"Время, когда создавались продукты, прошло"
Радиостанция "Рекорд" основана 22 августа 1995 года
Первая станция, перешедшая на танцевальный формат, который был выбран путем голосования среди слушателей
Организатор масштабных танцевальных фестивалей Sensation, Пиратская станция, Трнсмиссия, Супердискотека 90-х и др.; спецпроектов Гоп FM, Record Old School, Гламур FM, Медляк FM, Открытая Студия Рекорда
Является одной из крупнейших в Европе event-компаний c собственным record-лейблом.
В 2004 году началось развитие региональной сети вещания, сейчас в ней 79 городов
С 1 декабря 2011 года вещает в Москве на частоте 98,4 FM
"БЕЗ МОСКВЫ СЕТЬ ПОЧТИ НЕ ПРОДАЕТСЯ"
Андрей, "Рекорд" уже чуть меньше месяца в Москве. Как у вас теперь организовано вещание?
Вещание сейчас идет из Питера, но оно федеральное. «Рекорд» будет радиостанцией, которая вещает на две столицы, – Санкт-Петербург и Москву. Ну, и остальные города. По принципу вещания этот случай уникален. Например, «Дорожное радио» специально делает продукт для Москвы – немножко другая тема. У них нет трансляции отсюда. Эфир готовится заранее и отсылается определенным образом. У нас то, что вы слышите в Питере, в этот же момент идет в Москве. Поскольку мы не новостная станция, а музыкальная, наши инновации связаны, прежде всего, с эфиром, с музыкой. У нас нет какой-то местной информации, нет разговоров о местных проблемах.
Только что слушала – говорили про питерскую погоду.
Питерская погода идет на Питер. 60% выходов диджеев федеральные, остальные только на Питер. В этих местных выходах сообщается какая-то питерская местная информация. А в Москве и во всех других городах в это время играет музыка.
Вы многое планируете теперь затачивать под Москву?
«Рекорд» уже давно делает мероприятия в Москве. Сейчас это будет происходить активней и в Москве, и в Питере. Вообще, мы думаем, что эти рынки более-менее похожи. Да и люди готовы ездить из Питера в Москву, из Москвы в Питер. Мы, наоборот, хотим эти два города поженить.
В Москве вы не будете открывать свою редакцию?
Будем, конечно. Со временем. «Рекорд» выйдет в Москве на самоокупаемость и тогда сможет вкладывать деньги в развитие. В «Медиа Плюс» говорят, что уже есть рекламодатели, буквально с первого дня они готовы размещаться. Интерес к нам очень большой, «Рекорд» знают – все-таки у нас 79 городов.
На каких условиях вы сотрудничаете с ЕМГ?
Они приобрели франшизу на вещание «Рекорда». Закрыли собственную радиостанцию «Свежее радио». Их агентство «Медиа Плюс» занимается продажей «Рекорда» в Москве и в национальном блоке. А мы занимаемся продажами в Санкт-Петербурге. Но не исключено, что мы в скором времени будем вместе создавать продукт. Именно в Москве. Сейчас просто в этом нет необходимости.
То есть сейчас на них только реклама?
Да, они просто продают рекламу. Мы занимаемся развитием сети и мы занимаемся продуктом.
До этого сетевые станции вы продавали сами?
Да. Но сейчас мы стали котироваться на сетевом рынке, мы стали весить в сети гораздо больше, потому что без Москвы сеть не очень хорошо продается. Почти не продается. Так же, как и без Питера, на самом деле.
А есть какие-то проблемы, связанные с выходом в Москву?
У нас как раз самая лучшая ситуация для выхода в Москву, потому что нас там уже реально знают, именно аудитория. Вся система продажи рекламы там налажена. Продукт оттестился уже за 16 лет. Поэтому там нет проблем, с которыми сталкивается выходящая на рынок новая станция. Единственное, я бы немного улучшил качество сигнала. Мы сейчас будем работать над этим. А так никаких проблем нет и не предвижу, честно говоря.
Я так понимаю, вы давно планировали выходить на московский рынок?
Да. Мы долгое время вели переговоры. И сотрудничество именно с ЕМГ в данном случае для нас оказалось наиболее предпочтительным, потому что, во-первых, это самые сильные продавцы рекламы, во-вторых, это компания с европейским взглядом на бизнес.
В чем выражается «европейский взгляд»?
Все понимают, чего хотят друг от друга. Нет лишних эмоций во взаимоотношениях, они построены на обоюдной выгоде.
Когда-то, давным-давно, может, года 4-5 назад я разговаривал с «Мегаполисом». В Москве есть такая клубная станция, которая на самом деле не развивается, а стагнирует. Я думаю, для них было бы большим плюсом вещать нас на своей частоте. Но, несмотря на то, что нет ни сети, ничего (а отдельные станции, ни к кому не примкнувшие, умирают), мне показалось, что они даже не захотели разговаривать о сотрудничестве из-за амбиций: «как же, мы придумали сами продукт, он такой классный». И в этом смысле взгляд ЕМГ достаточно прогрессивный: они посчитали, что буквально со второго дня вещания могут продавать сеть, которой не было у «Свежего радио», они видят рейтинги «Рекорда» в Питере и регионах. И, соответственно, они понимают, что через полгода-год, они будут иметь станцию с высоким рейтингом, которой как раз не хватает для холдинга. У них есть сильные станции в сегменте взрослых людей, но нет сильной станции в молодежном сегменте.
А «Европа Плюс», получается, проседает? Частично же аудитория у вас пересекается.
Да, но гораздо лучше иметь в своем пакете сильного игрока, который, естественно, будет откусывать аудиторию у всех, чем конкурировать с ним в другом холдинге.
Вы сказали полгода-год – это прогноз для выхода на самоокупаемость?
Это, скорее, время, когда проект начнет приносить деньги, которые можно вложить в его развитие. Поскольку продукт известен, для первого толчка достаточно уже того, чего «Рекорд» достиг по стране. И за счет авторитета, который есть у «Рекорда», уже удастся собрать какие-то рекламные деньги. Мы надеемся на это. Их можно будет пустить в промо и в какие-то кампании.
"ЧТОБЫ ДОЙТИ ДО УРОВНЯ "РЕКОРДА", НУЖНО 5-7 ЛЕТ, ПРИЧЕМ ЭТО ДОЛЖНА БЫТЬ БЛИСТАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ, ЧТО МАЛОВЕРОЯТНО, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ НИШИ УЖЕ ЗАНЯТЫ"
Почему раньше не получалось выйти в Москву, а именно сейчас получилось? Какой-то момент на рынке подходящий?
Мне кажется, сейчас такой момент, когда нет смысла создавать новый радийный продукт, у людей сейчас нет острой потребности ни в новых радиостанциях, ни в новых телеканалах. Их окружает гигантское информационное поле, но у них есть привычки и они остаются с теми брендами, с которыми они уже знакомы. И если даже сейчас в Москве откроется новая, перспективная радиостанция, ей понадобится как минимум 5-6 лет, чтобы набрать обороты. Такую станцию, наверное, можно построить в рамках одного города, но в рамках сети это уже вряд ли возможно. И чтобы дойти до уровня «Рекорда», нужно 5-7 лет, причем это должна быть блистательная станция, что очень маловероятно, потому что все ниши уже заняты. Поэтому я не думаю, что в ближайшее время появится какая-то радиостанция, которая сможет серьезно вырасти на федеральном уровне.
А если брать уже существующие московские станции, у вас какие преимущества перед ними?
Мы первая танцевальная радиостанция в России. Соответственно, очень глубоко и давно работаем с танцевальной индустрией. И в этой индустрии мы являемся крупнейшими игроками. Не только на поле радио, но и на поле танцевальных мероприятий. Например, мы проводим фестиваль Sensation. Мы проводим крупнейшее событие «Супердискотэка 90х», которое транслируется на Первом канале и на MTV. Мы ушли гораздо дальше своих потенциальных конкурентов. У нас на радиостанции работают лучшие диск-жокеи России и мира. Это люди, которых мы собирали по крупицам на протяжении 16 лет. Поэтому за нами есть история. Ну и плюс эфирные преимущества: «Рекорд» - единственная станция, которая вещает 24 часа в танцевальном миксе.
А кого вы считаете в Москве своими конкурентами?
Честно говоря, у нас в Москве задача не с конкурентами бороться, а переключить людей, которые слушают поп-музыку на танцевальную музыку. Аудитория уже очень плотно пересекается. Сейчас во всем мире настало время танцевальной музыки. И даже в Америке, где был очень силен хип-хоп и R&B, все исполнители этих жанров переходят на формат дэнс, начинают сотрудничать с диджеями. Это захлестнуло мир. Так что сейчас наше время.
Поэтому наша главная задача изменить вкусы аудитории, подсадить ее на танцевальную музыку. Так что мы должны откусывать у нетанцевальных радиостанций или у радиостанций, которые играют частично танцевальную музыку.
Например?
Есть радиостанция DFM, которая, скорее, идет по следам «Рекорда», пытается неким образом перекладывать на себя наш опыт. Я не совсем понимаю, что сейчас представляет собой этот бренд, потому что я вижу метания. Пожалуй, главный конкурент в Москве для «Рекорда» - это «Енерджи». Это как раз радиостанция с ярко-выраженным прозападным интерфейсом. Я бы не сказал, что она танцевальная, она совсем не имеет отношения к клубной музыке, она имеет отношение к западной поп-музыке.
Просто если мы будем работать только с аудиторией, которая слушает чисто танцевальную клубную музыку, то мы упремся в некий потолок.
В Питере уже такое было?
Нет, в Питере как раз нормально, мы лидируем в аудитории «16-30 лет, обеспеченные люди» (по TNS). И это лучшее, чего мы можем достичь в одном из самых старых городов России.
По данным TNS за август 2011 года по Санкт-Петербургу среднесуточный охват радио "Рекорд" по аудитории 16-30 составляет 268 тыс. человек; на втором месте в Санкт-Петербурге "Европа Плюс" (261 тыс.); третье место у "Дорожного радио" (202 тыс.)
