Радиоактивное вещание
Российская академия радио отметила пятилетие рабочей конференцией на тему "Радио в глобальной медиаконкуренции". Главной темой обсуждения стал переход на цифровое вещание и те возможности, которое несет "цифра" для радио.
Среди спикеров выступали ведущие специалисты в сфере радиовещания, в том числе Адам Боуи (Absolute Radio, Великобритания), Грег Уортингтон (Revenue Grouth Strategies, Австралия), Франсуа Ле Гениссель (Finelco Group, Италия), Алан Бернс (Alan Burns and Associates, США), Александр Широков (ГТРК "Голос России"), Александр Полесицкий (EMG - "Европейская Медиагруппа"), Юрий Костин (ВКПМ).
Сейчас медиапространство переживает период масштабной трансформации: активное внедрение в СМИ интернета, переход радио- и телевещания на цифровые стандарты, что приносит новые возможности, еще не до конца понятые и освоенные руководителями медиа. Прогресс подталкивает к необычным форматам, и радио пытается занять новую нишу.
Цифровое радио за 20 лет не слишком активно вошло в жизнь россиян, в то время как есть положительные примеры в Европе, США, Азии. Именно опыт зарубежных радиовещателей и стал центральной темой конференции.
В Южной Корее охват цифрового вещания практически стопроцентный, поскольку у подавляющего большинства жителей страны есть смартфоны, способные принимать все новые стандарты. Цифровое радио популярно в США, Китае, активное распространение идет в Мексике, Индии, Бразилии.
В Великобритания за последние пять лет прослушивание в FM-диапазоне остается стабильным, а потребление цифрового вещания постоянно растет. Среди основных преимуществ радио перед другими медиа по прежнему остается возможность слушать эфир, занимаясь при этом другими делами. Это дает оптимистический прогноз по поводу роста аудитории, если учесть, что информационная нагрузка на людей увеличивается, и современный человек ловко умеет читать, слушать, писать и даже обедать одновременно.
Судя по измерениям аудитории СМИ в США, за последние годы потребление телевидения упало на 1 процент, газеты потеряли от 27 до 35 процентов аудитории, интернет вырос на 10 процентов, и на 4 процента увеличилась аудитория радиостанций. Причем в основном радио стали больше слушать в машинах (рост на 7 процентов за последние годы).
Какие преимущества в этом случае дает цифровое радиовещание? Во-первых, возможность более эффективно использовать диапазон частот, то есть появится больше радиостанций, а значит, обострится борьба за слушателя. Кроме того, передавать сигнал через "цифру" в 6 раз дешевле, нежели в стандарте FM-диапазона. В скором времени ожидается массовое распространение устройств (смартфонов), которые позволят принимать все цифровые форматы радио во всех странах.
О том, что "цифра" помогает радио получить более адресную аудиторию и увеличить свои доходы за счет привлечения рекламодателей под эту аудиторию, говорит опыт одного и крупнейших радиовещателей Британии Absolute Radio - лидера в использовании новых платформ.
В программном наполнении Absolute Radio делает ставку на музыку, комедийные шоу и футбол. Причем цифровой формат вещания позволяет радио создавать новые проекты. Например, во время Олимпиады радиостанция организовывала музыкальный фестиваль, который можно было принимать на любом мобильном устройстве. Загрузка специальных приложений радиостанции и их использование позволяет слушателям участвовать в опросах, викторинах, отслеживать текущий счет спортивных матчей. Absolute Radio взяло себе за правило так работать с аудиторией, чтобы человек "слушал, смотрел, реагировал, нажимал". Одним из удачных опытов объединения возможностей радио и интернета стал опыт Absolute Radio, которое выкладывает аудио- и видеозаписи интервью со звездами на ITunes и YouTube.
В мире цифровых стандартов слушатель радио становится "новой нефтью", крайне прибыльным товаром. Чем больше таргетирована аудитория, тем более дорогую рекламу могут привлекать радиостанции. Поэтому современные радиостанции переходят к опыту регистрации слушателей на сайте, с указанием пола, возраста, интегрированием с социальными сетями, что позволяет собрать максимально подробный профиль слушателя. Кроме того, новые технологии дают возможность использовать и географическое таргетирование, то есть, узнавать, в каком месте человек слушает радио по своему мобильному устройству. Что же получает за это потребитель?
Меньше рекламы в эфире (если он зарегистрировался), плюс - специальные бонусы, например, розыгрыш билетов на популярные концерты, а также возможность формировать музыкальное наполнение эфира, голосуя за любимые песни.
Таким образом, будущее радио, обрисованное на конференции руководителями ведущих мировых станции, показалось вполне оптимистичным. Слушают радио все больше, эфир под рекламу можно продать подороже, если хорошенько изучить своего потребителя, ну а вместе с интернетом, радио вполне может стать и активным игроком на поле визуальных и интерактивных медиа.
Оксана Нараленкова
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus