Рецензия на фильм «Гагарин: Первый в космосе»
Пока конструктор Королев (Филиппов) проводит бессонную ночь возле своего же детища — ракеты «Восток-1», на панцирных койках в тренировочном лагере также не спят два друга — Юрий (Жалнин) и Герман (Мичман). С утра они оба выполнят стандартную пробежку, примут душ, съедят завтрак из тюбиков, наденут скафандры, но полетит только один.
Это не иначе как парадокс, что у нашей страны все это время не было по сути ни одного художественного фильма про самого известного русского на планете — первого космонавта Юрия Гагарина. Но вот теперь фильм есть. И называется он достаточно привлекательно — «Первый в космосе». И бюджет-то у него нестыдный — около 10 миллионов долларов. И режиссером-то стал человек, работавший над постановками большей части проектов Алексея Балабанова — Павел Пархоменко (он же стал художником «Гагарина» и автором сценария картины — прим. авт.). Но вот еще один парадокс: вопрос о фильме остается открытым. По меньшей мере странно сейчас было бы создавать картину о Харламове: «Легенда № 17» закрыла «брешь» как минимум на десять лет. Судя по всему, примерно то же самое в скором времени произойдет и с фигурой другого советского спортсмена — Льва Яшина. А вот у Гагарина такого нет.
«Первый в космосе» не лишен определенной доли обаяния — в первую очередь благодаря харизматичному молодому актеру Ярославу Жалнину, действительно похожему на прототип, а также из-за сходства ленты с советскими фильмами про «супергероев» — добрых, смелых, слегка наивных, кругом образцово-показательных и даже слишком положительных. В 2013 году это воспринимается, конечно, иначе, и то, что «Гагарин» совсем уж не падает в ретро-китч — заслуга создателей. Однако фильм лишен какой бы то ни было глубины. Он довольно поверхностен и беззуб. По нему можно дать представление школьникам о том, как 12 апреля 1961-го Советский Союз вошел в историю, но о личности главного героя тех событий он не дает практически никаких подробностей.
От цельного сюжетного полотна Пархоменко отказался. Его «Первый в космосе» — набор зарисовок — то отсылающих нас к Гагарину-ребенку, то показывающий его юность, его личную жизнь, его детей, его работу. Все второстепенные герои размыты по повествованию — как бы убедителен ни был персонаж Королева, ни его характер, ни сущность Гагарина в ленте не раскрыты. Нет политического противостояния, нет триумфа Союза над всем миром. Безупречный герой садится в ракету и совершает идеальный первый полет. Персонаж должен развиваться, даже если он — Юрий Гагарин.
Это слишком условная история, чтобы претендовать на статус правдивой. Символично, что это первая картина, создание которой «благословила» семья космонавта. Один этот факт после просмотра «Первого в космосе» говорит о куда большем, нежели весь фильм.
Источник: weburg.net
blog comments powered by Disqus