В общем рейтинге радиостанций Санкт-Петербурга среди аудитории 12+, по подсчетам TNS за сентябрь-ноябрь 2011 года, радио "Рекорд" занимает восьмое место. Первое место занимает "Дорожное радио", затем идут "Европа Плюс", "Ретро FM", "Авторадио", "Русское радио", "Радио России", "Эхо Санкт-Петербурга".
"СЕЙЧАС РАБОТАТЬ С ИДЕОЛОГИЕЙ ЛЮДЕЙ НЕВОЗМОЖНО. ДАЖЕ ЧЕРЕЗ ПЕРВЫЙ КАНАЛ. А ЧТО УЖ ГОВОРИТЬ О РАДИОСТАНЦИИ"
А потолок в Москве – это как?
Арифметически. В Москве молодежные станции имеют цифры ниже. Место самой высокой молодежной станции в Москве в процентном соотношении ниже, чем место самой высокой молодежной станции в Питере. Думаю, это связано с тем, что в Москве более насыщен рынок.
Может, просто молодежь в Москве вообще не особо слушает радио?
Есть люди, которые не слушают радио, есть люди, которые слушают. И те и другие есть во всех городах. Не думаю, что Москва более прогрессивна, чем Питер, в смысле того, что люди отказываются от радио и делают что-то другое.
Отмечается же общая тенденция к отказу от радио как «music box»: это раньше радио слушали ради музыки, а сейчас ее можно накачать из интернета, составить свой плей-лист. И радио в принципе не нужно.
Такое есть, конечно. Но с другой стороны, то же самое с телевидением. Ты же можешь накачать сериалов и смотреть их, когда тебе удобно. Но все равно телеканалы живут и рынок растет.
Нас иногда слушатель просит через интернет поставить трек на радио. То есть он не у себя в плей-листе хочет его слушать, а именно на «Рекорде». Он должен понимать, что кто-то среди этого гигантского потока информации дает ему самое последнее и самое лучшее.
Вы много делаете в интернете?
Конечно, мы делаем все, начиная от теста музыки, заканчивая фокус-группами. Очень активно используем социальные сети. На это работает и часть дизайн-отдела, и маркетинг-отдел. Есть администраторы социальных сетей. Нас очень много слушают в интернете. У нас самый посещаемый сайт среди музыкальных, неразговорных станций. И это без Москвы. А с Москвой мы сейчас будем еще сильней.
С другой стороны, наоборот, возможно, как раз Москва вас через интернет и слушала, так как не было частоты.
Да, конечно, слушала. И именно поэтому мы вышли фактически без рекламы, а гигантское количество народа уже слышали «Рекорд», мы получили посещаемость сайта и группы в контакте, москвичи составляли практически треть уже в первый день. У «Рекорда» сейчас самая большая среди всех СМИ группа «Вконтакте» – 750 тысяч человек.
А вы как СМИ какие функции выполняете? Все-таки миссия развивать танцевальную культуру несколько далека от социальной, гражданской позиции и пр.
У нас 25 шоу на радио – танцевальных, разговорных. И вообще «Рекорд» - это большой, сложный продукт. Но что касается социальной ответственности, мы ее можем испытывать сколько угодно, но, на самом деле, сейчас работать с идеологией людей невозможно. Даже через Первый канал. А что уж говорить о радиостанции. Сейчас ни на кого повлиять невозможно, потому что поступает такое количество информации, а человек верит только opinion-лидерам, и это доверие формируется уже не на телевидении и не на радио.
Наша идеология в том, чтобы люди любили танцевальную музыку. Чтоб они делали то, что им нравится под быструю музыку и жили быстро, а не тормозили. У нас другой идеологии нет. Политика нам неинтересна. Мы не про это.
"ИДЕЯ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ, НО МОНЕТИЗИРОВАТЬ ЕЕ БУДЕТ УЖЕ НЕВОЗМОЖНО"
Вы будете дальше расширять сеть? Какие вы видите перспективы в регионах?
Конечно, нам поступает много предложений. В регионах очень классные перспективы. У нас же страна удивительная. У нас же еще есть города, в которых по две радиостанции, бывают города на 500-700 тысяч человек, а там всего три-четыре радиостанции. У них там все только начинается. К тому же, там будет всегда отставать интернет.
Как будет развиваться региональный рынок, на ваш взгляд?
Мне кажется, что прогрессивная бизнес-модель сейчас в выгодном сотрудничестве. Тот факт, что ЕМГ выбрала «Рекорд» в свои партнеры, хотя им ничего не стоит создать свою станцию, говорит о многом. Это пример для местных вещателей: не нужно сейчас бороться за свой продукт, потому что время, когда создавались продукты, прошло.
То есть вы думаете, что сейчас вообще не может появиться даже удачная идея?
Идея может появиться, но монетизировать ее будет уже невозможно.
И что, мы так теперь и застынем с тем, что есть?
Нет. Слабые станции постепенно исчезают. Остаются только сильные, и они развиваются как продукты. И мы не застынем, потому что сильные игроки, конкурируя между собой, совершенствуются.
Екатерина Прокудина
Radioportal.ru
Источник: РАДИОпортал
blog comments powered by Disqus