Шпион, сошедший со страниц: Экранизации шпионских романов
В прокате стартует картина «Самый опасный человек» — экранизация одноименного шпионского романа Джона ле Карре. Cтаромодный, реалистичный, суровый триллер голландского постановщика Антона Корбейна рассказывает о работе секретного подразделения немецких спецслужб во главе с харизматичным Гюнтером Бахманном (последняя главная роль Филипа Сеймура Хоффмана). В поле зрения его команды попадает прибывший в Гамбург русско-чеченский иммигрант Иса Карпов (Григорий Добрыгин), которого укрывает молодая девушка-адвокат (Рейчел МакАдамс). Гюнтер надеется, что Карпов выведет его и на более крупную рыбу, но он не единственный, кто хочет заполучить потенциального преступника.
«Самый опасный человек» — уже девятое произведение Джона ле Карре, которое перебирается на большой экран. Однако по случаю выхода фильма мы вспомним не только достойные экранизации книг британского мастера жанра, но и другие примечательные фильмы, в основу которых легли шпионские романы.
«39 ступеней»
Режиссер Альфред Хичкок, 1935
Шпионский роман «39 ступеней» шотландца Джона Бакена выглядел идеальным материалом для Альфреда Хичкока, ведь он содержит одну из самых излюбленных тем мастера саспенса, ложное обвинение. К ней которой он также обращался в лентах «Диверсант», «Человек, который слишком много знал» и «На север через северо-запад». От первоисточника картина Хичкока, правда, сохраняет лишь сюжетную основу и рассказывает о молодом канадце Ричарде (Роберт Донат), по случайности обвиненного в убийстве скрывающейся от спецагентов Анабеллы (Люси Маннхайм) и попавшего в лихо закрученный клубок шпионский интриг. Выпутаться оттуда герою помогает обаятельная блондинка Памела (первая муза Хичкока Мэдлен Кэррол). Примечательно, что творчество Бакена — ровно как и самого Хичкока — оказало влияние на Яна Флеминга, автора романов о Джеймсе Бонде.
«Третий человек»
Режиссер Кэрол Рид, 1949
«Третий человек» Грэма Грина — история, которую должны были не прочитать, но только увидеть на кинопленке: английский автор написал повесть, чтобы превратить ее в киносценарий, но позже все же решил издать оригинальный материал, более похожий на шпионский детектив. В центре сюжета находится молодой автор вестернов Холли Мартинс (Джозеф Коттен), который приезжает к своему приятелю (Орсон Уэллс) в послевоенную Вену лишь для того, чтобы узнать, что тот был убит. Отказываясь верить в официальную версию следствия, Холли начинает собственное расследование в разрушенном, разделенном на зоны городе с его опасными переулками и канализаями, преступниками, ворами, шпионами и интригами времен холодной войны. Нуар-картину Кэрола Рида, сочетающую в себе невероятное напряжение и мастерскую работу награжденного премией «Оскар» оператора Роберта Краскера, оказала огромное влияние на развитие жанра, и ее нередко называют величайшим британским фильмом всех времен. Поговаривают, что Уэллс лично снимал некоторые эпизоды — так это или нет, но его влияние здесь читается отчетливо.
Бондиана
1962-…
В 1954 году канал CBS заплатил Яну Флемингу тысячу долларов за право на телевизионную адаптацию первого романа о супершпионе MI6 Джеймсе Бонде. Часовая экранизация книги прошла в эфире почти незамеченной, и мог ли тогда британский писатель предположить, какой успех в дальнейшем ожидает его серию книг? Агент 007 начал свой путь в большое кино в 1962-м и за последующие 50 лет франшиза выросла в одну из самых успешных и долгоиграющих в истории, а также стала настоящим культурным феноменом. 23 полнометражных фильма, 6 основных актеров, бесчисленное количество выпитых коктейлей, соблазненных женщин и невероятных гаджетов, а также множество побочных книг, видеоигр и даже комиксов. И это еще не предел.
«Досье „Ипкресс“»
Режиссер Сидни Дж. Фьюри, 1965
Экранизация первого из шести романов о Гарри Палмере одного из главных британских специалистов по шпионским историям, Лена Дейтона. Примечательно, что в первоисточнике, главный герой был безымянным, а вот в фильме его решили наделить самым скучным именем, которое только могли придумать режиссер Сидни Дж. Фьюри и исполнитель главной роли Майкл Кейн. Гарри скорее похож на Джорджа Смайли из произведений Джона ле Карре, нежели на Джеймса Бонда: представитель среднего класса в скучных очках (пожалуй, первый герой боевиков, который их надел), сигаретой в зубах и страстью к вкусной и плотной еде. Рутинная работа с бумагами для него не менее важна, чем операции под прикрытием с пистолетом наперевес. Шпионом он стал поневоле: будучи сержантом полиции, Гарри был уличен в торговле на черном рынке и перед ним поставили выбор: тюрьма или разведка. Одна схожесть у Палмера с Джеймсом Бондом все же есть: страсть к красивым женщинам. В «Досье „Ипкресс“» герою приходится расследовать дело о ведущих британских ученых, которых некто похищает и промывает им мозги. Картина стала большим хитом на родине и породила ряд продолжений, а Майкл Кейн стал прочно ассоциироваться со своим не столь однозначным персонажем.
