Вундеркинд из Канады: Как мир полюбил Ксавье Долана
В российский прокат выходит «Мамочка» Ксавье Долана — молодого канадского режиссера, которого признали вундеркиндом пять лет назад после дебютной картины «Я убил свою маму». Первый фильм Долан снял всего в 19, и его картина была выбрана Канадой в качестве национального претендента на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но в список номинантов на премию не вошла. «Мамочка», уже получившая приз жюри на Каннском кинофестивале (Долан поделил его с Жан-Люком Годаром), вновь будет бороться за оскаровскую номинацию.
Амбициозный двадцатипятилетний режиссер уверен, что сейчас у него куда больше шансов. «Со времен „Я убил свою маму“ много чего произошло: я побывал на множестве фестивалей, завел связи. Все эти контакты могут внести свой вклад в успех оскаровской кампании. В 2009 году я был новичком, во многих отношениях. С тех пор я многому научился», — говорит Долан в интервью «Монреальской газете». И добавляет, что всегда мечтал о многом и ни разу не жалел о своих чаяниях. Сейчас же Долан, выпускавший по фильму в год, берет небольшой перерыв, чтобы посвятить себя учебе. Но вряд ли его отсутствие будет долгим: у Ксавье уже готов сценарий на английском языке, и можно не сомневаться, что голливудские звезды выстроятся в очередь. Джессика Честейн уже практически договорилась об участии в его будущих проектах путем нежнейшей твиттер-переписки с канадцем.
КиноПоиск вспоминает фильмы Ксавье Долана и его путь от талантливого новичка до каннского лауреата.
«Я убил свою маму», 2009
История Юбера (сам Ксавье Долан, чья актерская карьера началась в 4 года), шестнадцатилетнего юноши из Монреаля, и его непростых отношениях с матерью (Энни Дорвал). Ситуация осложняется, когда мать Юбера узнает о его гомосексуальности и знакомится с бойфрендом сына. Убийство — только на бумаге, а на экране — живые, конфликтующие персонажи, отсылки к классике мирового кино и поражающая воображение любовная сцена в брызгах краски а-ля Джексон Поллок. Частично автобиографичный сценарий Долан, открытый гей, написал, когда ему самому было 16, а к съемкам приступил в 19 лет, вложив собственные средства.
Старт в рамках программы «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля сразу приковал к Долану внимание мировой прессы, восхищенной талантом и дерзостью канадца, бросившего школу и ставшего режиссером в столь юном возрасте. «Золотая камера» за лучший дебют ему не досталась, однако три чуть менее престижные награды в Канне и ворох призов на международных фестивалях среднего калибра, плюс признание критиков на родине — это не так уж и мало для 20-летнего режиссера.
«Воображаемая любовь», 2010
В манерной и нарочито эстетской картине о любовном треугольнике Долан снова сам играет главную роль, не забыв пригласить свой талисман, актрису Энни Дорвал (маму из дебютного фильма) на небольшую роль. Мелькнул в финальных кадрах и звезда «Мечтателей» Луи Гаррель. Второму фильму канадского вундеркинда уже удается пробраться во вторую по значимости (после основного конкурса) программу Каннского кинофестиваля — «Особый взгляд» — и вызвать стоячую овацию. Впрочем, серьезных наград картине не досталось. «Воображаемая любовь» получила, в основном, позитивные оценки критиков, хотя без едких рецензий не обошлось. Долан признался, что читает отзывы на свои фильмы и они его задевают. Впрочем, критика точно была не способна сбить его с пути: канадец уже готовил новую работу.
«И все же Лоранс», 2012
Вновь премьера в каннском «Особом взгляде»: на этот раз Ксавье ждут восторженные отзывы прессы, а актрису Сюзанн Клеман — премия за лучшую женскую роль. ЛГБТ-сообщество вручает ему собственную награду, и есть за что: Долан разбирает в своем третьем фильме актуальнейшую, но нечасто встречающуюся на экране тему трансгендеров. Главную роль Ксавье на этот раз не забрал себе, а отдал Мельвилю Пупо. Его герой, успешный писатель и преподаватель литературы Лоранс признается свой девушке Фредерик (Сюзанн Клеман), что всегда ощущал себя женщиной в мужском теле. Хотя это не отменяет его любви к Фредерик, их отношения уже не могут быть прежними.
«Том на ферме», 2013
С «Томом» канадец изменил Каннскому кинофестивалю, променяв набережную Круазетт на место в основном конкурсе Венецианского смотра. А вот гомоэротическая составляющая никуда не делась, хотя историю странных отношений копирайтера Тома (ставший блондином Долан) и брата его погибшего любовника Гийома Франсисом (Пьер-Ив Кардинал) Долан подал под соусом почти хичкоковского триллера. Режиссера хвалят за смену жанра и упрекают в нарциссизме: камера буквально влюблена в его лицо, впрочем, надо признать — есть во что влюбиться. За «Тома» в этот раз уже болела вся фестивальная пресса, но Долан вновь остался без признания жюри, получив лишь награду ФИПРЕССИ.
«Мамочка», 2014
Долан вновь выходит из кадра. На этот раз чтобы отдать квадратное пространство экрана двум любимым актрисам — Сюзанн Клеман и Энни Дорвал — и новичку Антуану Оливье Пилону. Ксавье Долан вновь заставил Канн аплодировать стоя, на этот раз наконец-то попав в основной конкурс. «Ну, тут-то уж точно будет „пальма“!», — перешептывались в надежде журналисты. За пять лет юноша буквально на их глазах превратился из талантливого новичка в одного из самых любопытных режиссеров, и стал практически родным. Шутка ли — ежегодно встречать одного и того же режиссера на главных международных фестивалях и при этом каждый раз удивляться его картинам, среди которых ни одну не назовешь провалом. Но Долану досталась лишь «бронза» — приз жюри, да и тот напополам с Годаром. Впрочем, впереди англоязычный дебют и многолетняя карьера, а воплощать свои мечты, как мы знаем, канадец умеет.
Источник: Кинопоиск
blog comments powered by Disqus