недовольны, когда они вернутся, ведь в Центральной Африке уверены - раз ты белый, значит богатый. Картина получила Главный Приз Международного кинофестиваля IDFA за лучший полнометражный фильм.
«21 день», реж. Тамара Дондурей, Россия
Национальный конкурс
Тонкое и жизнеутверждающее документальное кино о пациентах Первого московского хосписа, снятое с максимальным приближением к реальности и минималистскими художественными средствами. В кадре несколько пожилых героев, проживающих в хосписе 21 отведенный им день, все они люди, с интересом воспринимающие каждую минуту своей жизни.
Режиссер картины Тамара Дондурей, критик по образованию - ученица школы Марины Разбежкиной, это ее первая работа.
«Смерть рабочего», реж. Михаэль Главоггер, Австрия, 2005
Памяти Главоггера
Обладатель множества наград (Приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Лейпциге, Приз Лондонского кинофестиваля, Гран При Международного кинофестиваля «Золотой Абрикос» и др.), один из лучших документальных фильмов десятиления - поэма в пяти эпизодах, каждый из которых снят где-то далеко на задворках цивилизации: в Донецке шахтеры самовольно вырабатывают закрытую шахту, в Нигерии мясники забивают скот, в Китае варят сталь, в Пакистане - разбирают на металлолом старые корабли, в Индонезии — добывают и продают вулканическую серу. Все эти люди идут на крайние меры, чтобы обеспечить себе право заработать на хлеб.
«Племя», реж. Мирослав Слабошпицкий, Украина
Спецпоказ
Полнометражный дебют украинского режиссера сразу наделал много шума. В фильме, снятом на языке жестов, нет слов, субтитров и перевода, нет и музыкального сопровождения, зато есть уголовщина, инвалиды и обнаженка.
Глухой парень попадает в интернат, где пытается выстроить коммуникацию и завоевать авторитет в сообществе себе подобных, несмотря на жестокие и бандитские местные законы. Познавая мир сурового криминала, где нет место пустым словам, чужак встречает любовь.
«Вторая игра», реж. Корнелиу Порюмбою, Румыния
Спецпоказ
Зимой 1988 года Адриан Порумбою, один из самых популярных румынских арбитров, судил футбольный матч между бухарестскими командами «Стяуа» и «Динамо», проходивший на открытом стадионе при сильном снегопаде, а его 13-летний сын наблюдал за игрой в прямом эфире по ТВ. Спустя 25 лет Корнелиу с отцом решают пересмотреть тот матч и прокомментировать его. В течение следующих 90 минут мы видим игру, снятую «в каменном веке» тремя допотопными телекамерами, и становимся свидетелями диалога об игре, футболе, арбитрах, коммунизме, политике, идеологии, истории... «Вторая игра» для Корнелиу - это и с любовью сделанный портрет отца, способ признания ему в любви, и возможность задать вопросы о кино, о прошлом и настоящем и о том, что мы называем жизнью.
«Сепидех, путь к звездам», реж. Берид Мэдсен, Дания
GlobalDoc
Иранская девушка Сепидех по ночам наблюдает в телескоп звезды, а днем берет уроки физики и астрономии. Мечта стать космонавтом зародилась у нее шесть лет назад, когда внезапно умер отец. Она осмеливается мечтать, но родные не могут оценить такое честолюбие и эмансипацию: стать космонавтом точно не для иранской девушки - образование в университете стоит немалых денег. Храбрая Сепидех смотрит на звезды, но мечты все сильнее расходятся с реальностью и ожиданиями окружающих. К счастью, она может выразить все мысли, написав письмо своему герою, Альберту Эйнштейну.
«Тренер Зоран и его Африканские тигры», реж. Сэм Бенстед, Великобритания
Спецпоказ
Мрачная комедия о рождении нации. Южный Судан стал независимым государством в июле 2011 года, после почти 50 лет гражданской войны. И хотя страна все еще погружена в воспоминания о бесчисленных жертвах насилия, власти стремятся занять место в событиях международного уровня, в частности формируют собственную сборную по футболу. Для выполнения этой задачи был призван деятельный и чрезвычайно амбициозный тренер-ветеран из Сербии Зоран Джорджевич. В фильме рассказывается о первом годе существования команды, об охоте за новыми игроками и первых международных играх. Агрессивный и даже диктаторский стиль Зорана очень быстро приводит к конфликту с председателем Федерации футбола и рядом высокопоставленных политиков. Эйфория независимости спадает, а разборки и финансовый кризис начинает угрожать существованию едва появившегося государства.
«Соль земли», реж. Вим Вендерс, Бразилия, Италия, Франция
Фильм закрытия
Визуально совершенный рассказ о Себастьяне Сальгадо, бразильском фотографе, одном из крупнейших фотожурналистов мира. Себастьян всю жизнь снимал войны и последствия катастроф, беженцев, лишенцев, золотодобытчиков во всех уголках мира, а в последние годы переключился на природу и начал работу над проектом «Генезис». Он фотографировал пейзажи, птиц и черепах на Галапагосских островах. Потом были пингвины и киты Антарктики и Южной Атлантики, бразильские аллигаторы, африканские львы, загадочные жители джунглей Ментавайских островов, пустыня Сахара, ледники Аляски… Сын фотографа, режиссер Хулиано Сальгадо, сопровождал его в путешествиях.
Биография этого уникального человека выстроена Вендерсом почти как фотофильм из работ Себастьяна Сальгадо. Мы - то, что мы видим.
Источник: Кино-театр.ру
blog comments powered by Disqus