Юрий Каргаполов: «Номадические номера делают рефайл бессмысленным, поскольку исчезает разница между международным трафиком и внутренним»
Telecomer: «Номадический» — новый термин для украинского телеком-рынка, ни в одном нормативном акте он не встречается. Как бы вы определили суть «номадического» номера?
Юрий Каргаполов: Понятие «номадического», или «кочевого» номера в полной мере раскрывается при применении IP-технологий. У части профессионального сообщества существует неприятие IP-технологий, как чего-то антагонистичного традиционным технологиям коммутации каналов в телефонии. Но такие противопоставления и антагонизм сегодня уже неактуальны. Хотим мы этого или не хотим, но объективно процессы конвергенции никто не отменял. Когда мы говорим о «кочевом» номере, то должны понимать, что эти номера самым тесным образом связаны с процессами конвергенции — конвергенции технологий, конвергенции услуг, конвергенцией фиксированной и мобильной связи (FMC).
Абонент фиксированной телефонной связи, получающий услуги при помощи традиционных технологий, привязан к конкретному месту, потому что его абонентский номер телефона «отвязан» от самого телефонного аппарата. Номер телефона жестко привязан к линии, подключенной к вашему телефонному аппарату, а линия в свою очередь, жестко связана с конкретным портом АТС. И если вы берете своё абонентское устройство, переезжаете на новое место, и включаете его в сеть, это значит, что вы включаетесь в другой порт. А другому порту уже назначен другой абонентский номер. Задача сохранения вашего абонентского номера решается очень сложно, а практически — не решается. Даже, если вы меняете место проживания на соседнюю улицу, она обслуживается уже другой АТС.
Когда используется номадический номер, конечным устройством у вас выступает некое абонентское устройство, подключенное в IP-среду. Номер хранится непосредственно в устройстве. Когда вы с этим устройством и хранящимся в нём номером переезжаете из Киева, предположим, в Одессу или в Берегово или в Португалию или в Канаду, и там подключаетесь к IP-сети, оказывается, что ваш абонентский «кочевой» номер виден в телефонной сети общего пользования с кодом +38089ххххххх. С технологической точки зрения среда прозрачна, а сам номадический номер работает в системе координат рекомендаций Е.164(рекомендации Международного консультационного комитета по телефонии и телеграфии. Рекомендация E.164 определяет общий международный телекоммуникационный план нумерации — прим. ред).
Telecomer: Сегодня ресурс 089Х, который по своим признакам относится к номадическому, получили уже шесть украинских операторов. Можно ожидать, что услуга появится в линейках сервисов всех крупных операторов страны?
Ю. К.:На рынке телекоммуникаций проходит процесс конвергенции, сращивания технологий и построения сетей следующего поколения. Когда мы говорим о номадических номерах, нужно понимать, что они всего лишь один из элементов глобальных вопросов, связанных с NNA — numbering naming and addressing. Они предполагают рассмотрение и решение круга проблем, связанных с адресацией в классической телефонии, идентификаторами абонента и т.д.
Например, вопрос naming, доменной системы имен. Это наши адреса электронной почты, веб-страницы, и прочие службы, которые вас идентифицируют при помощи domain name system. Или addressing — адресное пространство. Если говорить об адресном пространстве ОКС-7, то это всеобъемлющая структура, связанная с идентификацией телефонных станций, пунктов кодов сигнализации, абонентскими телефонными номерами, кодами глобальных услуг и т.д.
При использовании в Украине номадических номеров основной проблемный вопрос связан с отсутствием регуляторной и технологической нормативно-правовой базы.
В Украине технология применения номадических номеров работает, но вопрос в том, как её административно и технически регулируют. В данный момент её регулируют таким образом, что смысл в её развитии теряется. Точнее, номадические номера предписывается технически, финансово, организационно регулировать по правилам традиционной телефонии. Нам стоит самым пристальным образом изучить опыт применения новейших технологий в США, например, Vonage technology, опыт Великобритании — проект CN21, опыт Израиля в части чего нельзя делать, и имплементировать у себя их нормативные регуляторные наработки.
Смешно и грустно то, что многие технологические наработки ЕС были применяемы на сети у «нас» в более прогрессивной форме ранее, нежели у «них». Грустно от того, что «они» уже финансовый результат имеют, а «мы» до сих пор даже на стадию отработки опытных зон не вышли. Хотя еще раз повторюсь, наши разработки более комплексные и интересные.
В связи с этим, я вспоминаю Н.С. Лескова «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся», и далее «…И с этою верностью левша перекрестился и помер».
Telecomer: Не является ли формулировка НКРС, данная ресурсу 089Х — «фиксированная телефония без географической привязки» — противоречивой?
Ю. К.: Формулировка — это внешняя сторона вопроса. Есть целый комплекс проблем — маршрутизация, цена, взаимосоединение сетей операторов, абонентский доступ и т.д. Если эти вопросы не решены, то любая формулировка ничего не стоит. А все эти вопросы у нас не решены. Потому что говорить о том, что мы решаем вопросы, связанные с IP-телефонией на базе нормативно-правовых актов, которые у нас существуют, нельзя. Хотя бы потому, что нормативная база нерелевантна современной технологической и технической ситуации. Но это в равной степени относится и к центральному органу исполнительной власти в отрасли связи, отвечающему за техническую политику.
...для номадических номеров должен быть предусмотрен закрытый план нумерации. Нужно менять правила маршрутизации, которые действуют в редакции 2001 года.
Telecomer: Что именно в нормативной базе нужно улучшить?
Ю. К.: Например, есть понятие открытого и закрытого номерного плана. В национальном плане нумерации для номадических номеров должен быть предусмотрен закрытый план нумерации при использовании этих номеров на любых сегментах сети. Нужно менять правила маршрутизации, которые действуют на сети в редакции 2001 года. Нужно написать современные правила взаимодействия сетей с различными технологиями, вместо тех, которые сегодня породили массу организационных, технологических и финансовых коллизий. Нужно написать новые правила, регулирующие абонентский доступ, тем более что это является общедоступной телекоммуникационной услугой.
Telecomer: Вы отмечали, что есть проблема с взаиморасчетами по номадическим номерам. Но компании, которые сегодня предоставляют сервис при помощи ресурса 089Х, говорят, что проблем со звонками с номеров 089Х нет. Это означает, что есть действующие договоры, и что между собой компании давно определились и с вопросами взаимозачета, и с другими тонкостями.
Ю. К.: (смеется): Вот у меня лежит телефон, и гаджет iPad2, я подключаю его через Wi-Fi (дает репортеру iPad, идет звонок с номера 089).
Ю. К.: (по телефону): Вы меня слышите?
Telecomer: Да, прекрасная слышимость. Какой оператор?
Ю. К.: Это номадический номер, неважно какой оператор, а то нас обвинят в рекламе. Вроде как проблем нет, а они есть. Они связаны со стоимостью минуты.
Telecomer: И сколько у вас стоит минутка?
Ю. К.: Это тестовый звонок. Минутка может стоить, в принципе, 4 копейки, или вообще 0 внутри сети. А на другие телефоны — допустим, 60 копеек. Подобно тому, как сегодня вы пользуетесь ценовыми пакетами мобильных операторов.
Telecomer: А если я с ним буду в Праге?
Ю. К.: Я думаю, 50-60 копеек за минуту — вполне нормальная цена. Важно следующее. Если вы мне звоните из Праги, используя стандартную телефонию, или даже чешскую IP-телефонию, вы за Интернет платите в Праге, и за телефонию как таковую вы тоже платите в Праге. И только какая-то часть денег за голосовую телефонию уходит в Украину.
А если вы будете с номадическим номером, то за Интернет вы платите в Праге, а весь голосовой трафик остается в Украине. Американцы ездят по миру с подобными номерами. И они составляют все деньги в экономике США.
Но проблема в том, что компании так и не определились со всеми тонкостями взаиморасчетов, а следовательно, с ценовой политикой. Вот Укртелеком, например, определился со своими абонентами, а несколько других операторов, имеющих соответствующие лицензии и номерной ресурс, не могут окончательно определиться.
И дело не столько в политике и позиции, которую занимает Укртелеком, сколько в том, что и другие крупные операторы в отсутствии четких регуляторных и технических правил со стороны государства не дают возможности использовать даже то куцее, что является легитимным.
Telecomer: Получается, что отсутствие развития номадической технологии — в убыток нашей экономике. Так в чем же тормоз?
Ю. К.: При использовании номадических номеров, с экономической точки зрения весь голосовой телефонный трафик, независимо от того, где вы в данный момент находитесь, остаётся в Украине, создавая, таким образом, прозрачные условия для его тарификации. При этом сужается база для совершения оптовых покупок зарубежного трафика через финансовые институции оффшорных зон, непрозрачных для соответствующих украинских государственных институций.
Перед операторами стояли задачи развития и окупаемости своих сетей. Ориентировались они на традиционные технологии. С их точки зрения, это абсолютно правильный подход. Но, видимо, они не оценивали должным образом выгодность и возможности новых технологий и новых технологических трендов. Хотя и тут существует объяснение — во всем мире этими направлениями занимаются венчурные компании. Но здесь начинается самое интересное — этим компаниям позволено многое на рынке. Таковы правила регулирования. А у нас подобных правил нет.