«Шпион, пришедший с холода»
Режиссер Мартин Ритт, 1965
Один из первых романов (и первый бестселлер) Джона ле Карре, выпущенный в самый разгар холодной войны, получил эталонную экранизацию под руководством постановщика Мартина Ритта, который старался остаться максимально верным первоисточнику и не растерять ни капли его характерной атмосферы. Действие реалистичного, мрачного и окунающего зрителя в мир безжалостных интриг «Шпиона, пришедшего с холода» начинается в Берлине, где во время своей работы в MI6 служил и сам Ле Карре. Именно там раскрывают агентов резидента британской разведки в Германии Алек Лима (Ричард Бертон в одной из лучших своих ролей). Депрессивный, замкнутый, уставший мужчина оставляет службу, пристращается к алкоголю и устраивается работать в местную библиотеку. Это моральное падение — прикрытие, с целью привлечь внимание врагов, которые наверняка захотят выведать у ослабленного экс-агента пару важных секретов. Но вскоре Алек оказывается втянут в куда более опасную игру, чем он предполагал.
«Ошибка резидента»
Режиссер Вениамин Дорман, 1968
Первый из четырех фильмов о маститом разведчике Михаиле Тульеве, экранизация повести Олега Шмелева и Владимира Востокова, не понаслышке знакомых с тонкостями работы советских спецслужб. Тульев в исполнении Георгия Жженова — сын русского эмигранта, западный шпион, засланный в СССР для добычи важных сведений и вербовки новых кадров. Но осуществить запланированные им операции оказывается не столь просто — в дело вмешивается контрразведка КГБ. В продолжениях ленты уже самому Тульеву приходится расплетать интриги иностранных шпионов.
«Три дня Кондора»
Режиссер Сидни Поллак, 1975
Несмотря на то, что в экранизации романа Джеймса Грейди имя главного героя было изменено с Рональда Малкольма на Джо Тернера (а события несколько сокращены — оригинал носит название «Шесть дней Кондора»), в исполнении Роберта Редфорда он получился как нельзя близким к первоисточнику. Тернер — работник ЦРУ с красивым позывным Кондор, однако его работа заключается лишь в том, чтобы штудировать газетные публикации и книги на предмет любопытных утечек. Однажды вернувшись после обеденного перерыва в свой небольшой нью-йоркский офис, он обнаруживает всех коллег убитыми. Отправившись на встречу с начальством для разъяснения ситуации, Джеймс попадает в ловушку — его пытаются убить. На героя начинается охота, и он понимает, что стал участником крупного заговора. В эпоху Уотергейтского скандала и войны во Вьетнаме в американском кинематографе появился ряд фильмов о борьбе обыкновенного человека с системой, и «Три дня Кондора» — один из ярчайших образцов (правда, обыкновенный человек здесь из ЦРУ). Спустя несколько лет Грейди выпустил продолжение романа, но до экрана оно так и не добралось.
«Прямая и явная угроза»
Режиссер Филлип Нойс, 1994
Том Клэнси получил мировую славу благодаря своим шпионским и военным историям, ставшими бестселлерами по всему миру. Его книги отличаются кинематографичностью, а, пожалуй, самым известным персонажем является агент ЦРУ Джек Райан, который уже не раз перебирался на большой экран. Не столь давно мы видели в его роли Криса Пайна в «Теории хаоса» , но наиболее ярким герой получился в исполнении Харрисона Форда. Форд сыграл Райана в двух лентах — «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» — где ему приходилось спасать королевскую семью от атаки Ирландской республиканской армии и воевать с наркокартелем. Романы Клэнси удачно переносились не только на кинопленку, но и были положены в основу популярных серий видеоигр (Rainbow Six) или вдохновляли их (Splinter Cell, Ghost Recon).
«Идентификация Борна»
Режиссер Даг Лайман, 2002
Американский автор Роберт Ладлэм придумал Джейсона Борна в 1980 году. C тех пор свет увидели три бестселлера с его участием, трехчасовой телевизионный фильм с Ричардом Чемберленом, еще несколько книг, но уже от другого автора, Эрика Ван Ластбадера, видеоигра и, главное, кинотрилогия с Мэттом Деймоном. Постановщику Дагу Лайману удалось успешно перенести на большой экран историю о потерявшем память экс-сотруднике ЦРУ с ее многогранными персонажами, неожиданными поворотами сюжета и параноидальным настроением. Причем, успешно не только в художественном плане, но и в коммерческом. Во второй и третьей части франшизы режиссерское кресло занимал уже Пол Гринграсс — и картины получились ни в чем не хуже, а то и лучше дебютного фильма. А вот не столь давнюю «Эволюцию Борна» с Джереми Реннером многие поклонники серии посчитали уже лишней.
«Шпион, выйди вон!»
Режиссер Томас Альфредсон, 2011
Подобно Гарри Палмеру, самый известный персонаж Джона ле Карре Джордж Смайли был задуман как противоположность Джеймсу Бонду. Тихий, кроткий, предпочитающий кабинетную работу стрельбе, погоням и женщинам, которых так любит Бонд (Смайли бы разобраться со своей женой). Он появлялся в восьми книгах, а его самые знаменитые воплощения на экране — в мини-сериале1979 года и картине шведского постановщика Томаса Альфредсона. В основу «Шпиона» лег одноименный роман, рассказывающий о поисках крота в руководстве британской разведки. Образ Смайли мастерски примерил на себя Гари Олдман, за что был удостоен номинации на премию «Оскар», а Колин Ферт, Том Харди, Джон Херт, Бенедикт Камбербэтч и другие видные актеры помогли сделать эту экранизации ле Карре одной из лучших.
Специальное упоминание: «Семнадцать мгновений весны» и «ТАСС уполномочен заявить»
Два легендарных отечественных сериала — о деятельности разведчика Штирлица во время Второй мировой войны и о противостоянии советской и американской разведок во время войны холодной — объединяют исполнитель главных ролей, великолепный Вячеслав Тихонов, и автор оригинальных текстов, писатель и журналист Юлиан Семенов. Экранизации его произведений полюбились десяткам миллионов отечественных зрителей.
Источник: Кинопоиск
blog comments powered by Disqus