Юрий Костин (ВКПМ): Варина не заменишь, но будем работать
Новый руководитель радийных активов "ПрофМедиа" еще только входит в курс дел (до сих пор он занимал пост вице-президента ВКПМ по связям с общественностью и международным отношениям). В своем первом интервью на новом посту он рассказал, что будет с "Академией радио", бессменным президентом которой до сих пор был Варин, будет ли меняться система управления ВКПМ и что ждет радиорынок в 2010 году.
– Я вас поздравляю с назначением, хотя, конечно, после такого трагического события даже не знаю, как поздравлять.
– Cпасибо. Это честь – возглавлять такую корпорацию. Но люди, как и я знающие не понаслышке масштаб задач, которые решал Александр Варин, не поздравляют, а чаще желают сил и терпения. Но то, что случилось, уже случилось. Будем работать.
– Александр Варин был, как для ВКПМ, так и в целом для рынка, уникальной фигурой, сплачивавшей всех, даже самых непримиримых конкурентов. И главный вопрос, конечно, – что будет дальше? Как вы себе представляете, какие вызовы стоят перед ВКПМ?
– ВКПМ не поменяет ничего в своей стратегии, которая характеризуется нами как стратегия лидерства. Это бизнес-стратегия, не эмоциональная. Будем продолжать завоевывать рынок. Мы должны сохранить позитивную динамику развития ВКПМ и укреплять позиции тех наших форматов, которые еще имеют резервы роста.
Как вы знаете, мы сейчас с нашими партнерами из РМГ развиваем проект сейлз-хауса – это единый дом продаж рекламы для двух влиятельнейших игроков рынка. Это полезно для всей индустрии, с точки зрения перспектив роста доли радио в рекламных бюджетах, роста влияния индустрии, и об этом Александр Александрович всегда говорил, об этом мечтал.
Его фигура, вы правы, была понятна всем: его принимали все. Он своей искренностью, энергетикой, способностью сплачивать людей сыграл огромную роль в создании и работе "Российской академии радио". Объединить конкурентов на очень жестком рынке почти невероятно. Но это было под силу, наверное, только ему – сплотить их в решении вопросов, волнующих всю индустрию, например выработать единую позицию по вопросам авторских и смежных прав. Все реальные результаты деятельности РАР я связываю с именем Варина. Благодаря ему рынок становился более цивилизованным. Он заложил основу для консолидации радио-сообщества. Он ушел в самом расцвете сил и на фоне растущих перспектив, как для компании, так и для него лично. Более-менее утешает только одно: слава богу, он успел сделать очень много.
Если говорить о ВКПМ, то под его руководством сформировалась структура холдинга – система эффективного управления, в первую очередь, творческими ресурсами, взаимодействия структурных единиц при создании эфирных и внеэфирных продуктов.
– Что теперь произойдет в "Академии радио"? Там будут проводиться новые выборы президента?
– Поскольку я сам являюсь членом "Академии радио", а также потому, что мы, наряду с НАТ, фактически являлись мини-офисом этой академии, я могу утверждать, что она не распадется. Нам необходимо перегруппироваться, выбрать президента, даже хотя бы формального руководителя – из числа тех, кто входит в состав РАР. Это непросто. Пока же возможно работать в рамках коллегиального органа, которым и является собрание академиков.
Опять же, существует "Национальная ассоциация телерадиовещателей" (НАТ). Ведь именно по инициативе президента НАТ Эдуарда Сагалаева и Александра Варина была создана Академия. Я считаю, что мудро будет вернуться к истокам, то есть сплотиться вокруг НАТ, вокруг фигуры Сагалаева. Варин очень любил и уважал Эдуарда Михайловича за его порядочность, искренность, мудрость. В любом случае, решение за коллегами-академиками.
Я ничего не утверждаю, но, скорее всего, мы придем к тому, что высшим органом управления академии будет являться собрание академиков, а текущей работой будет заниматься некая исполнительная структура – Варина не заменишь.
– С коллегами-конкурентами вы об этом не говорили?
– Говорил предварительно кое с кем. Взаимопонимание есть. В принципе, все члены академии находятся там недаром – они уважаемые на рынке персоны. Но если Варин был президентом от бога, то следующий человек, который придет на его место, будет просто президентом. Ему просто должно быть оказано доверие всех участников процесса.
В конце концов, фигура президента РАР – выборная. Он избирается на один год. Варина переизбрали в прошлом году на второй срок, его бы и дальше продолжали переизбирать. Он работал за троих, искренне верил в будущее РАР и потому не давал никому забывать о ее существовании
– А в ВКПМ будет меняться система управления? Ведь ВКПМ при Варине, как и MTV, например, управлялись иначе, чем другие активы холдинга. А сейчас вы переходите, как и они, в сервисную службу, в ProfMedia Business Solutions?
– Решать акционерам. Я начал с того, что наша компания – это эффективный работающий механизм. Если та модель, которая сейчас у нас есть, и дальше будет эффективно работать, то кардинально ее реформировать не станут. Мне рано говорит на эту тему, поскольку предстоит для начала войти в курс всех дел компании.
– Но Рафаэль Акопов говорил, что "Варина заменить невозможно, сама система управления должна быть изменена, чтобы сохранить заданную им динамику".
– Рафаэль Павлович абсолютно прав. Варин – фигура знаковая, не побоюсь этого слова, величайший деятель индустрии СМИ, личность. Он мог одновременно контролировать два десятка проектов, жил работой, творил и управлял, придумывал и оценивал, ежедневно принимал решения разной категории сложности. Но он также понимал значение правильной корпоративной структуры.
Оптимизация бизнес-процессов – это тоже процесс. Поэтому, разумеется, что-то изменится, скажем, в функционале ключевых персон компании. Но это – уже внутреннее дело холдинга "ПрофМедиа".
– А вот то, что касается вашего альянса с РМГ. Он по-прежнему сохранится?
– Да, все наши договоренности реализуются, и очень активно.
– Вы можете оценить, как он сейчас действует?
– Сейчас идет процесс становления. Сам по себе совместный рекламный продукт ВКПМ-РМГ уже существует и по нему уже какое-то время ведутся продажи. Идут достаточно эффективно, и в силу этой эффективности и было принято решение о создании сейлс-хауса.
– Вы можете оценить в цифрах, что это уже дало...
– Это вопрос к Олегу Осташевскому, руководителю объединенной структуры. Думаю, это тема отдельного интервью с ним, как с наиболее компетентным человеком в этой тематике, в частности, и в продажах рекламы на радио, в целом.
– А в контексте грядущего IPO "ПрофМедиа" что для ВКПМ меняется?
– Я думаю, что ничего не меняется. Мы были готовы к тому, чтобы стать прозрачной компанией, поэтому я не предвижу особых изменений с нашей стороны.
– Что, как вы думаете, ждет рынок радио в следующем году?
– Основные тенденции этого года – продолжение консолидации; предложение на рынок неуспешных форматов непрофильными игроками; стагнация на рынке сделок купли-продажи радиостанций, особенно региональных. Возможно, все это – затишье перед бурей.
– Каковы итоги года для вас, ВКПМ, и для рынка в целом?
– С точки зрения бизнеса, мы подходим к началу следующего года окрепшими и заматеревшими. Кризис научил многому и нас, и всех участников рынка. Он заставил чаще "включать голову", придумывать, креативить, оптимизируя расходы так, чтобы, потратив мало, получить ожидаемый эффект в части роста узнаваемости или лояльности к бренду... Кризис показал, кто действительно чего-то стоит.
ВКПМ этот экзамен выдержала "на ура". По итогам года мы, ВКПМ, занимаем первое место по совокупной ежедневной аудитории среди всех московских холдингов с рейтингом свыше 25% (по данным TNS).
"Авторадио" занимает первое место по еженедельной аудитории всех московских радиостанций как по данным "Комкон", так и TNS.
Радио "Алла" успело стать одной из самых известных радиостанций в Москве. В своей целевой аудитории станция занимает восьмое место с ежедневным рейтингом 8,9%.
"Юмор FM" – уникальный, стабильный и высокорейтинговый формат. В 2009 здесь появилось масса нового контента, например, мы получили право на адаптацию всех спектаклей и фильмов "Квартета И" для эфира радиостанции, на "Юморе" стартовала радиоверсия программы "6 кадров". Нам удалось привлечь в качестве ведущего рубрики "Рога и копыта" Геннадия Хазанова. Профессиональное сообщество оценило проект и вручило нам за это "Радиоманию". Кстати, в 2009 году ВКПМ получило целых 6 бронзовых микрофонов самой престижной премии радиосообщества. Теперь их у нас 21. А вот с житейской точки зрения – для многих это был год потерь…
– Для каких станций на рынке существует угроза выживания?
– В основном для тех радиостанций, чьи цели и форматы размыты. Но в целом сейчас очень трудно выжить одиночкам.
– Вы говорите, что нужно укреплять позиции тех форматов, которые еще нуждаются в росте. Имеете ли в виду "Радио Алла" и Energy, которые – в отличие от "Юмор FM" и тем более "Авторадио", – не входят, согласно данным TNS, в число лидеров рынка?
– Речь идет обо всех станциях, в том числе и о перечисленных вами. Другое дело, что, например, Energy как раз уже относится к категории "лидеры рынка". Это сильный проект, стройный, драйвовый, единственный в своем роде, с четко определенной целевой аудиторией и имеющий мощнейшую творческую базу, международную. В 2009 году радио Energy впервые за все время существования уверенно заняла первое место в своей целевой аудитории – 12-29-летних.
Slon.RuИсточник: Broadcasting
blog comments powered by Disqus