При использовании номадических номеров весь голосовой телефонный трафик остаётся в Украине, создавая, таким образом, прозрачные условия для его тарификации.
Поэтому, наш рынок для венчурных компаний представляет собой лес, в котором если тебя не пристукнут, то точно ногу сломаешь. Вот и получается, что отсутствие релевантной нормативно-правовой и нормативно-технической базы является первым тормозом. Второй тормоз — поведение на рынке крупных и устоявшихся в своих долях рынка операторов. Третий тормоз — инерция поведения доминирующего игрока на рынке даже в условиях существования самой лучшей нормативной базы. Впрочем, это не только украинские болезни, даже в США и ЕС время от времени случаются рецидивы «не пущать!».
Telecomer: Но украинские операторы уже теряют абонентов, которые выезжают из Украины. Допустим я — абонент украинского оператора. В роуминге по Чехии они потеряли меня еще в 2007 году — я использую Vodafone, это в десятки раз дешевле. А если бы мой оператор предложил мне номадический номер с адекватным IP-телефонии тарифом, я бы пользовалась их услугами и за границей.
Ю. К.: Когда количество таких абонентов, как вы, достигнет критического количества, то конечно операторы задумаются о том, что делают что-то не так, и пора предложить новые услуги. Вот, я был в Москве. Доступ в Интернет был не очень качественный. Приходилось пользоваться мобильной связью. Внутри сети у меня тариф льготный. Но звонили мне не только с номеров моего оператора, и я потратил в итоге на связь около 300 грн за три дня. Пока у операторов есть возможность продавать свои сервисы по таким ценам, они будут это делать и никакие инновации их интересовать не будут, а те, кто будет предлагать инновации считаться врагами.
Номадические номера открывают для операторов огромный пласт новых сервисов и новых возможностей. Например, можно склеивать номадические номера с обычными номерами мобильной связи. И когда вы выезжаете за рубеж, кроме номера 50 или 67 или 61 к вам приклеивается номер-кочевник. Попадая в зону Wi-Fi, или иначе подключаясь к Интернету, вы можете этим номером-кочевником воспользоваться. Причем, весь трафик пойдет через узлы вашего оператора мобильной связи. Тогда получится, что и абонент не уходит от оператора, и оператор получает плату за общение его абонентов за границей.
Telecomer: И все-таки, вы не ответили на вопрос о взаиморасчетах. Есть проблема с интерконнектом по номерам-кочевникам?
Ю. К.: Парадокс в том, что никакой проблемы нет. На мой взгляд, есть просто нежелание решать задачу. Вот сейчас внутри страны взаиморасчет будет 36 копеек. Все, что свыше 36 копеек, с учетом правил налогообложения, составляет прибыль оператора. Поэтому межсетевой звонок может стоить 50 коп/ минута, например. Может меньше стоить. А дальше мы подходим к проблеме рефайла — нелегального ввода в Украину международного трафика. На эту тему лучше не говорить, чем говорить (грустно улыбается).
Telecomer: Но разве рефайл — это не способ минимизации расходов?
Ю. К.: Да, цель сохранения рефайла вы описываете правильно. Это нелегальный способ «оптимизации». А введение номадических номеров делает схему с рефайлом бессмысленной, потому что исчезает разница между международным трафиком и внутренним.
Telecomer: По вашим прогнозам, как будет развиваться рынок номеров-кочевников?
Ю. К.: Это зависит от финансовой и маркетинговой политики операторов. Тестовые испытания мы проводили еще в 2007 году, инсталлировали номер в сети одного оператора, и звонили с него: на другой номадический номер, на фиксированную связь, на мобильную, на сети разных операторов, за границу, из-за границы в Украину и т.д. Там, где не было технических проблем с IP-каналами — не было проблем с качеством, идентификация операторов всегда передавалась верно, определение абонентского номера происходило верно, как при терминации, так и при оригинации звонков.
Сегодня, тех технических проблем с IP-каналами, влияющих на качество, которые были в 2007 году, уже нет. С технической точки зрения, проблем по введению в Украине номеров-кочевников не должно быть. Развитие рынка предоставления телекоммуникационных услуг при помощи номадических номеров будет тормозиться только отсутствием релевантной нормативной базы и поведением доминирующих операторов. Хотя, на мой взгляд, судебные перспективы не будут способствовать развитию рынка. Как показала реальная практика досудебных разбирательств в части финансовых претензий операторов друг к другу, а также предыдущий опыт развития новейших технологий, лучше конфликты не замораживать, а искать пути их решения.
Беседовала Маргарита Ормоцадзе, обозреватель журнала «Власть денег», специально для Telecomer.
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus