Плевок в лицо. Как ВГТРК в очередной раз попыталась незаметно закрыть радио "Культура".
С конца сентября по интернету поползли слухи, что радио "Культура" собираются перевести с частоты 91,6 FM, которую оно занимало с 2004 года, в УКВ-диапазон, который многие современные приемники просто не распознают. СМИ и блогеры немедленно заговорили об упадке общего культурного уровня в стране. Сотрудники радиостанции один за другим стали выступать с критикой такого решения. Руководство ВГТРК ответило репрессиями, отстранив от эфира трех ведущих.
Ссыльное радио
Началось все с сообщений "Эха Москвы", появившихся на прошлой неделе. Ссылаясь на сотрудников радиостанции и секретаря руководителя дирекции радиовещания ВГТРК Сергея Архипова, "Эхо" сообщило, что с полудня 3 октября место "Культуры" в FM-диапазоне займет "Радио России". Соответствующий документ, как уточняло "Эхо", был уже передан на утверждение.
На новости о переходе радиостанции на УКВ-частоты ведущие"Культуры" отреагировали по-разному. Ведущий Артем Варгафтик осторожно высказал опасение, что такие перемены плохо скажутся на аудитории радиостанции. "Пройдет достаточно много времени, прежде чем люди поймут, где мы находимся и как с нами связаться", - сообщил он "Эху Москвы". Радиоведущий Эркин Тузмухамедов заявил в интервью "МК", что пытаться добиться отмены такого решения на высшем уровне бессмысленно: "А что власти? Им наплевать на само слово 'культура'. Для радио 'Шансон' место найдется, а для радио 'Культура' его нет".
|
Аппаратная радиостанции ВГТРК. Фото РИА Новости, Валерий Мельников |
Активнее всех, несмотря на уже преклонный возраст, выступал в своем блоге и в колонке в "Российской газете" кинокритик Валерий Кичин. Он заявил, что чиновники уже давно покушались на дефицитную частоту, собираясь использовать ее в коммерческих целях. Поводом для перевода радиостанции в менее доступный диапазон всегда можно было назвать низкий рейтинг "Культуры". Хотя, добавлял радиоведущий, какой может быть рейтинг у радиостанции, которой начальство всячески запрещает себя рекламировать?
Было понятно, что "Культура", конечно, продолжит жить в интернете, смена диапазонов на котором никак не скажется. Но, сокрушался Кичин, есть же люди, которым недоступен интернет-сайт или которые любят слушать радио в машине. "Есть, наконец, люди, которые просто не хотят, чтобы им демонстративно плевали в лицо".
Сотрудники радио "Культура" должны были ощущать себя именно так. Руководство холдинга ВГТРК, в который входит радиостанция, не только не стало заявлять о рокировке радиостанций официально, но даже не сообщило о ней своим собственным сотрудникам. Позвонившим за объяснениями в ВГТРК работникам "Культуры" сказали, что это было "внутреннее решение" компании, которое останется без комментариев. Комментарии запретили давать и самим ведущим.
Неутомимые мстители
Как только информация о покушении на радиостанцию разошлась по СМИ, в ВГТРК заявили, что знать не знают ни о каком переходе. Что, дескать, радио "Культура" вещает в штатном режиме, на той же частоте и в том же составе, а не верите - убедитесь сами. "То, что было год назад, позавчера и вчера - все так же вещает и сегодня на волнах радио "Культура", - заявила РИА Новости пиар-директор "Радио России" и радио "Культура" Маргарита Лянге. Она добавила, что все разговоры о переводе радиостанции в диапазон УКВ возникли на пустом месте.
Эфир радио "Культуры" остался, действительно, на прежней частоте. Но критики и разглашения корпоративных тайн дирекция ВГТРК своим сотрудникам не простила.
|
Валерий Кичин. Фото RFE/RL |
5 октября в Facebook появился пост ведущего радиостанции Льва Ганкина с сообщением о том, что Валерия Кичина, открыто заступившегося за "Культуру", сняли с эфира. "Мелкая мстительность" не позволила дирекции ВГТРК даже подождать пару недель, чтобы объяснить увольнение Кичина более естественными причинами. А так уже ни у кого не осталось сомнений, что ВГТРК готовила маленький внутренний переворот и что именно за его предотвращение 72-летний Валерий Кичин поплатился своей работой на радио.
