Кинопроизводство в Украине сдвинулось с «мертвой точки»
В 2013 году в широкий прокат попало рекордное количество отечественных фильмов — около 10. Это «Звичайна справа» Валентина Васяновича, «Ломбард» и «Тіні незабутих предків» Любомира Левицкого, детский фильм «Іван Сила», фильмы «Параджанов», «Романтика», «Истальгия», «Полярный рейс», «Вечное возвращение».
Более половины фильмов из этого списка получили дотации от государства: детский фильм «Іван Сила» был полностью профинансирован Государственным агентством по вопросам кино. Остальные финансировались по схеме 50 / 50, где лепта государства составила несколько миллионов гривен. Фильмы «Тіні незабутих предків» и «Полярний рейс» в программе Госкино не участвовали.
В целом за 2013 год в Украине было снято более 30 полнометражных игровых фильмов, а также десятки короткометражек, рассказывает соучредитель «Гагарин Медиа», режиссер Дмитрий Томашпольский. По его наблюдениям, около 80 % фильмов — это проекты режиссеров-дебютантов, сделанные на высоком уровне.
Ускользающие деньги
Продюсер студии 435Films Анна Паленчук рассказывает, что ситуация с кинопроизводством в Украине начала улучшаться только несколько лет назад. В 2010 году финансирование кинематографа составляло 24 млн грн, но уже в 2011 году эта сумма выросла до рекордных 111 млн грн. «Для сравнения, до 2010 года выделялось по 5 млн грн», — вспоминает Паленчук.
В 2012 году финансирование кино выросло до 176 млн грн, а затем начало снова сокращаться. Так, в прошлом году на украинские фильмы для Госкино выделили 156 млн грн, а в бюджете на 2014 год предусмотрен 121 млн грн. Руководители ведомства объясняли, что предусмотренных в прошлые годы денег кинопроизводителям хватало с лихвой.
По оценкам Томашпольского, в текущем году украинский прокат увидит еще около десятка фильмов, в том числе, победителей государственных конкурсов прошлых лет.
«То, что такие фильмы проходят весь путь — от создания до проката, мне кажется, уже чудо», — считает он.
В разных условиях
Заработок на прокате в Украине — это пока недостижимая цель для украинских кинематографистов. Кинотеатры, которые получают 50 % стоимости каждого билета, предпочитают показывает фильмы, которые гарантированно принесут прибыль. В основном, это «голливудские» фильмы, которым достаются лучшие показы, рассказывает продюсер фильма «Тіні незабутих предків» Андрей Селиванов. Из 98 залов, в которых показали его фильм, примерно треть поставила по одному утреннему сеансу.
«Если бы государство ввело льготы, например, отмену налога на прибыль с украинских фильмов, кинотеатры охотнее брались бы за это», — предполагает Селиванов.
«Тіні незабутих предків» показывали в кинотеатрах IMAX (Планета кино), «Мультиплекс», «Линия кино», где фильм собрал 5,2 млн грн. «За время проката мы обогнали «Советника» (фильм режиссера Ридли Скотта) и некоторые другие иностранные фильмы. Но нас быстренько прикрыли, а их продолжили показывать, так как у кинотеатров обязательства по договорам)», — заявил он.
Бюджет фильма составить чуть более $ 890 тыс., но на сегодня эти вложения окупились только наполовину.
С миру по нитке
Андрей Селиванов уверен, что фильм выйдет на прибыль, как только окажется в прокате за рубежом. «Мы уже перевели фильм на русский язык, поэтому готовимся к его показу в России и других странах», — рассказал он. Сумма некоторых зарубежных контрактов может достигать $ 3 млн. Кроме того, договоры на показ фильма уже заключили несколько телеканалов группы Starlight Media. По данным «Капитала», сумма договора составила 1,5‑2 млн грн.
«Полярный рейс» прокат прошел хорошо, утверждает PR-директор компании Wise Vision Светлана Машовец. Эта компания занималась продюссированием фильма и его показом в Украине, России и Беларуси. По данным ресурса Kinopoisk.ru, только за первый уикенд в России фильм собрал $ 430 тыс. «Говорить об итогах пока сложно: данные проката мы уточняем. Кроме того, готовятся показы на телевидении», — сообщила Машовец.
Дмитрий Томашпольский также делает ставку на прокат за рубежом. Его фильм «F63.9 Хвороба кохання», который вышел в совместном производстве Украина — Франция — Россия сейчас адаптируется для других стран. Допремьерный показ в Париже, который состоялся 21 декабря, посетило 500 человек. «Это хороший показатель, зал был забит», — говорит Томашпольский.
Капитал
Виктория Власенко
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus