Страсть, кино и рок-н-ролл: 10 фильмов о рок-музыкантах
В ограниченном прокате стартует документальная лента «Еще», посвященная творчеству группы «АукцЫон». По случаю выхода фильма КиноПоиск вспоминает примечательные биографические картины, рассказывающие истории выдающихся рок-музыкантов — от «Сида и Нэнси» с Гари Олдманом до «Контроля» с Сэмом Райли.
«История Бадди Холли»
Режиссер Стив Рэш, 1978
В 1970-е актер Гэри Бьюзи был больше известен своими выходками за пределами экрана, но все изменилось, когда роль пионера рок-н-ролла Бадди Холли в биографическом фильме Стива Рэша принесла ему номинацию на «Оскар». Сьюзи сбросил вес и вместе с партнерами по съемочной площадке сам исполнял композиции Холли, а Рэш постарался с документальной точностью воспроизвести основные события из жизни выдающегося музыканта, погибшего в возрасте всего лишь 22 лет при крушении самолета, на котором также летел певец Ричи Валенс (ему посвящен не менее примечательный фильм «Ла Бамба»). Картину по достоинству оценили Пол МакКартни и Литл Ричард — и если у ленты есть столь заслуженные почитатели, это говорит о многом.
«Сид и Нэнси»
Режиссер Алекс Кокс, 1986
Всего через семь лет после трагической смерти эксцентричного бас-гитариста легендарных панк-рокеров Sex Pistols Сида Вишеcа и его возлюбленной Нэнси Спанджен британский постановщик Алекс Кокс решил рассказать о проблемной и до сих пор вызывающей немало споров жизни одной из самых известных пар в истории рок-музыки. На главную он пригласил еще молодого и неизвестного, но невероятного талантливого Гари Олдмана, и вместе им удалось передать на экране мятежный дух панк-сцены 1970-х. Фронтмен Sex Pistols Джон Лайдон назвал фильм «низшей формой жизни» и раскритиковал Кокса за искажение событий, а вот критики и зрители оказались в восторге.
«Дорз»
Режиссер Оливер Стоун, 1991
Полный секса, наркотиков и рок-н-ролла биографический фильм Оливера Стоуна о глыбах психоделического рока The Doors и, в частности, их харизматичном солисте Джиме Моррисоне. Взлет и падение музыканта, груз славы и любовь к выпивке, героину и беспорядочным связям — все это Стоун показывает с такой же свободой и смелостью, которые присущи самой музыке группы. Его картина породила новую волну интереса к творчеству коллектива — после релиза фильма продажи альбомов The Doors сильно подскочили. Однако она вызвала споры не только у критиков, но и у самих музыкантов. Робби Кригер и Рэй Манзарек разнесли ее в клочья, Джон Денсмор, консультировавший создателей фильма, нашел в нем больше положительного. Однако все они высоко оценили игру Вэла Килмера, который полностью отдался роли Моррисона и в преддверии съемок целый год жил в образе рокера, носил его одежду и посещал любимые места.
«На что способна любовь»
Режиссер Брайан Гибсон, 1993
Жесткая и бескомпромиссная экранизация автобиографии королевы рок-н-ролла Тины Тернер. Попав в мир большой музыки при помощи своего мужа, продюсера Айка Тернера, она столкнулась с настоящей тиранией с его стороны — некогда любящий и нежный мужчина превратился в монстра и постоянно избивал певицу. Изначально главную роль должна была исполнить Уитни Хьюстон, но из-за беременности ей пришлось отказаться от проекта, и тогда ее заменила Анджела Бассетт, которая впоследствии стала первой темнокожей актрисой, получившей «Золотой глобус». Примечательно, что картина Брайана Гибсона одобрили и сама Тина, и Айк — однако последний позже наверняка пожалел о своем решении. И это не должно удивлять — если ты так относишься к одной из самых излюбленных исполнительниц своего времени, нужно быть готовым, что тебя возненавидит весь мир.
«Круглосуточные тусовщики»
Режиссер Майкл Уинтерботтом, 2002
Независимый хит Майкла Уинтерботтома повествует о Тони Уилсоне — телеведущем, музыкальном промоутере и владельце одного из самых влиятельных британских лейблов 80-х, Factor Records. Впрочем, если вы не знаете кто это, достаточно взглянуть на слоган фильма. В основу ленты легла одноименная глава автобиографии Уилсона, однако сам он говорил, что является здесь лишь второстепенным лицом. В его словах есть доля правды — «Круглосуточные тусовщики» окунают зрителя в золотую эпоху манчестерской музыкальной сцены и знакомят с историей множества легендарных групп — от Joy Division до Happy Mondays.
