Война за доступ: украинские провайдеры делят проводной интернет
В 2011 году ситуация на рынке фиксированного доступа обострилось. Цена вопроса - поступления на уровне 12-13 млн.грн. в день.
В уходящем году игроки рынка широкополосного фиксированного доступа к интернету существенно увеличили абонентскую базу. Темпы роста рынка остаются высокими (110% в год), хотя и ниже чем в прошлом году (126%). При этом доля фиксированного доступа в общем объеме доходов операторов едва превышает 10%.
Тем не менее, доходность бизнеса падает, поскольку в погоне за клиентом игроки снижают цены, а соответственно уменьшается и показатель среднего дохода на абонента (ARPU). Однако борьба за рынок - в полном разгаре, ведь речь идет о ежедневных доходах на уровне 12-13 млн.грн. (совокупные поступления всех участников рынка).
Рост абонбазы и лидеры рынка
По данным Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), абонбаза потребителей услуг этого вида связи с 2007 по 2011 год выросла втрое, равно как и объемы передачи данных.
Сейчас практически у 20,7 млн. украинцев есть какой-либо вид доступа к интернет, из них у 3,39 млн. - фиксированный широкополосный доступ.
Сейчас практически у 20,7 млн. украинцев есть тот или иной вид доступа к Интернет
"Проникновение в Украине уже достигло 35%, - говорит вице-президент УСПП, президент компании Адамант Иван Петухов. - При замедлении роста абонбазы в городах-миллионниках (до 5%), заметен рост в регионах (15-16% в сельской местности). При этом объем национального трафика (в UA-IX) вышел на пятое место в Европе".
Сегодня существуют две версии рейтинга провайдеров ШПД, но расположение первых семи игроков в них совпадают:
1. Укртелеком,
2. Воля,
3. Киевстар,
4. Триолан,
5. Vega,
6. Датагруп,
7. Тенет.
А вот расположение последних трех игроков первой десятки в руйтингах разнится. Так, по версии по версии Expert & Consulting совместно с ProIT (на III квартал), топ-10 провайдеров замыкают Фринет, Airbites и Фрегат. Вместе с тем, по версии iKS-Consulting (за II квартал), те же операторы замыкают десятку в таком порядке: Airbites, Фринет, Фрегат.
На долю провайдеров первой тройки приходится 52% рынка
Первая десятка операторов занимает 69% рынка, из них первая тройка (Укртелеком, Воля и Киевстар) - это 52%, по данным Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ).
При этом основной доходной технологией в сегменте остается оптика (FTTx).
Падение дохода
Несмотря на увеличение абонентской базы, темпы роста доходов от предоставления услуг замедлились и составляют в этом году 110% по сравнению с 126% в прошлом году. Это связано с повышением уровня конкуренции и, как следствие, уменьшением тарифов, рассказал директор департамента телекоммуникаций НКРСИ Владимир Гресько.
О тенденции падения ARPU провайдеры говорили еще в конце 2010 года, когда на рынок фиксированного интернета вышел Киевстар. Справедливости ради следует заметить, что от различных участников рынка обвинения в игре на занижение звучат в адрес всей первой четверки, включая Волю, Киевстар, Триолан.
Показатель дохода с абонента еще не сравнялся с себестоимостью, но уже близок к этому
"Основным событием уходящего года стал, конечно же, выход Киевстара на этот рынок, а основной тенденцией - понижение цены, в первую очередь, со стороны этого оператора", - пояснил корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ глава компании Датагруп Александр Данченко. По его словам, абонбазы провайдеров увеличиваются, но ARPU - падает. "Этот показатель еще не сравнялся с себестоимостью, но очень близок к этому. А период окупаемости в среднем по рынку вырос с 4 до 7 лет", - добавляет Данченко.
Cейчас ARPU в среднем по рынку составляет около 55 грн. в месяц, в сети Датагруп - около 64 грн. "ARPU должно стабилизироваться, падать уже некуда, - говорит эксперт. - Если же менеджеры не будут считать деньги, а получать бонусы за новых абонентов, ничего хорошего из этого не выйдет".
