Магия Туманного Альбиона: Самые яркие фильмы «Бритфеста»
Фестиваль нового британского кино, который в этом году пройдет в России в пятнадцатый раз, традиционно отбирает крайне разнообразную программу — от независимых камерных социальных драм до будущих оскаровских лауреатов, от малобюджетных хорроров до эпических экранизаций русской классики. КиноПоиск решил вспомнить самые яркие картины, которые российские зрители увидели именно на «Бритфесте».
«Билли Эллиот», режиссер Стивен Долдри, 2000
В первые годы существования Фестиваль нового британского кино объединял в программе как премьеры, так и те фильмы, которые уже были в российском или международном прокате. Поэтому в 2001-м смотр не мог пройти мимо «Билли Эллиота», уже показанного в отечественных кинотеатрах. История мальчика Билли — сына шахтера, который вместо бокса интересуется девчачьим балетом — тронула сердца зрителей по всему миру, получила тонну наград, запустила карьеру талантливого Джейми Белла и до сих пор почти ежедневно заставляет рыдать и смеяться публику в виде мюзикла на сцене лондонского Вест-Энда.
«Большой куш», режиссер Гай Ричи, 2000
Второй фильм Гая Ричи ждали уже с нетерпением. После ажиотажа вокруг криминальной комедии «Карты, деньги, два ствола» ставки были высоки. Однако «Большой куш» не просто повторил успех своего предшественника, но и переплюнул его по динамике, кассовым сборам и количеству колоритных персонажей. Теперь уже никто не сомневался в том, что это не какой-то британский Тарантино», а один из самых интересных жанровых режиссеров, у которого впереди куда более масштабные проекты.
«Круглосуточные тусовщики», режиссер Майкл Уинтерботтом, 2002
Майкл Уинтерботтом — один из самых плодовитых британских режиссеров (за что многие его упрекают в неразборчивости), поэтому неудивительно, что его картины нередко появлялись в программе «Бритфеста». «Круглосуточные тусовщики» — живая, будто документальная летопись насыщенной музыкальной жизни Манчестера (от панк-рока конца 1970-х до рейвов и феномена мэдчестера конца 1980-х) с проводником в лице Стива Кугана и звездами британского независимого кино Ширли Хендерсон, Пэдди Консидайном и Саймоном Пеггом.
«Ветер, который качает вереск», режиссер Кен Лоуч, 2006
В центре сюжета находится конфликт между двумя братьями, оказавшимися по разные стороны баррикад во время гражданской войны в Ирландии. Выход картины в родной Британии не обошелся без скандалов. Уж слишком чувствительной до сих пор остается тема борьбы Ирландии за независимость. Получивший «Золотую пальмовую ветвь» «Ветер» вряд ли назовешь легким фильмом, однако Кен Лоуч умеет сделать так, что два часа напряженной драмы смотришь на одном дыхании. Кстати, Лоуч еще один трудоголик, традиционно снимающий свои фильмы абсолютно независимо, собирая бюджет по крупицам и буквально по всей Европе.
«Беззаботная», режиссер Майк Ли, 2008
Салли Хокинс — актриса, которой чаще всего приходится исполнять роли второго плана, и «Беззаботная» — приятное исключение, где Хокинс удается развернуться, создавая на экране небанальный образ жизнерадостной и как будто наивной Поппи. Майк Ли точно знает, что, казалось бы, простые сцены из жизни незаурядных персонажей могут быть интереснее закрученного лихо сюжета.
«Воспитание чувств», режиссер Лоне Шерфиг, 2009
«Воспитание чувств» принесло Кэри Маллиган номинацию на «Оскар», сразу сделав одной из самых востребованных британских актрис. Ее героиня — 16-летняя Дженни, очарованная умелым притворщиком Дэвидом и готовая бросить учебу и мечты о поступлении в Оксфорд. Разве можно сравнить зубрежку с поездками в Париж и красивыми платьями? Несмотря на ностальгический антураж 1960-х, история не теряет актуальности.
«Четыре льва», режиссер Кристофер Моррис, 2010
Кто-то должен был это сделать. Кто же, кроме британцев, мог высмеять международный терроризм и исламских экстремистов? «Четыре льва» — уморительная комедия о террористах-неудачниках, смелая, безбашенная и, конечно, не без ложки дегтя. Удивительным образом сценаристу и режиссеру Моррису удалось никого не обидеть, показав при этом абсурдность доморощенного религиозного фанатизма.
«Однажды в Ирландии», режиссер Джон Майкл МакДона, 2011
Без преувеличения одна из самых смешных комедий последних лет, «Однажды в Ирландии» рассказывает историю самого циничного полицейского на свете. Он любит выпивку, наркотики, проституток и плевать хотел на политкорректность и все такое. Однако в том, что касается поимки настоящих преступников, именно он оказывается куда толковее спецагентов в костюмах. Неудивительно, что «Однажды в Ирландии» стал самым кассовым независимым ирландским фильмом у себя на родине, обойдя упоминавшийся ранее «Ветер, который качает вереск».
«Анна Каренина», режиссер Джо Райт, 2012
«Анне Карениной» досталось от блюстителей чистоты экранизаций русской классики. Картину единодушно проигнорировали в актерских номинациях главные премии, однако лента Джо Райта остается удивительным примером многослойной и тонкой работы с материалом. За яркими красками, нарочито театральными декорациями и хореографическими номерами не теряется, а наоборот, становится более выпуклым текст Толстого.
«Грязь», режиссер Джон С. Бейрд, 2013
Еще одна печальным образом оставшаяся без наград актерская работа — Джеймс МакЭвой в роли Брюса Робертсона, страдающего психическим расстройством полицейского из романа Ирвина Уэлша. Показать на экране разрушение личности, меняясь от сцены к сцене, вдруг обнаруживая осколки прежнего вполне нормального Брюса, семьянина и профессионала, МакЭвою удалось на сто процентов. Даже мама режиссера сетовала, мол, во что тот «превратил хорошего мальчика Джеймса».
«Двойник», режиссер Ричард Айоади, 2013
Британцам удается ловко играть с классическими текстами, и Айоади в этой игре достигает удивительной точности. Он перенес «Двойника» Достоевского в тусклое кафкианское безвременье и взял на роль идеально невротичного Джесси Айзенберга, приправив россыпью своих (и наших) любимых актеров из «Субмарины». Получился точь-в-точь Достоевский.
15-й Фестиваль нового британского кино проходит в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России. В Москве показы пройдут с 28 октября по 9 ноября, в Новосибирске — с 29 октября по 2 ноября, а в Санкт-Петербурге — с 5 по 9 ноября. Организаторы — Британский совет и арт-объединение CoolConnections.
Источник: Кинопоиск
blog comments powered by Disqus