«Рэй»
Режиссер Тейлор Хэкфорд, 2004
Биография великого американского джазового музыканта Рэй Чарльза — рок-звездой, конечно, его назвать нельзя, но он внес огромный вклад в развитие множества направлений, в том числе рок-н-ролла. Постановщик Тейлор Хэкфорд пытался снять фильм на протяжении 17 лет, но ожидание того стоило. Он рисует ключевые события из жизни Чарльза — от потери им зрения в семилетнем возрасте до закрепления в статусе одного из самых известных и высокооплачиваемых деятелей мировой музыки — при этом не обходя и темные стороны личности исполнителя. Утверждение на главную роль Джейми Фокса, известного в то время в основном по комедиям наподобие «Стриптиз-клуба» и «Зова плоти», вызвало немало скепсиса, тем не менее актеру удалось мастерски перенести на экран титанический образ, получить «Оскар» за главную мужскую роль и тем самым начать новый этап собственной карьеры.
«Переступить черту»
Режиссер Джеймс Мэнголд, 2005
«Переступить черту» создан настоящими поклонниками и для настоящих поклонников иконы кантри-музыки Джонни Кэша. Фильм Джеймса Мэнголда фокусируется на раннем этапе карьеры музыканта (Хоакин Феникс) и рассказывает о его пути к славе, борьбе с пагубными привычками и отношениях с любовью всей его жизни — Джун Картер (Риз Уизерспун). Кэш лично одобрил кандидатуру Феникса на свою роль и являлся поклонником его игры. Актер сам исполнил все композиции (как и получавшая за роль «Оскар» Уизерспун) и привнес в образ немало нового, постоянно импровизируя на площадке. К сожалению, увидеть фильм Джонни Кэш так и не смог. Музыкант ушел из жизни в 2003 году.
«Меня там нет»
Режиссер Тодд Хейнс, 2007
Претендент на звание самого оригинального биографического фильма в нашем списке. Постановщик Тодд Хейнс, взявшись за, казалось бы, непосильную задачу — рассказать историю живой легенды Боба Дилана — решил сделать это с помощью шести воплощений музыканта на различных стадиях его карьеры. Их сыграли Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Ричард Гир, Маркус Карл Франклин, Бен Уишоу и Кейт Бланшетт, получившая за роль «Золотой глобус». Примечательно, что имя Дилана упоминается здесь лишь в начальных титрах, хотя любовью к его творчеству пронизана каждая деталь. Для тех, кто хочет познакомиться с музыкантом еще ближе, можно посоветовать выдающуюся документальную ленту Мартина Скорсезе «Нет пути назад».
«Контроль»
Режиссер Антон Корбейн, 2007
Легенда фотографии Антон Корбейн сделал множество знаменитых снимков пионеров пост-панка Joy Division — неудивительно, что в своей дебютной режиссерской работе он решил поведать о трагической судьбе вокалиста и автора всех текстов коллектива Иэна Кертиса, совершившего самоубийство в возрасте 23 лет. Запечатленные в характерном для Корбейна черно-белом стиле, перед зрителем проносятся основные события из жизни Кертиса — от школьной парты до его стремительного взлета, распада брака, тяжелой депрессии и повергшей в шок поклонников смерти. Актерский коллектив во главе с Сэмом Райли выучил композиции Joy Division и самоотверженно исполнил их перед камерой. Фанаты будут также рады увидеть несколько реальных редких кадров из хроники со своим любимым коллективом.
«Стать Джоном Ленноном»
Режиссер Сэм Тейлор-Джонсон, 2009
У биографической драмы «Стать Джоном Ленноном» есть как минимум две общие вещи с «Контролем» — как и фильм Антона Корбейна, это режиссерский дебют знаменитого фотографа, написанный сценаристом Мэттом Гринхалгом. В центре картины Сэм Тэйлор-Джонсон, основанной на мемуарах сестры Джона Леннона Джулии Бейрд — не годы славы Джона (Аарон Тейлор-Джонсон), но его первые шаги на пути к ней, а также непростые отношения с семьей. Название группы The Beatles здесь ни разу не упоминается, и если вам хочется подробнее узнать историю становления и самой ливерпульской четверки, то стоит обратиться к ленте «Пятый в квартете», которая начинается практически в том же моменте, где завершается «Стать Джоном Ленноном».
Источник: Кинопоиск
blog comments powered by Disqus