По данным Киевстара за III квартал, ARPU в сегменте фиксированного ШПД сократился до 46,6 грн. с 59,1 грн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, "в связи с ценовой конкуренцией на рынке".
Недавно основной мобильный конкурент Киевстара - компания МТС Украина (в лице дочернего предприятия - Комстар Украина) также запустила первый участок фиксированной сети в Киеве на Осокорках.
Мобильщики бросились развивать фиксированный доступ. Но это временное явление, через один-два года они откажутся от этой затеи
Но, по мнению некоторых экспертов, мобильные операторы скоро "наиграются" в проводной интернет и займутся чем-нибудь более доходным. "Все мобильщики бросились в развитие фиксированных широкополосных услуг. Но я думаю, что это временное явление.
Они через один-два года увидят, как их показатели немножко просядут, и откажутся от этой затеи. А получив лицензию на UMTS (технология связи третьего поколения, 3G - ред.) и, возможно - на LTE (технология связи четвертого поколения, 4G - ред.), будут заниматься тем, чем им положено. Это мое личное экспертное мнение", - говорит Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю МТС-Украина.
Новые правила
В новом году некоторые правила игры на рынке фиксированного интернета могут измениться. Во-первых, национальный регулятор таки надеется доработать проект закона о включении доступа к Интернету на заданной скорости в перечень общедоступных услуг. Проект может попасть в парламент еще до конца этого года. В случае его принятия, тарифы на доступ с определенными параметрами (например, на скорости 256 кб/с) будут регулироваться Нацкомиссией.
Также подготовлен текст проекта о совместном доступе к инфраструктуре, который должен закрепить равные возможности для провайдеров при прокладке кабеля, установке оборудования. Разработчики проекта получили замечания от рынка, сейчас идет обсуждение с заинтересованными госорганами.
Операторы фиксированного доступа соревнуются: кто первый зайдет в квартиру, тот получит абонента практически навсегда
"Сейчас на рынке жесткая конкуренция между операторами фиксированного доступа: кто первый зайдет в квартиру, тот получит абонента практически навсегда... Кроме того, бывает и так, что местные органы власти, превышая свои полномочия, помогают одному из конкурентов", - говорит глава нацрегулятора Петр Яцук.
По его словам, проект предусмотрит, что "тот, кто первым зашел в квартиру, получает приоритет". Но если кто-то из компаний или сам потребитель хочет поменять провайдера, должна работать схема, аналогичная схеме с MNP. Так, оператор будет обязан предоставить другой компании доступ к инфраструктуре, но за фиксированную денежную плату. Подобные схемы предусматриваются и для элементов инфраструктуры мобильных операторов.
Кроме этого, с 1 января 2012 года, согласно последним изменениям в Налоговый кодекс (закон N8521 об упрощенной системе налогообложения), частным предпринимателям усложнят работу на рынке связи. Так, с нового года упрощенная система налогообложения не распространятся на услуги почты и связи, в т.ч. на предоставление доступа к интернет.
Провайдерам, оформленным как СПД, с нового года отказали в упрощенке, что может отразиться на ценах
В обращении ИнАУ к президенту Украины указывается, что этими видами деятельности на данный момент достаточно активно занимаются субъекты малого предпринимательства, в том числе физлица, работающие на упрощенной системе, что "в конечном итоге дает удешевлять стоимость предоставленных потребителям услуг". В ассоциации говорят, что указанная норма приведет к тому, что такие компании будут вытеснены с рынка связи, а цены на такие услуги для населения повысятся. И просят Виктора Януковича ветировать закон.
Кроме того, отмечает президент Адаманта Иван Петухов, на работе рынка в начале года скажется видоизменение регулятора: переход от НКРС к НКРСИ может отразится на работоспособности комиссии. Так, некоторые частные компании могут не успеть переоформить документы до конца года.
Ольга Карпенко
ЛIГАБiзнесIнформ
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus