Андрей Быстрицкий: радиовещание будет существовать всегда
О прошлом, настоящем и будущем радиостанции мы поговорили с ее председателем Андреем Георгиевичем Быстрицким.
— Какую роль играет иновещание в формировании мнения о России во всем мире?
— Иновещание, конечно, играет большую роль (хотя, возможно, не такую, как прежде). Все крупные страны имеют достаточно серьезное иновещание. Например, бюджет китайского иновещания (как телевидения,так и радиовещания, вместе взятых) составляет примерно 7 миллиардов долларов. Из них миллиард идет на радио. Бюджет радиостанции "Голос Америки" вкупе с радио "Свобода" тоже приближается к аналогичным показателям. Даже такие страны, как Нидерланды или Индонезия, тратят приличные деньги на иновещание. Эффективность иновещания оценить довольно сложно. Главная проблема в том, что резко изменилась информационная среда. Это, естественно, существенно повлияло на иновещание.
— Сейчас вещание осуществляется в том же объеме, что и в советское время?
— Я думаю, что немножко меньше, хотя в последнее время объемы вещания растут, и особенно они увеличились за последний год, надеемся, что вырастут еще. Сейчас "Голос России" вещает на 39 языках. Но мы рассчитываем, что будет на 47. Должно добавиться вещание на языках стран СНГ и Балтии. Но все это зависит от денег, бюджета и кадров. К сожалению, в настоящий момент мы переживаем не лучшие времена, связанные с нестабильной экономической ситуацией. Развитие пока остановилось. Но иновещание имеет право на существование. Когда кризис будет преодолен, мы продолжим развитие.
— Ваша радиостанция выражает официальную государственную позицию, или ваши журналисты могут давать свою оценку ситуации?
— Мы действуем исключительно в рамках Закона "О средствах массовой информации", поэтому цензура у нас недопустима. "Голос России" как радиостанция, мультимедийная вещающая организация, естественно, распространяет (и это является ее задачей) точку зрения российской власти, жителей нашей страны, иных субъектов российского общества: актеров, представителей профсоюзов, художников, ученых. Но это не значит, что мы являемся неким "рупором", мы - платформа, которая позволяет доставить эту информацию до заинтересованной аудитории. Строго говоря, у журналистов "Голоса России" своего мнения быть не может. Их задача - доносить другие мнения, журналист - свидетель, а не участник событий. Журналист не политик, не врач, не хирург, не судья и не милиционер. Он должен рассказывать, что делают эти люди. И делать это по возможности объективно.
У любого СМИ есть своя миссия. Миссия "Голоса России" - продвигать положительный образ нашей страны в мире, эта задача понятна, разумна, и надо ее реализовывать. Но для того, чтобы платформа для продвижения была эффективной, чтобы это было услышано и прочитано, само СМИ должно быть популярным, иначе к нему никто не обратится. А для того, чтобы оно было популярно, нужно поднимать наиболее актуальные темы. Что сейчас обсуждает мировое сообщество? Грипп A/H1N1, мировой терроризм, экономический кризис, глобальное потепление, конфликты в Европе. Обо всем этом необходимо рассказывать, чтобы участвовать в международной полемике и влиять на формирование мировых повесток дня. На сегодняшний момент десятку главных новостей формируют англосаксонские средства массовой информации. Но это не значит, что с ними нельзя конкурировать. И мы должны это делать.
— Как формируется коллектив "Голоса России"?
— Это сложный исторический процесс. Здесь работают люди в коллективе, который формировался и развивался практически с 1940-х годов. Очень много известных людей начинали карьеру на радио "Голос России". Мы до сих пор пытаемся выяснить, кто был первым руководителем иновещания. Но документов не осталось. Они были засекречены в архивах, а архивы "Голоса России" в 1942 году сожгли.
— На какую аудиторию рассчитано иновещание?
— Аудитория у нас очень разная. Прежде всего, это русскоязычная аудитория. Она, в свою очередь, делится на два типа: тех, кто живет на территории СНГ, и на диаспоры, проживающие в Европе или Америке. Мы считаем, что надо предоставлять этой аудитории определенного рода информацию, давать возможность услышать родную речь. От 30 до 60 миллионов людей, проживающих за границей, привязаны к русском языку или имеют русскую самоидентификацию. Ведь чеченцы и украинцы где-нибудь в Австралии все считаются русскими.
Если говорить об иноязычной аудитории, то здесь все зависит от страны. К примеру, в США нас интересует элита. Трудно рассчитывать на большой успех у широкой аудитории из-за особенности распространения. Но, скажем, совместимость с Восточной Европой позволяет нам увеличить аудиторию, так как в Восточной Европе Россия вызывает намного больший интерес и переживания.
— При вещании на другие страны как-то учитывается менталитет населения той или иной страны?
— Конечно. Арабские страны - это одно, Великобритания - другое. Люди, которые у нас работают (а среди сотрудников "Голоса России" полно хороших специалистов), очень тонко это чувствуют. Даже хронометраж у программ разный. Например, финнам короткие программы нельзя делать, надо все обсуждать обстоятельно, подолгу.
"Голос России" это не одно СМИ. Их 39. И у каждого свои программы.
— Как поддерживается связь с аудиторией, даже не столько с русскоязычной, а именно с иностранной?
— Поддерживается она более или менее естественным образом. Во-первых, к нам приходят письма (есть много активных пользователей), во-вторых, существует Интернет, в третьих - социологические опросы.
