«Посвященный»: утопающая антиутопия
За десять дней в мировом прокате новый тинейджерский блокбастер «Посвященный» собрал чуть более $15 млн при бюджете в $50 млн. Прямо скажем, результат не ахти какой, особенно глядя на не ахти какой (по современным голливудским меркам) бюджет. Конечно, все еще может измениться, однако уже сейчас можно говорить, что это не новые «Сумерки» или «Голодные игры». «Посвященный» ближе к «Дивергенту», «Прекрасным созданиям», «Рубиновой книге» или даже к «Гостье».
Будущее. Общество стерильно, идеально, цивилизованно. Мир — рай: нет боли, нет войн, нет террактов и страданий. Но нет при этом и свободы выбора своего пути: порядок каждого обитателя земной цивилизации простроен и запрограммирован заранее. Юный Джонас (Туэйтс) становится избранным, он знакомится с тем, чего лишены все остальные люди вокруг, и внезапно понимает, что чистые непосредственные эмоции куда круче идеального порядка на земле.
Австралиец Филлип Нойс — монтажер, сценарист, продюсер, но прежде всего режиссер. Его «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром — классика конца 80-х и хит первых VHS-проигрывателей. Его триллер «Игры патриотов» с Харрисоном Фордом стал большим хитом. Но все это дела минувших дней. В последние годы Нойс снимает преимущественно сериалы. Это, не дай бог, никакое не оскорбление талантам кинематографиста (тем более в современных кинореалиях), но показатель его успешности. Одно дело, когда маститый режиссер берется снять какой-нибудь «через пару серий я стану культовым» сериал или когда режиссер сериалов поднимается до создателя полнометражных работ с широким мировым прокатом, космическими бюджетами и звездами на пресс-волах. Нойс же, сняв «Солт» с Анджелиной Джоли, переориентировался на малый формат. Его детище «Фарт» далее одного сезона не пошло, зато по второму — куда более популярному проекту — «Месть» (триллер-варианту отжившей «Сплетницы») легко понять, какого рода стиль нас ждет в «Посвященном».
Так повелось, что ваша покорная слуга пишет рецензии на Вебурге на все ленты подобного стиля. «Тинейджер-зомби-вампиры-фантастик-муви» из писка моды превратились в тренд и далее — по спирали вниз — до чрезмерно назойливого жанра, доставшего многих. Сначала это были «Сумерки», которые довольно удачно и вовремя заменились «Голодными играми». Между ними прошел и «Дивергент», и «Гостья», и «Тепло наших тел», отличившееся от «соплеменников» в лучшую сторону. И вот дошли до «Посвященного».
По ощущениям, какая-то безумная фанатка фанфиков и писательница накропала (а другое определение придумать сложно) десятка два романов под одну кальку, и теперь их все один за другим экранизируют. На деле же это, конечно, не так, но, кто смотрел все вышеперечисленное, возможно, согласится с нами: тяжело отделаться от ощущения, что все это уже было. Не спасает ситуацию даже удивительно приятный актерский состав «Посвященного» из Мэрил Стрип, Джеффа Бриджеса, Кэти Холмс, Александра Скарсгарда и других.
Фантастика, мистика, первая любовь, эмоции, романтика, постапокалиптика, антиутопическая реальность — с одной стороны, «Посвященный» имеет много общего с другими подобными лентами. С другой, героиня-девушка уступила место юноше, а реальная угроза отошла на задний план, предоставив место философствованиям и воспоминаниям. Вещи это, конечно, хорошие, но динамику любого блокбастера на раз-два убивающие. Голливуду же нужен экшен, поэтому и «Посвященный» вроде и экранизация, а от неспешного повествования книги и рассказов о чудесах человеческой памяти живого места не осталось.
«Посвященный» выглядит как тщетная попытка сценаристов, которые не довели сюжет до ума, режиссера, который мыслит в несколько других категориях, нежели «тинейджер-муви», и продюсеров, чьи старания промоутировать картину оказались не слишком заметны. Не исключено, что истинные фанаты подростковых антиутопий фильм оценят, но все же, думается, согласятся с нами, что, кроме «Сумерек» и «Голодных игр», пока ни один проект (включая и «Посвященного») не «допрыгнул» до отметки, когда можно всерьез рассматривать его феномен, удивляться сборам и ждать продолжения — и только в кино.
Главный приговор всему этому: все это уже было, а новое — не в пример скучнее предшественников. Не цепляет ни романтическая довольно милая линия «Посвященного», ни философский выбор Избранного между реальностью и идеальным миром настоящего, ни харизма самого главного персонажа, ни сюжетная коллизия в целом.
Антиутопии для подростков льются как из рога изобилия. И вот «Посвященный» — еще одна тинейджер-фантастика с минимальным набором эмоций. Совсем пропасть картине не позволяют актеры, но выше своих собратьев ленте тоже не удается встать. Словом, это середнячок, что считается довольно обидным описанием с такими артистами на первых планах.
В этом плане интересно было бы посмотреть на «Посвященного» (в оригинале имеющего название «Дающий») до всех этих лент, саг и франшиз. А так ведь и должно было быть. Права на экранизацию романа были куплены еще в 1994-м. Что ж, поезд ушел — ищите новый тренд. Двадцать лет назад, не спорим, это смотрелось бы как откровение, но сегодня «Посвященный» — довольно обыкновенная история, где нечего по сути снимать и нечего играть.
Источник: weburg.net
blog comments powered by Disqus