Радио США в сороковые: в тылу и на фронте
Как и в любых войнах двадцатого века, во время второй мировой войны радио оказывало большое влияние как на военных, так и на гражданское население. Если в первую мировую войну радиовещание использовалось довольно ограниченно, то на протяжении 1939-1945 годов в работе радио уже было несколько очень важных направлений. Во-первых, радио использовалось в качестве вещания для военных целей: с помощью радио координировались сухопутные войска, а также войска в воздухе и на море. Во-вторых, безусловно, радио оставалось важным источником информации и развлечения. И, в-третьих, в те годы появилась, возможно, самая главная особенность радио – оно стало использоваться как важнейшее и более доступное средство международной пропаганды.
Радио помогало поддерживать связь между частями такой огромной страны как Америка и в течение смутных 1942-1943 годов, пока Америка ждала, когда же её военная мощь достигнет максимального пика, и в более яркий период 1944-1945 годов, когда американцы знали, что враг вынужден будет сдаться. Несомненно, гораздо больше граждан получали информацию о военных действиях внутри страны или за ее пределами из радиосообщений, чем из аналогичных сообщений в газетах. Важная функция радио в военные годы заключалась в правильной организации вещания: сочетание новостей, репортажей и комментариев.
Одна из причин такого успеха радио в военное время - это его влияние на другие СМИ. Маленькие поставки бумаги плохого качества для газет и журналов во время войны не могли не повлиять на ход вещей: именно радио стало привлекать большое количество рекламодателей. Безусловно, в военное время не стоит преуменьшать роль печати, но она несколько видоизменилась. К примеру, некоторая печать и вовсе перешла на комиксы, которые, правда, в те годы имели большой круг читателей. Появившись в 1930-х годах, комиксы сопровождали американских солдат по всему свету, часто рассказывая о приключениях героев, о которых солдаты впервые услышали по радио. Также во время войны были очень популярны книги в мягких обложках. Если солдаты не просматривали комиксы и не слушали военное радио, они часто читали книги в мягких обложках, которые в то время занимали большую часть рынка по сравнению с книгами в твердом переплете.
Голливуд вошел в войну почти так же, как радио. Немецкие нацисты и японцы забрасывали экран своими героями. Но в огромной индустрии развлечений героям голливудских фильмов все же удалось переключить внимание с вымышленных преступников на настоящих. Но более важным для поднятия боевого духа солдат было то, что многие звезды Голливуда присоединились к Объединенной службе организации досуга войск, подавая пример радиожурналистам и артистам. Военные по всему миру смотрели голливудские фильмы. Когда радио создавало штат своих сотрудников, многие работники кино приложили усилия для создания передач. К примеру, можно вспомнить известного кинорежиссера Франка Капру, который во время второй мировой войны работал на пропаганду США, выпустив восемь документальных военных фильмов. Работу кинорежиссера он успешно совмещал с работой на радио.
В то время, когда началась война, музыкальный бизнес был на подъеме, но всё изменилось в 1942 году, когда Комитет военного производства сократил выпуск пластинок на 30% по сравнению с 1941 годом. Материал был необходим для военных нужд, и его нехватка резко сократила выпуск пластинок в эти годы. К сожалению, не востребованными оказались радиопередачи, ранее записанные на виниле - материале, из которого вскоре будут сделаны все пластинки.
Очень важную роль играло и международное вещание Америки, которое имело две основные формы: вещание, предназначенное для американских войск за границей и «Голос Америки» - зарождающаяся пропаганда США. Военное вещание начало свою деятельность с временного, слабого передатчика на Аляске, который пытался организовывать радиовещание для солдат на одном из самых сложных военных театров. Военные командующие быстро поняли, насколько это может быть ценным для боевого духа. Вначале радио слушали на коротких волнах. Но поскольку такие условия были слишком обременительными, впоследствии Управление радио военных сил (УРВС) начинает регулярные передачи на средней волне. Передачи велись с постоянных станций в крупных базах и со станций поменьше, так называемых «временных» станций, которые могли передавать короткие сообщения военным. Если войска находились некоторое время в одном расположении, военные приобретали приемники за деньги или просто забирали их у жителей оккупированных территорий.
УРВС сталкивалось с разного рода проблемами, например, с техническими неполадками или со слишком усердными цензорами и жаждущими известности старшими офицерами. Всё это, как и нежелание некоторых стран разместить на своей территории войска, мешало нормальной работе УРВС. Станции этого управления в основном производили радиопрограммы, которые содержали минимум рекламы и максимум музыки и новостей.
В Англии в середине 1943 года появилась Сеть Военных сил (СВС) и вскоре она запустила на военных базах Британии больше пятидесяти радиостанций низкой мощности. После высадки союзных войск на Атлантическом побережье Европы, началось вещание для войск во Франции. Двадцатичасовое вещание СВС состояло из регулярных передач УРВС, а также программ координирования и службы официальных сообщений. Программы СВС и УРВС имели незначительный пропагандистский эффект среди населения, проживавшего вокруг баз, которое, тем не менее, больше доверяло тому, что говорили «сами американцы», нежели неприкрытой психологической или политической войне.
Для развития радиовещания в военные и последующие годы большое значение имело открытие радиостанции «Голос Америки». Производство радиопрограмм началось в январе 1942 года, а уже в феврале было впервые использовано название «Голос Америки». С самого начала вещание «Голоса Америки» велось на разных языках и на несколько частей света. В тех странах, где правительство в 1942 году захватило власть, вещание продолжалось на частных коротковолновых или на новых государственных трансляторах. После этих изменений в середине 1942 года Служба военной информации стала ответственной за «Голос Америки» и быстро организовала международное вещание. Уже к окончанию войны радиостанция «Голос Америки» имела крупнейшие центры в Нью-Йорке и Сан-Франциско, где выходило более ста программ в неделю. Это вещание состояло в основном из музыки, новостей, комментариев, развлекательных программ местного радио и программ, специально подготовленных для «Голоса Америки» известными журналистами.
Говоря о радиовещании во времена второй мировой войны, нельзя не остановиться на радиопропаганде гитлеровской Германии.
Начиная с конца тридцатых годов, Фонд Рокфеллера финансировал проект вещания на короткой волне в Университете Принстона и транслировал немецкое, итальянское, японское радио. В марте 1941 года правительством США была создана Информационная служба иностранного вещания как часть Федеральной комиссии связи. Служба регулярно публиковала сводки и дайджесты передач, а также записи некоторых, наиболее важных из них. Круглосуточно, семь дней в неделю, Информационная служба иностранного вещания в конце 1942 года получала из всех уголков света более 1,5 миллиона слов в день и уже 2,5 миллиона в 1944 году. Информационная служба иностранного вещания продолжала свою работу как часть ЦРУ.
Аудитория иностранного вещания внутри страны была достаточно мала, всего лишь 5-10% всего населения использовали короткую волну как «дополнительную возможность» больших радиоприемников. Приблизительно 150.000 американцев настроились на главное англоязычное вещание из Германии, некоторые слушали итальянское или японское радио.
Немецкое международное радиовещание в годы второй мировой войны относилось к Министерству народного просвещения и пропаганды, возглавляемому Геббельсом, настоящим пропагандистом и одним из ближайших советников Гитлера. Немецкое радио свободно вещало на весь мир и особенно на страны, в которых Германия имела свои военные цели. Такое вещание пыталось убедить людей в правильности немецкой позиции в мировых вопросах, рассказать о хорошей жизни в нацистской Германии и о героических подвигах немецких солдат. С другой стороны, немецкое радиовещание пыталось создать атмосферу страха и спровоцировать раздоры внутри страны, на которую велось вещание, путем давления на людей, поддержкой прав диссидентов или меньшинства, а особенно тех, кто был немецкого происхождения. Одним из любимых персонажей Геббельса был Лорд «Хо-Хо», радийный псевдоним Уиллима Джойса, который с 1939 года вещал из Германии на Великобританию. Его псевдоним пришел из манеры подражания высшему классу Англии. Тем не менее, Джойсу не удалось повлиять на свою аудиторию, ибо британцы смеялись над ним, даже несмотря на то, что он предупреждал их о местах грядущих бомбёжек.
Позже на немецком радио появилась Эксис Салли, она же Милдред Гилларс из штата Огайо, которая пыталась подорвать боевой дух союзных войск, ставя в эфир музыку популярных коллективов и сообщая о приближающейся неминуемой гибели. Но солдаты всегда слушали музыку, а её сообщения игнорировали. В конце войны британцы задержали Джойса и повесили его за предательство. Американские власти представили дело Гилларс на рассмотрение суда, а затем заключили ее в тюрьму, где она пробыла вплоть до 1961 года.
Итальянцы, казалось, следовали примеру немцев, но безуспешно. В дополнение к Муссолини, самый популярный голос, который использовался Италией для вещания на США, принадлежал бывшему американцу, поэту эмигранту Эцру Паунду. Паунд возвышенно рассказывал о прелестях жизни в фашистской Италии и проклинал демократов, которые пытались бороться с этим. Американцы задержали Паунда и на много лет заключили его в психиатрическую больницу как невменяемого для судебного разбирательства.
Самой главной задачей международного вещания Японии в течение второй мировой войны являлось убедить жителей Азии в преимуществах сферы влияния в восточной части Азии, построенной войсками японской армии. Для американских военных сил в Тихом океане японцы передавали главным образом предназначенную им «Розу Токио» (Ива Икуко Тогури и другие), которые ставили в эфир записи популярных музыкальных групп и говорили солдатам о том, что пока они воюют, другие мужчины развлекаются с их женами прямо у них дома. Хотя музыка была популярна (одна история утверждает, что американцы, чтобы заменить старые, потертые пластинки, сбрасывали с парашютом в Токио новые записи, но они все ломались при приземлении), пропаганду всё же игнорировали. Американцы задержали и оштрафовали Тогури, а затем отправили ее в тюрьму. Позже она работала в Чикаго, надеясь на помилование – в итоге его предоставили ей лишь в 1977 году.
Союзные войска также вещали в своих странах, особенно в Британии. На четыре долгих года Би-Би-Си стала главным «голосом» союзных войск в Европе, после того, как Германия завоевала большинство стран в начале 1940-х годов. Би-Би-Си обеспечивала новостями и комментариями, а также зашифрованными сообщениями группам специального назначения, чтобы координировать действия партизан и Союзных войск.
Для обычных слушателей американское вещание в течение второй мировой войны изменилось только в отношении повышения относящегося к войне наполнения эфира. Однако, как и в первую мировую войну, изменения были огромными, особенно в телевидении. Чувствовалась потребность в новых товарах, военные фабрики использовались для нужд рядовых граждан, возросла потребность в новых кадрах для радиовещания в мирных целях и обеспечения досуга граждан. Однако много ключевых вопросов были отложены на послевоенное время.
Хотя война ограничивала возможности радио, как, впрочем, и населения в целом, в отношении материального снабжения, экономического успеха и общественной значимости это были лучшими годами радио. В военное время очень важными стали новости по радио. Искусственно заниженная численность радиостанций, работу которых считали нужным приостановить, в разгар войны разделили свою деятельность. Тем временем пресса страдала от дефицита бумаги. Телевидение тоже приостановило свою работу, и, конкурируя с радиостанциями ФМ-диапазона, главенствующая сеть АМ-диапазона достигла своего зенита.
Военные годы заложили основы для последующих изменений в области радиовещания США. Четвёртая государственная сеть, ныне известная как ABC, обязана своим возникновением новым правилам одновременной передачи одной программы несколькими станциями и решению Верховного Суда, поддержавшего Федеральную комиссию связи. Решение суда стало прецедентом для того, что в будущем ФКС станет вмешиваться в разные аспекты индустрии. Хотя распределения частот, происходившие в 1944 году, мало тронули общественность и обсуждались немного, именно они подготовили почву для телевизионного скачка в послевоенные годы.
Годы войны лучше всего доказывают, что перерыв в развитии американского вещания оказался очень полезным. Война имела большое значение, и радио, несмотря на свою важную информационную роль, играло второстепенную роль среди других потребностей народа. Но, как и в годы Великой депрессии, радио напомнило о своей доступности большинству людей и сохранило важную информационную и развлекательную функцию.
Мария Сапрыкина
Источник: РАДИОпортал
blog comments powered by Disqus