Вслед за ним от эфира отстранили ведущую Ольгу Дубицкую, которая осмелилась оставить комментарий к посту Кичина, подписавшись своим именем. В комментарии она от лица сотрудников радио просто поблагодарила Кичина за "принципиальную позицию, смелость и честность". В тот же день закрыли передачи Льва Ганкина - как считает ведущий, из-за того самого поста в Facebook, который многие его друзья перепостили на своих страницах. Никому из фактически уволенных ведущих не объяснили официальной причины "отстранения от эфира". Потому что, как заявил в интервью "Ленте.ру" Лев Ганкин, в ВГТРК комментариев никогда не дают.
Такие жесткие решения начальства, конечно, никого не обрадовали, но никого сильно и не удивили. Ровно то же самое происходило с радиостанцией четыре года назад, осенью 2007-го. Руководство ВГТРК уже тогда подумывало об использовании частоты "Культуры" с большей выгодой для себя. Тогда, как и сейчас, закрытие радиостанции старались обставить как можно более незаметно, но ведущие Даниил Дондурей и Олег Дусаев написали нашумевшие статьи, привлекшие всеобщее внимание к происходящему на радио. Попытка закрытия радиостанции быстро переросла в скандал, еще более усилившийся после увольнения Дондурея и Дусаева.
Тогда "Культуру" удалось спасти от закрытия - ее взял под свою опеку Виталий Вульф, ставший главным редактором радиостанции. Авторитет Вульфа не позволял трогать радиостанцию более трех лет - до самой смерти искусствоведа в марте 2011 года. Выждав всего несколько месяцев, руководство холдинга вновь решило действовать.
В результате гораздо меньшего, чем в 2007 году, скандала радио "Культура" снова удалось отстоять - никто, правда, не знает, надолго ли. Уволенные ведущие, похоже, не унывают: Кичин продолжает писать гневно-иронические посты в блоге, называя начальство ВГТРК "главначпупсами"; Ольга Дубицкая говорит, что от такого начальства ушла бы и сама; Лев Ганкин получает одно за другим предложения о работе.
Сущность времени
Валерий Кичин, теперь уже бывший ведущий радиостанции, назвал случай с "Культурой" лакмусовой бумажкой, которая "проверяет сущность переживаемого нами времени". В действительности, эта сущность времени заключается в том, что невысокие рейтинги радиостанции на самом деле никем не выдуманы - культура, как с заглавной, так и со строчной буквы, в обычной жизни привлекает к себе не так уж много внимания. Зато когда берутся сносить дом, или закрывать Гнесинку, или лишать голоса радиостанцию - гиперактивная интернет-общественность немедленно поднимает шум.
Но помимо возмущенного гула о гибели культуры, ситуация с неслучившимся закрытием радиостанции показывает еще одну сущность нашего времени - поразительное отсутствие всякой этики. Конечно, можно сказать - а чего вы хотели, это Россия, госкорпорация, разве тут дождешься порядочности. Но ведь на самом деле парадоксально, когда о переводе радиостанции в другой диапазон сотрудники узнают не от своего начальства, а из СМИ. Парадоксально, когда людей увольняют даже не за разгромную статью в газете, а за комментарий в ЖЖ или закрытый пост на фейсбуке. Парадоксально, когда пиар-менеджеры компании с невозмутимым лицом говорят - да вы что, это вам все пригрезилось, все работает "в штатном режиме". Тут уж даже люди, далекие от радиостанции, почувствуют, что им "демонстративно плюнули в лицо". И что с этим в последнее время как-то зачастили.
Источник: РАДИОпортал
blog comments powered by Disqus