Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Реквизиты лицензий в рекламе на радио: ода здравому смыслу!

21 декабря 2008
Наверное, каждый радиослушатель, вынужденный слушать в конце радиорекламы невнятное бормотание, в котором едва можно разобрать слово «лицензия» и уловить окончание каких-то слов и цифр, с раздражением задавал себе вопрос, а кому и для чего это бормотание нужно?
«Мы выполняем требование закона «О рекламе», - уверенно говорят лица, причастные к изготовлению рекламы. Закон требует, чтобы в рекламе лицензируемых видов деятельности указывились реквизиты лицензии: номер, дата выдачи и орган, который ее выдал.

Законы знаем мы плохо. Вот уже более полугода, как закон «О рекламе» изменен. Теперь, вместо того, чтобы давать в эфире информацию о реквизитах лицензии, телерадиокомпания должна убедиться, что эта лицензия у рекламодателя есть, и получить ее заверенную копию. Поскольку законодатель не уточнил, что значит заверенная копия, можно остановиться на любом из трех вариантов – копия заверяется рекламодателем, копия заверяется самой телерадиокомпанией, копия заверяется нотариально.

Единственный вид деятельности, в рекламе которого по-прежнему необходимо указывать реквизиты лицензии, – это услуги, связанные с привлечением финансов населения (банковские, страховые, инвестиционные и им подобные).

Какие виды деятельности лицензируются? Как телерадиокомпания может знать, что лицензирутся, а что нет, учитывая, что массив нормативно-правовых актов в нашем государстве можно сравнить с разбушевавшимся морем и хаотично возникающими в нем волнами? Как ни странно, ответить именно на этот вопрос очень просто. Все лицензируемые виды деятельности собраны в одном законе «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Виды хозяйственной деятельности, в нем не указанные, лицензированию не подлежат. Зная это, достаточно просто решать вопрос, а надо ли требовать лицензию при рекламе, например, услуг по гаданию. Именно с таким вопросом ко мне обратился представитель одной телекомпании, который на каком-то семинаре слышал, что подобные услуги не так давно стали лицензировать. Недоумевая по поводу того, какое же ведомство могло заняться гадалками, я, на всякий случай, заглянула в закон о лицензировании. Как и следовало ожидать, такой деятельности, как гадание, там не оказалось, посему лицензии у данных лиц требовать не надо.

Вернемся к рекламе услуг, связанных с привлечением финансов населения, и к вопросу надо ли раздражать радиослушателей нечленораздельным бормотанием номеров и дат выдачи лицензий?

Выполняется ли требование закона перечислять реквизиты лицензии, когда, как ни вслушивайся, разобрать ничего невозможно? «Ну, мы же все проговариваем, формально соблюдаем требование закона», - говорят сотрудники радиокомпании. В том то и дело, что нет, не соблюдаете. Анализ той или иной нормы (требования) закона необходимо начинать с ответа на вопрос, зачем такая норма была введена в закон? В данном случае очевидно для того, чтобы потенциальный потребитель услуг, на которого рассчитана реклама, мог убедиться в том, что услуги предлагаются лицом, которое имеет подтвержденное государством право их предоставлять.

Достигается ли цель, поставлення законодателем при подобном выполнении закона? Нет, не достигается. Тогда кому нужно такое «выполнение»? Никому. И в первую очередь, самой радиокомпании, которая совершенно напрасно тратит эфирное время. С правовой точки зрения совершенно все равно – выполнять закон таким образом, либо вообще не выполнять. Усилия, затраченные на такое выполнение, напрасны – они не повлияют ни на размер штрафа, который имеет право наложить на радиокомпанию орган по защите прав потребителей (четырехкратная стоимость размещенной рекламы), ни на возможность получить предупреждение от Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания.

Более того, при условии, что радиокомпания вообще не упомянула о реквизитах лицензии, я, как юрист, могу защищать ее, аппелируя к тому, что закон «О рекламе», устанавливая различные требования к рекламе лицензируемых видов деятельности, является недостаточно предсказуемым и обоснованным. Я не знаю почему, исключая требование перечислять реквизиты лицензий, законодатель оставил такое требование по отношению к услугам, связанным с привлечением финансов населения.

Скорее всего, произошло это по недосмотру – они, в отличие от остальных лицензируемых видов деятельности, регулировались отдельной нормой, и, изменяя общую норму, об этой, специальной, попросту забыли. Лицу, не имеющему юридического образования (и даже имеющему его), изучающему закон «О рекламе», достаточно сложно понять, что только в единственном случае в рекламе почему-то надо указывать реквизиты лицензии.

Это понимание достигается путем проделывания сложной операции по логическому и систематическому толкованию закона. Подобная сложность, непредсказуемость и недостатночная обоснованность закона, может и должна оправдать недосмотр радиокомпании, которая не упоминает реквизиты лицензий. Это плохой аргумент для наших судов, но достаточно серьезный для Европейского суда по правам человека.

А поскольку реклама – это вид информации, свобода распространения которой защищается Европейской конвенцией по правам человека, именно этот суд будет последней инстанцией, которая поставит точку в данном деле. В противном же случае, когда в эфире радиокомпании прозвучало нечто нечленораздельное под видом упоминания реквизитов лицензии, данный аргумент бессмысленен. Действия компании свидетельсвуют против нее - она знала о требовании закона, и сознательно поглумилась над ним.

Мораль вышеизложенного? Решая, как выполнять то или иное требование закона, надо, прежде всего, сверяться со здравым смыслом. Как правило, именно он, здравый смысл, помогает найти правильное решение.

Руководитель Правового центра НАМ Татьяна Фомина – человек, который ежедневно сталкивается с самыми специфическими «воспалительными процессами» в работе телерадиокомпаний. И, что не удивительно, весомая часть вопросов, с которыми к ней обращаются телерадиовещатели, касается рекламы. Накопленным опытом и наблюдениями Татьяна решила поделиться в своей колонке.

Татяна Фомина, ReklaMaster.com

Источник: Телекритика

3391

blog comments powered by Disqus

Радио


Последние Популярные Коментируют

Темы форума