Рецензия на фильм «Джанго освобожденный»

Сюжет Квентина Тарантино, как ни забавно, «двигает» банальная французская идиома «шерше ля фам» («ищите женщину»). Еще один привет утонченной нации — показушное франкофильство плантатора Келвина Кэнди в исполнении Леонардо ДиКаприо. На этом — все, далее — игра в вестерн.
Дружба со стоматологом может быть весьма полезной. Оказавшись в компании «дантиста» — известного охотника за головами доктора Кинга Шульца (Вальц), раб Джанго (Фокс) обретает сначала покровителя, затем одежду, друга, актерские способности, уверенность в себе и работу. Поиски жены главного героя Брумхильды (Вашингтон) приводят обоих в «Кэндилэнд» — поместье сколь очаровательного, столь и мерзкого плантатора Келвина Кэнди (ДиКаприо).
С «Джанго освобожденным» велико искушение «зарыться с головой» во все отсылки, реверансы и киноманские загадки, которые, мы уверены, Тарантино пишет с неизменным лукавым прищуром. В этом плане его новый фильм — одна из лучших игр для экспертов в области кино и людей, мнящих себя таковыми. В нее можно играть как в одиночку, так и в большой компании — даем слово, все «секретики» Квентина с первого раза вы не найдете никогда — из них можно составлять если не книгу, то небольшой словарь.
Но, во-первых, это удел не рецензии, а Google, хотя некоторые «флешбеки», в виде имен коней, фамилии Шафт или эпизодической роли первого кинематографического Джанго — актера Франко Неро (кстати, найдите его в картине!), действительно впечатляют. А во-вторых, Тарантино, кажется, того и надо — чтобы все увлеклись разгадкой ребуса, пижонским видом еще недавно раба Джейми Фокса, блестящим саундтреком (при участии главного вестерн-композитора Морриконе), «оскаровской» игрой новой музы режиссера — Кристофа Вальца, первой по-настоящему отрицательной ролью Леонардо ДиКаприо, отличным образом Самюэля Л. Джексона или (осторожно, спойлер!) его собственным традиционным камео, которое, конечно, не поражает, но для финального wow-эффекта массового зрителя вполне себе работает. Словом, чтобы все отстали от стилистического почерка, написано и сказано о котором, наверное, больше, чем о чьем-нибудь другом.
Удобно считаться создателем нового киноязыка и делать «под этой маркой», что заблагорассудится. Вся рецензия на фильм «Джанго» может выражаться в одной реплике его создателя: «Все, что я люблю». Это, как всегда у Квентина, хлесткая, кровавая, жестокая и одновременно местами гомерически смешная пижонская легенда. На этот раз бессовестно использующая вестерны и музыкальное наследие прошлых лет, синтез спагетти-вестерна, саузерна и кино в стиле «эксплуатэйшн», цирковое представление, разыгранное с серьезными лицами. Фиктивность понятна, но оторваться невозможно.
«Джанго» затянут, местами слишком фантастичен, в погоне за формой пару раз ускользает содержание. Но список премьер без этой картины много бы потерял. Это Зорро – одним ударом семерых, это выпущенная обойма, когда выстрелов больше, чем пуль, это байка, рассказанная мужчиной для своих друзей в подпитии, когда правду от полуправды не отличит даже отъявленный трезвенник.
Взяв самый исконный американский киножанр, Тарантино превратил его в новость. «Наркотик» режиссера — способность удивлять. Простая сказочная история из разряда «спасти любимую» с линейным сюжетом превращается в эпик, где принцесса — это рабыня, злой дракон — сторонник насилия, падкий на лесть и деньги предприниматель, а высокая башня — его помещичий особняк. Несмотря на все возможное удивление от «Джанго», это классический Тарантино. Никого не жалко, никого.
Итоговый вердикт: Легенда о бравых парнях — с одной стороны, анекдот — с другой и сказка романтиков с большой дороги — с третьей. Тарантино верен самому себе — месть по-прежнему «холодная закуска», но самого себя не превзошел.
У «Джанго» пять номинаций: за монтаж звука, операторскую работу, сценарий (Тарантино), мужскую роль второго плана (Вальц) и лучший фильм. Последнюю награду картина не получит. Вряд ли достанется работа и оператору. В сухом остатке — либо Тарантино, либо Вальц. Шансы есть.
Источник: weburg.net