Рецензия на фильм "Джек Райан: Теория хаоса"
Джек Райан — герой серии романов американца Тома Клэнси, созданных с 1984 по 2010 годы в жанре технотриллера, посвященных холодной войне, мировой гегемонии США и оперативной работе ЦРУ. Противником США неоднократно становились сначала Советы, а впоследствии и Россия. Джек Райан — финанасовый аналитик ЦРУ, скромный интеллектуал, доктор экономики, которого обстоятельства время от времени вынуждают поработать оперативником на земле, заставляя вспомнить о славной героической службе морпехом в Афганистане.
Джек Райан особый брэнд, мир которого отличен от мира Джеймса Бонда, Итана Ханта и Джейсона Борна. В нем априори меньше воинственности, оружия и он лучше вписывается в наш сегодняшний день с его масштабной виртуальностью, иначе говоря созданный Клэнси в 1980-х альтернативный техномир стал реальностью. Триллеры Клэнси так виртуозны, что Голливуд уже неоднократно черпал в них вдохновение: "Охота за "Красным Октябрем" (Джек Райан — Алек Болдуин, заменивший в проекте Кевина Костнера), "Игры патриотов" и "Прямая и явная угроза" (Джек Райан — Харрисон Форд), "Цена страха" (Джек Рйан — Бен Аффлек). Как видно из простого перечисления актеров, воссоздававших экранный образ Райана, этот персонаж олицетворяет собой стопроцентного американского героя — крутого, умного, обаятельного, проницательного, с неизменной упрямой челюстью.
Нынешний Джек Райан (Крис Пайн) это истоки знакомого зрителям персонажа, его юные годы, вербовка в ЦРУ и первое дело. Фильм снят не по отдельному роману, а скомпилирован из разных отсылок к молодым годам агента из всей серии бестселлеров. Голубоглазый Крис Пайн с его героическим послужным списком, открытым взглядом, юношеским обаянием, перетекающим в зрелую мужественность, хорошо вписывается в устоявшийся экранный имидж Райана.
А вот сама перезагрузка франшизы скорее не вписывается в бренд интеллектуального триллера и хорошего экшена. Причина? Наверное, не одна. Простоватый сценарий, оторванный от жизни, переписывавшийся по мере подготовки проекта пятью разными людьми, плоские диалоги. Не столько жесткий фильм о шпионах с положенной дозой адреналина, сколько романтическая фантазия на тему фильма о шпионах. В духе романтика и страстного поклонника Шекспира режиссера Кеннета Браны, который с увлечением осваивает в последние годы новые для себя степени свободы в большом кино — комиксы и боевики.
В его нынешнем творении присутствует помимо шекспировского драматизма вся положенная атрбутика жанра: благородный герой, "восточный" враг, безумные перестрелки, погони на красивых лимузинах, крутой офис русского олигарха с шестью степенями защиты. Претендующая на гламурность Кира Найтли в роли невесты Райана и сцена ее спасения в финале. Но все с оттенком карикатурности, параноидальности и псевдоироничности. Лаптей с балалайками по счастью нет, но устрашающая русская неадекватность присутствует в избытке и сравнима разве что с американским простодушием. Московский колорит присутствует в виде обилия церквей, Большого Каменного моста ночью и разноцветного осеннего лесопарка.
По сюжету Джек Райан после службы в Афганистане, тяжелого ранения и вербовки в разведку занимается финансово-аналитической деятельностью на Уолл-Стрит под присмотром опытного старшего коллеги, агента ЦРУ Уильяма Харпера (Кевин Костнер); обнаруживает в недрах России страшный финансовый заговор, грозящий экономическим коллапсом Штатам и беспрецедентным террористическим актом сердцу американских финансов Уолл-Стрит. Стоят за сим страшным деянием кукловоды из российского правительства и главный исполнитель, коварный русский бизнесмен и патриот Виктора Черевин (Кеннет Брэна), загадочная русская душа в теле бабника и алкоголика с цирозом печени. Для выяснения подробностей Райан под предлогом финансового аудита едет к Черевину в Москву.
Кеннет Брэна перечитал все романы Клэнси, как истинный британец обожает бондиану, но вместе со сценаристами в страстном восторге от причастности к шпионским играм оторвался от реальности. Для начала они наивно пытаются нас убедить, что финансовый коллапс Америки не выйдет за границы Америки, не разольется экономическим крахом по миру, но позволит укрепиться ее экономическому сопернику в контексте рассказываемой истории — России.
Брэна с увлечением подчеркивает родство своего персонажа с прочими большими шпионами и фильм полон отсылок в первую очередь к Бондиане. Вы помните, конечно, как Бонд в исполнении Дэниела Крэйга в "Казино Рояль" совершает свое первое убийство? - Пытается утопить врага в раковине, но фокус до конца не удается и приходится все же пускать в ход огнестрельное оружие. Там где не справился агент 007, машина для убийства, финансовый аналитик и кабинетный ученый Райан оказывается на высоте. И топит в мелкой лужице в ванне отеля двухметрового чернокожего амбала-охранника, которому ничего не стоит переломить субтильного Райана двумя пальцами как спичку.
Впрочем, это почти единственное, в чем он оказывается на высоте. Такими нестыковками, несуразностями и ``анекдотами`` полон весь фильм. Когда семья русских агентов в американском захолустье приходит в православную церковь на службу, слышит кодовое слово для запуска процедуры теракта в Штатах и комментирует ``нас активировали``, спрашиваешь себя — мы в мультфильме или смотрим пародию, или Кеннет Брана просто заигрался и переусердствовал?
При всей дикости сюжетных ходов типажи в фильме довольно колоритные и актеры первоклассные, к сожалению развернуться им негде. Кеннет Брана хотя не может без театральной аффектации, но актер милостью божьей. Кевин Костнер в своей экранной жизни идеальное воплощение простого американского героя, символично что именно ему Зак Снайдер доверил роль земного отца Супермена.
Крис Пайн достаточно убедительно сдерживает свою кипучую энергию, разыгрывая неспешность кабинетного ученого. Кира Найтли, которая после "Анны Карениной" плотно слилась с русской темой в кино, не так красива и свежа как девушки Бонда, но умна и убедительно беседует с олигархом о русской классической литературе, опытным глазом врача-офтальмолога ставит ему медицинский диагноз и без подготовки бодро вписывается в тонкие шпионские игры. Только ее отношения с женихом не производят впечатления страстного романа — вся романтика и страсть растрачены Браной на шпионов.
В роли босса Виктора Черевина — наш знаменитый танцор Михаил Барышников, который с 1974 года живет и работает в США, занимается хореографией и снимается в кино. Разочарованный проектом о Джеке Райане, попросил убрать свое имя из титров.
Для справки: оригинальное название фильма переводится как "Джек Райан: теневой рекрут". Но наше прокатное название на сей раз как нельзя лучше отражает суть происходящего — это хаос. Без всякой стройной теории и хоть подобия логики, политкорректности и временами здравого смысла, интеллектуальные игры в отсутствие интеллекта.
Татьяна Федотова
Источник: kinonews.ru
blog comments powered by Disqus