Новый фильм Джорджа Клуни опасен для здоровья
Джордж Клуни привез в Берлин фильм «Охотники за сокровищами», утренний пресс-показ которого был прерван из-за «чрезвычайной ситуации». Во время вынужденного перерыва из зала начали уходить журналисты: пятая полнометражная работа Клуни-режиссера вышла, мягко говоря, неудачной.
Примерно через пятнадцать минут после начала фильма в зале берлинского фестивального дворца, где проходил показ «Охотников за сокровищами» для журналистов, раздались громкие крики и почему-то аплодисменты. Кто-то закричал «Emergency!» и самые впечатлительные побежали к выходу. Вскоре изображение остановилось, в зале включился свет и по рядам пронесся шепот: зрителю на балконе стало плохо. Сотрудники фестиваля не стали уточнять информацию, лишь попросив сохранять спокойствие и оставаться в зале, так как показ скоро продолжится.
Фильм действительно запустили снова, однако поток журналистов из зала это не остановило: картину, уже получившую крайне сдержанные, а порой и негативные отзывы в США, сложно назвать удачной, несмотря на лежащую в основе интригующую реальную историю. «Охотники за сокровищами» основан на одноименной книге Роберта М. Эдсела. Автор задумался о том, как сохранились шедевры искусства и архитектуры во время Второй мировой, когда жил во Флоренции и любовался мостом Понте Веккьо. Он узнал о существовании «спецгруппы монументов, живописи и архивных документов», которая занималась тем, что пробиралась на передовую и пыталась спасти сокровища мировой культуры.
Позднее выяснилось, что одному журналисту действительно вызывали скорую — что-то с сердцем. Его отвезли в больницу, и сейчас он чувствует себя хорошо.
Картина начинается с того, что импозантный профессор Фрэнк Стоукс (Джордж Клуни) убеждает американские власти в том, что в Европу необходимо направить спецбатальон, чья миссия — сохранить те произведения искусства, которые еще не уничтожены немцами или войсками союзников. С широкой улыбкой и под жизнерадостную музыку он набирает разношерстную компанию своих друзей — музейного куратора (Мэтт Дэймон), коллекционера (Боб Бэлабан), архитектора (Билл Мюррей), скульптора (Джон Гудман), дизайнера-француза (Жан Дюжарден) и знакомого из Британии (Хью Бонневилль). Вместе — под не менее жизнерадостную музыку — они отправляются на войну, сначала высаживаясь во Франции и потом разделяясь на группы в поисках места, где немцы прячут награбленное для персонального музея Гитлера.
«Это было почти абсурдно: не имеющие никакого отношения к военному делу, эти люди — историки, художники, искусствоведы и архитекторы — шли на фронт и просили генералов не бомбить определенную церковь и территорию, чтобы спасти витраж, скульптуру или фреску. Казалось бы, как они могли вообще хоть что-нибудь спасти? То, что они делали, было самоотверженной попыткой сохранить историю», — так описывает ситуацию Кейт Бланшетт, сыгравшая одну из ключевых ролей. Героиня Кейт — куратор парижского музея, которая ведет секретную ведомость всех картин, украденных оккупантами.
Фильм мог стать захватывающим детективом, настоящей охотой за сокровищами, однако ему это не удается, как не получается и походить на фильмы 60-70-х годов, которыми Клуни, по его словам, вдохновлялся. Хоровод персонажей, проходящий перед глазами зрителей, не дает возможности вглядеться ни в одного из них. Кто эти люди, почему они вдруг с легкостью и без тени сомнения согласились отправиться в пекло, что ими движет, кроме очевидной любви к искусству? Характеры обозначены тонкой пунктирной линией, шутки оказываются натужными, а сюжет развивается чаще всего благодаря чистым случайностям. Режиссер не может определиться с тем, как показывать войну. Стиль «Бесславных ублюдков» повторить невозможно, а стоит чуть убавить количество юмора и абсурда — и получится нечто невразумительное.
Книгу Роберта М. Эдсела первым обнаружил продюсер и давний соратник Клуни Грант Хеслов. «Мы никогда не думали об этом проекте как о военной драме, для нас это был, в первую очередь, фильм об ограблении. А потом мы приехали на площадку и облачились в каски и военную униформу», — говорит Клуни, которому было интересно сменить курс после «Мартовских ид» — ленты современной, камерной и довольно циничной. «Мы, вообще то, далеко не циники, — признается режиссер. — Нам хотелось сделать простое, старомодное кино. Кстати, непросто прийти к студии с историческим фильмом об искусстве».
Для съемок пришлось найти копии многих шедевров: какие-то арендовали из частных коллекций, другие печатали по специальной технологии, используя цифровые изображения высокого разрешения, а Мадонну из Брюгге нашли на складе реквизита, когда-то принадлежавшего римской студии Чинечитта.
Естественно, почти у всех персонажей были реальные прототипы, один или сразу несколько, как у Билла Мюррея. Так, Фрэнк Стоукс Джорджа Клуни основан на истории Джорджа Стаута, реставратора, впервые предложившего американским властям идею спасения культурного наследия из огня войны. Прототипом героя Мэтта Дэймона стал Джеймс Роример, еще один участник «спецгруппы монументов», впоследствии занявший пост директора музея Метрополитан в Нью-Йорке.
Однако есть и герои, полностью созданные воображением сценаристов, в частности, это Дональд Джеффрис, которого играет Хью Бонневилль. Он оступившийся человек, любитель выпить, которому дается второй шанс. «Я не мог заснуть в ночь перед съемками, — признается Бонневилль. — В вызывном значились Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Боб Бэлабан, Джон Гудман, Билл Мюррей, Жан Дюжарден, Димитрий Леонидас и я. Я был ошарашен в первый же день! Постоянно хотелось себя ущипнуть, не сплю ли я».
Борьба за микрофон на пресс-конференции была такой жаркой, что когда журналистка из Мексики получила микрофон, она начала говорить об эротических фантазиях и душевном здоровье женщин Мексики, которое сохраняется благодаря Клуни.
На пресс-конференции Александра Депла, написавшего музыку к «Охотникам за сокровищами», уличили в плагиате Прокофьева: мол, основная тема фильма напоминает мотив из «Пети и волка». В ответ Билл Мюррей, Джордж Клуни и Мэтт Дэймон просвистели музыкальную тему. «Вот! Вы украли ее!», — обрадовалась журналистка. «Да нет, мы Прокофьева и свистим», — ответил Дэймон. Депла не смог ответить на вопрос о сходстве, но групповой свист вполне может стать оправданием.
Фильм «Охотники за сокровищами» выходит в российский прокат 20 февраля.
Источник: kinopoisk.ru
blog comments powered by Disqus