Рецензия на фильм "Филомена"
Ирландская сирота Филомена Ли воспитывалась при монастыре. В простоте душевной забеременела от случайного знакомого, ребенка отобрали монашки и отдали на усыновление в американскую семью в Штаты — таково наказание за грех. Через 50 лет пожилая семейная дама Филомена Ли (Джуди Денч), счастливая мать и бабушка двух внуков, решительно предпринимает поиски разлученного с ней сына, о котором не забывала ни на минуту в течение полувека. Ей помогает известный журналист, только что потерявший престижную работу пресс-секретаря в аппарате правительства Великобритании, Мартин Сиксмит (Стив Кугэн), который не прочь на этой истории сделать себе имя писателя и получить гонорар.
История, как часто сейчас случается, основана на реальных событиях. Напомню, что Мартин Сиксмит действительно известный журналист, специалист по России. Фильм сделан режиссером Стивеном Фрирсом, мастером инди-драм — британских андерграундных и голливудских независимых ("Моя прекрасная прачечная", "Навострите ваши уши", "Опасные связи" и других). Начиная с 1987 и по настоящий день его фильмы отмечаются на европейских кинофестивалях и Оскарах, а сам Фрирс удостоен специального приза за выдающийся вклад в мировое кино в 2003 на фестивале в Карловых Варах и приза за достижения всей жизни от Европейской киноакадемии в 2011. "Филомена" заслуженно стала лауреатом Венецианского кинофестиваля 2013 и представлена на Оскар 2014 в четырех номинациях: лучший фильм, адаптированный сценарий, саундтрек (композитор Александр Деспла), женская роль.
Фильмы Фрирса неизменно отличает выбор непростых тем, редкая доверительность и филигранность, чуство такта, отсутствие ханжества при обсуждении острых нравственных проблем, почтительное внимание к своим непростым героям и работа с лучшими актерами. Все это в полной мере относится и к картине "Филомена".
История далека от яркого приключения или затейливого детектива, лишена неожиданных кульбитов и могла бы быть пресной, если бы не теплая живая атмосфера, создаваемая в первую очередь Джуди Денч и Стивом Кугэном. Сложно найти более непохожих и несовместимых персонажей, чем Филомена и Мартин, оказавшихся в одной связке. Филомена благопристойная провинциальная католичка, ходит на исповедь, молится о близких, принимает мир как он есть со всем его противоречивым несовершенством, трогательно любит ближних, будь то знакомые или случайные люди, друзья или враги, не противится злу, простодушно увлекается ТВ мылом и бульварными романами.
Если Вы никогда не задумывались о смысле тезиса "Блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное", рекомендую — Джуди Денч и ее Филомена расшифровывают его блестяще. О нищих духом говорится не в уничижительном и небрежительном, а скорее в комплиментарном смысле, как о людях смиренно принявших драматизм бытия и с покойной мудростью плывующих по течению, умея находить счастье в мелочах. Джуди Денч, в фильмографии которой много "крутых" женщин, в том числе Королева Елизавета, Королева Виктория, леди Макбет, почти бессменная патронесса Бонда М, конечно, узнаваема внешне, но совершенно преображается в искренней любви к своей Филомене, о которой иначе не скажешь как "святая простота".
Персонаж Стива Кугэна ее антипод до мелочей. Журналист, знающий изнутри весь неизбежный цинизм своей профессии и растворившийся в нем, безбожник и эгоист, во многом противопоставляющий себя миру, интеллектуал и сноб, которому претит тяжеловесная линейность и косность окружающих, а хорошее воспитание не всегда позволяет скрыть раздражение в отношении ближних. Актерский имидж Кугэна связывают в первую очередь с комедией и андерграундным кино, в последних своих работах однако он радует драматическим талантом. Его дуэт с Джуди Денч один из лучших в обозримом времени. Несхожесть мироощущения их персонажей добавляет много юмора и остроты истории, а размышления о вере, совести, грехе, мести, лжи, пользе компромиссов и бескомпромиссной принципиальности делает максимально ненавязчивыми. В "Филомене" Кугэн выполняет еще и продюсерские функции и занимался сценарной адаптацией книги Сиксмита.
Из актеров в ролях второго плана отмечу Софи Кеннеди Кларк (Филомена в юности) и Шона Махона (ее сын), которые ощутимо добавляют тепла и доброты в и без того трогательную ауру фильма. Картина и зрителю в некотором смысле дарит искреннее всепрощение и отпущение грехов и оставляет ощущение светлой грусти и веры в завтрашний день.
Татьяна Федотова
Источник: kinonews.ru
blog comments powered by Disqus