Если говорить о Западе, то там аудитория маленькая. Но мы всерьез рассчитываем на успех в связи с развитием новых технологий, усиливая работу в Интернете. Сейчас мы надеемся на мобильную телефонию. Там же есть доступ в Интернет. Мы сейчас внедряем услугу, которая позволит аудитории почти на всех языках слушать "Голос России" в любой момент времени, с помощью очень простой процедуры.
У пользователя будет стоять программа, и он сможет слушать радио, когда захочет. Можно скачать программу с сайта на свой телефон - и все будет происходить автоматически. Где бы вы ни были, в любой стране, вы будете выходить на наше вещание.
— В период развития Интернета как должны развиваться радиостанции, чтобы сохранить свою аудиторию?
— Радио будет существовать всегда. Есть виды деятельности, когда слушаешь радио регулярно: в машине, в поезде, при занятиях спортом. Мне кажется, что в условиях современных технологий происходит очень важная вещь - с одной стороны, фактически как о медиа мы уже не можем говорить отдельно ни о радио, ни о ТВ, ни о чем другом. Информационная среда станет единой в той или иной степени. "Голос России" также занимается производством видео, мы сами снимаем программы и имеем доступ к его огромному количеству. В случае вещания в телефон можно даже "вешать" картинки с сайта.
Производство звука сохранится. Он будет продаваться как в пакете со всеми сервисами, так и по отдельности. Часть потребителей будет нуждаться в отдельных звуковых программах в виде новостей - при отдельных видах деятельности, когда человек не может смотреть ТВ.
— Вы проводите какие-то мероприятия по переходу на цифровое вещание?
— "Голос России" уже давно работает в цифре, и все программы производятся в цифровом формате. (Пленку перестали использовать уже несколько лет назад.) А дальше это конвертируется в аналог. Мы же производители программ, а не вещатели, поэтому нас интересует сотрудничество с теми, кто вещает в цифре. Но последние исследования показывают, что развитие цифрового приема в радиовещании идет медленнее, чем ожидалось. Наиболее продвинутая в этом плане страна - Англия. Там люди купили много приемников, но все-таки традиционное вещание осталось популярным. Конечно, при хорошей акустической системе цифровое вещание выгодно отличается, но, например, в машине, это не будет ощущаться. Поэтому мотивации нет.
Кроме того, я думаю, что аналоговое вещание сохранится гораздо дольше, чем нам бы этого хотелось. Оно достаточно дешево и при этом качественно. У массы народа есть аналоговые приемники, которые они привыкли слушать. Сейчас нет необходимости переходить на цифровое вещание. Цифра принесет дикую конкуренцию -появится порядка двух тысяч станций. И как тогда будут распределяться рекламные деньги?
С моей точки зрения, цифровизация как в виде прямого цифрового вещания, так и в виде прямого широкополосного доступа не отменит ни аудиопрограмм, ни сосуществования с традиционным радио.
Сейчас нам ничего не надо делать для перехода на цифру. Мы и так работаем в цифре. Для нас главное -освоить новые мультимедийные технологии, создать единую сеть, чтобы все работало как следует. В настоящий момент производится перевооружение старых станций, чтобы можно было упростить выпуск программ.
— Как Вы считаете, иновещание может существовать без государственной поддержки?
— Думаю, нет. Поддержка необходима, необязательно государственная. В коммерческом плане в нынешней ситуации без поддержки иновещание не выживет.
— Именно в нынешней ситуации или вообще?
— Вообще никто такой задачи не ставит. В отдельных направлениях можно рассчитывать на дополнительные доходы. Хороших коммерческих успехов можно достигнуть в странах СНГ. Чисто теоретически, при некоторых усилиях, возможно, появятся некоторые дополнительные доходы, но это не окупит полностью вещание.
— Какие мероприятия планируется провести в связи с юбилеем?
— В ноябре 2009 года радиокомпания "Голос России" проведет Первый международный фестиваль русскоязычных радиостанций. Цель фестиваля - способствовать продвижению русского языка по каналам радио и Интернета, содействовать укреплению связей с соотечественниками и их объединениями. Как ожидается, фестиваль откроет новый этап взаимодействия русскоязычных радиостанций для достижения намеченных целей.
Кроме того, мы объявили конкурс на лучший репортаж о жизни русской диаспоры за рубежом. Его участником может стать как профессиональный репортер, так и обычный слушатель "Голоса России", который захочет поделиться своими взглядами на жизнь или рассказать занимательную историю о своих предках или друзьях.
Также есть планы провести совместную с РТРС московскую международную конференцию по трансграничному и мощному вещанию, еще рассчитываем на конкурс русскоязычных программ.
— Дальнейшие планы по развитию радиостанции, будет ли проводиться реструктуризация?
— Серьезной реструктуризации проводиться не будет, в ней нет необходимости. Что касается развития, то это, конечно, дальнейшее движение в сторону мультимедийности. Необходимо развивать распространение контента, активизировать работу с аудиторией. Журналист должен активно работать и со звуком, и с видео, и с текстом, и с помощью любых средств распространения. Писать на форумах. Активно вовлекать станцию в этот процесс. И, конечно, необходимо двигаться в сторону увеличения бюджета.
Беседу вела Анна Заварзина
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Источник: Broadcasting
blog comments powered by Disqus