Может ли Европа тягаться с Америкой по части блокбастеров

«Облачный атлас» – действительно большая совместная европейская работа, в которой не задействована ни одна американская студия. Правда, нужно отдавать себе отчет, что делали его люди, обладающие масштабным мышлением и знающие, как создавать блокбастеры. Во-первых, в фильме задействованы популярные американские актеры. Во-вторых, двое из режиссеров – Лана и Эндрю Вачовски – американцы, в свое время снявшие «Матрицу». Еще один режиссер картины – Том Тыквер – немец, который уже лет десять работает в Голливуде. На его счету, например, фильмы «Интэрнешнл» и «Парфюмер» – картина, сделанная в Европе, но, в общем-то, с голливудским размахом.
Более того, в Европе же давно умели снимать блокбастеры. Американцы этому учились как раз у европейцев. В начале прошлого века на римской студии «Чинечитта» снимали много масштабных картин. Тогда они назывались пеплумами – теперь мы знаем их как блокбастеры. Например, фильм «Кабирия» Джованни Пастроне, по большому счету, прародитель всех блокбастеров – массовка в полторы тысячи человек, внушительные декорации. Короче говоря, можно сказать, что Европа сейчас не пытается проникнуться голливудским духом, а просто нащупывает свои корни.
Глобализация
Понятно, что американцы сейчас в этом деле куда большие специалисты. Они усовершенствовали стиль, усовершенствовали жанр – блокбастеры теперь, что называется, у них в крови. Европа же специализируется вроде бы на маленьком авторском кино. Хотя, по всем внешним признакам, «Облачный атлас» – типично американское кино. Ты видишь голливудских артистов, видишь размах и, конечно, хочется назвать фильм американским. Все-таки это тяжеловесная и объемная конструкция – три режиссера, почти три часа экранного времени, шесть сюжетных линий и захватывающая история. У европейцев в этот раз получился глобалистский проект, в хорошем смысле этого слова.
Причем, не стоит думать, что Европа собирается сменить вектор, начать тягаться с Голливудом и снимать глобалистские фильмы без национальной идентификации авторского кино, которым она так славится. Нет, так не будет. Границы национальной идентичности в кино не сотрутся. Они порядком размоются, да. Эти границы уже достаточно размыты. Но, скорее, в том смысле, что студии разных стран все больше кооперируются для производства совместных фильмов. Однако в конечном итоге всегда же важен только результат. Для зрителя не имеет значения, на деньги скольких студий и стран снято кино. До сих пор в первую очередь важно только то, насколько интересную историю это кино рассказывает.
Отличительные особенности
Отличительная особенность европейских блокбастеров от американских одна: у американцев они выходят масштабнее и филиграннее. В жанре блокбастера у европейцев провалов гораздо больше, чем побед. Тут это только попытки сделать что-то эпическое, в Америке жанр давно поставлен на конвейер.
Сложно сказать, сколько должно пройти времени, чтобы Европа и Америка в этом смысле сравнялись. Да и не ясно, нужно ли Европе ставить на поток производство масштабных кинолент. Тут же даже другой менталитет. Блокбастеры уже много лет – не часть европейской культуры кино. Те из европейских режиссеров, кто хочет снимать такие фильмы, скорее, поедут за этим в Америку.
И потом – в американской киноиндустрии откровенно больше денег. На «Облачный атлас» Европа скидывалась всем миром. Американские киностудии большую часть бюджетов тянут самостоятельно.
У них больше рынок, больше производственные мощности, гигантские студии. Словом, я не думаю, что когда-то Европа и Америка сравняются в производстве блокбастеров. Но и не нужно. Должен быть, что ли, баланс. Американцы берут у европейцев новую художественность и идеи. Европейцы у американцев набираются профессионализма и умения работать слаженно и в четко заданные сроки – кино ведь, большое производство, в котором задействовано огромное количество людей. И мне кажется, этот процесс обмена и подпитки друг друга как раз и создает гармонию в мировом кино.
Источник: forbes.ua