Звуки музыки: Пять фильмов, связанных с группой «АукцЫон»
18 сентября в ограниченном прокате состоится релиз «Еще» — подробной документальной хроники, охватывающей несколько лет из жизни важной русской авант-группы «АукЦыон». КиноПоиск вспоминает другие ленты, наполненные музыкой коллектива и ее главной творческой единицы, Леонида Федорова, заодно рассказывая о стартующей картине Дмитрия Лавриненко.
«РОК» (1987)
Программное документальное полотно Алексея Учителя прорубило окно в герметичный мир советского рока. Участники «АукцЫона» появляются в нем четвертыми (если не принимать во внимание пролог с Олегом Гаркушей, справляющимся с тогдашними обязанностями киномеханика), вслед за «Аквариумом», «Авиа» и «Кино». После повторного выхода Гаркуши и графичного черно-белого вступления камера настигает группу в момент исполнения песни «Колпак», состоявшегося в колонии, но следит не сколько за музыкантами, сколько за либо озадаченными, либо заинтересованными лицами арестантов.
Помимо «Рока», концертная ипостась «АукцЫона» в том же году наглядно запечатлена игровым «Взломщиком» Валерия Огородникова.
«МЕХАНИЧЕСКАЯ СЮИТА» (2001)
Под меланхоличные гитарные переборы и контрабасовые пощипывания (производимые частым компаньоном «АукцЫона» Владимиром Волковым) начальник цеха приказывает механику Евгению Маркеранцу (Сергей Гармаш) отправиться в город Лыково, где скоропостижно скончался Коля из патентного отдела, «интеллигентный такой, женщинам стихи писал». В помощь командированному снаряжен бывший экспедитор Митягин (Михаил Пореченков), усатый любитель выпивки, не лишенный принципиальности, принявшей в нем форму непроницаемого бычьего упрямства. Начав погружение в водочный угар в вагоне-ресторане, в Лыково оба встречают библиотекаршу Любу (Евгения Добровольская). Маркеранц в сентиментальном порыве отдает несчастной женщине деньги, выданные руководством на гроб и место в багажном отделении. Вынырнув из алкогольного морока, мужчины понимают, что вынуждены на последние кровные разместить покойного прямо в купе. О том, что лучше не путешествовать с мертвецом, известно давно. Вершаемый далее трагифарс прекрасно иллюстрирует многие проявления русского бытового комизма. Одна нелепость (труп, без всякой надобности выброшенный из окна) накладывается на другую (окружающие принимают одутловатое тело за только что погибшего), чем окончательно хоронит остатки здравого смысла. Сольные песни Федорова придают происходящему в «Механической сюите» почти гипнотический эффект.
«ЗАКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА» (2008)
В кинотеатральных фойе эту ленту рекламировал постер, сбивающий с толку привязкой сюжета к быстро выдохшейся субкультуре эмо: Мария Машкова с проколотой нижней губой сидит в платье теплого розового оттенка, расставив ноги и держа в руках нож, на котором застыл крошечный отблеск; по левую руку от девушки расположился Леонид Бичевин, по правую — Олег Макаров, почему-то толком непохожий на собственного героя. На деле кино гораздо симпатичнее используемого им маркетингового инструментария. Притворяясь в первые двадцать минут сумрачной эксцентрической комедией о курьерше (Машкова), удерживаемой взаперти странным клиентом-агорафобом (Бичевин), «Закрытые пространства» быстро выруливают в психотерапевтическую область, уверенно обрастающую настойчивым мелодраматизмом. В отличие от повествовательной интонации, неизменным остается саундтрек, содержащий многие популярные вещи Федорова и Волкова вроде «Анабэны», «Далеко» и «Таял».
«Я ТОЖЕ ХОЧУ» (2012)
В завещательном фильме Алексея Балабанова федоровские и аукцыоновские песни звучат весьма обильно, как и достаточно объемно здесь присутствие шоумена группы Олега Гаркуши, сыгравшего гиперболизированное подобие себя. «Я тоже хочу» — слова почти мантрического свойства, многократно повторяемые по ходу действия. Бандит (Александр Мосин) предлагает Музыканту (Гаркуша) отправиться в путь к заповедной Колокольне счастья, посреди вечной зимы дарующей неземной покой тем, кого она посчитает достойным. По пути придется взять на борт сильно пьющего друга Матвея (Юрий Матвеев), старика отца и проститутку с философским образованием (Алиса Шитикова). Путешествие получается по-настоящему мистико-религиозным. Водка льется в горла подобно проточной воде, бесконечный музыкальный гул становится неотличимым от естественной звуковой среды, а маршрут к высшим сферам выстлан ковром из трупов отчаявшихся.
Именно Балабанов давно придал группе немалой популярности в рядах широкой публики, когда включил композицию «Дорога» в саундтрек к «Брату 2».
«ЕЩЕ» (2014)
Делавшийся на протяжении семи лет (параллельно режиссер Дмитрий Лавриненко успел поставить группе несколько клипов), фильм «Еще» — полупоэма, полупротокол, чередующий студийные сессии альбома «Юла» с концертными и домашними набросками. Из богатых фактурой осколков склеивается уютный портрет аукцыоновского закулисья, в котором находится место рыбалке, застольным посиделкам, гитарным шумам и самоироничным признаниям. Лавриненко обходится без биографической сводки (несколько мимолетно кинутых зрителю фактов не в счет), ведь, как справедливо замечает автор картины, историю группы можно подсмотреть и в Википедии, зато ощутить, как изнутри функционирует одна из лучших русских рок-команд, куда ценнее.
«Еще» в российском прокате с 18 сентября.
Источник: Кинопоиск
blog comments powered by Disqus