Антиутопия «Теорема Зеро» возмутила трех художников, занимающихся стрит-артом. Они подали иск о нарушении авторских прав на режиссера фильма Терри Гиллиама.
Художники, выступающие под псевдонимами Джаз (настоящее имя — Франко Фасоли), Эвер (Николя Эскалада) и Трой Лавгейтс, он же Другой (Дерек Мехэффи), увидели в «Теореме Зеро» настенный рисунок, до боли похожий на их работу под названием «Castillo». Вот, как выглядит этот стрит-арт в фильме:
Оригинальный стрит-арт был закончен в декабре 2010 года в Буэнос-Айресе на улице Фитц-Рой, где находится так называемая «зона граффити». Но съемки «Теоремы Зеро» проходили в Бухаресте, где было возведено здание сгоревшей церкви, служившей жилищем для главного героя. Наружная стена этой церкви и содержит стрит-арт, возмутивший художников. Аргентинцы Джаз и Эвер утверждают, что зарегистрировали свои права на произведение на Родине в 2013 году, и «Castillo» является важной и узнаваемой художественной работой как в Аргентине, так и за рубежом:
Гиллиаму придется отвечать на иск не в одиночку: художники выдвинули аналогичные претензии к компании-производителю и дистрибутору «Теоремы Зеро». За нарушение авторских прав истцы требуют запретить выпуск картины, а также денежную компенсацию.
Украинцы, к счастью, уже успели посмотреть «Теорему Зеро» — картины вышла в прокат 3 июля этого года, а до этого — еще в десятке стран. Кроме того унтиутопию представили на нескольких кинофестивалях. Напомним, что в «Теореме Зеро» действие происходит в будущем, где реклама преследует прохожих на улице, а в личную жизнь человека могут легко вторгаться корпорации. Ранее Гиллиам уже имел неприятности из-за «Теоремы Зеро», когда в США запретили постер к фильму, сочтя его чересчур откровенным.
Режиссер Терри Гиллиам, кстати, не в первый раз сталкивается с подобными проблемами. Другой художник, Леббеус Вудс, подавал на него в суд из-за ленты «12 обезьян». В одной из сцен фильма использовался стул для пыток, похожий на тот, который Вудс нарисовал в 1987 году. Иск художника тогда удовлетворили, и суд постановил удалить спорную сцену из фильма, но Вудс настоял лишь на денежной компенсации.