Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Проездной для Интернета

05 ноября 2011
На Западе активному развитию телекоммуникационных услуг на подвижных объектах способствовало бурное проникновение интернет-технологий в повседневную жизнь огромного количества людей и появление привычки все время находиться на связи, пользуясь мобильными устройствами для работы с различными сервисами. Что касается нашей страны, то здесь пока можно говорить только о единичных попытках организовать услуги широкополосного доступа в Ku-диапазоне в поездах, на морских судах или самолетах. Давайте попробуем понять, с чем связаны перспективы внедрения услуг связи на подвижных объектах в России.

Первыми в мире услуги широкополосного доступа на транспорте начали предоставлять сотовые операторы, однако у них не всегда есть возможность обеспечить связь с помощью стандартных решений на основе вышек сотовой связи - их невозможно применять на морских судах или самолетах. Поэтому очень скоро к предоставлению услуг подвижной связи подключились и спутниковые операторы.

Сегодня за рубежом сервис широкополосного доступа на подвижных объектах организуется преимущественно в Ku-диапазоне, а перспективы его развития связывают с адаптацией к новому Ка-диапазону. Спрос, возникший со стороны операторов, привел к увеличению объема производства специализированных антенн, предназначенных для обеспечения телекоммуникационных услуг на транспорте.

Основной толчок для развития подвижной связи дали морские перевозки, где подобные услуги оказались очень востребованными, поскольку суда, как грузовые, так и круизные, могут длительное время находиться вне зоны действия телекоммуникационной инфраструктуры, установленной на земле. Важными предпосылками внедрения таких проектов на судах стали, во-первых, простота технического решения и легкость установки оборудования на судно, обусловленные отсутствием ограничений по габаритам спутниковых антенн. Во-вторых, простота регуляторных процедур, так как судно, как правило, курсирует вне зоны действия норм регуляторов. Кстати, сейчас в Америке и Европе услугу широкополосного доступа на транспорте активно приобретают владельцы личных яхт.

Первым масштабным зарубежным проектом по обеспечению связи в движении на самолетах стал проект специального бизнес-подразделения The Boeing Company - компании Connexion by Boeing (CBB), которая организовала доступ в Интернет, а также доступ к развлекательному контенту с бортов самолетов, пролетающих над территориями Северной Америки, Европы, Азии и части Африки. Сервис позволял пассажирам пользоваться Интернетом во время полета. Пропускная способность канала передачи данных при этом составляла от 2 до 20 Мбит/с.

К сожалению, в 2006 году CBB закрыл проект, однако произошло это исключительно из-за проблемы организации бизнеса. Boeing решил осуществлять весь проект исключительно своими силами и на старте серьезно инвестировал в аренду спутникового ресурса, тогда как услуга еще не успела стать популярной среди пассажиров. Фактически услуга попросту не набрала необходимого для выхода на уровень окупаемости количества абонентов. Акционеры Boeing решили не ждать и закрыли проект. Но на тот момент когда компания выходила из бизнеса, услуга уже пошла на подъем: Boeing стал примером для других.


В России продвижение мобильных спутниковых приложений пока затруднено. Дело в том, что развить такой рынок можно только демонстрируя конкретные решения: для того чтобы организовать услугу и убедить потенциальных клиентов в том, что она полезна, необходимо время. В ближайшем будущем ожидать активного роста в данном направлении не приходится, и этому есть несколько причин.

Во-первых, серьезный дефицит частотного ресурса в Ku-диапазоне (в C-диапазоне услугу широкополосного доступа на транспорте предоставлять невозможно, а Ка-диапазона в России пока нет).

Во-вторых, отсутствие рынка сбыта - непонятно, кому услугу предоставлять. С одной стороны, географическое расположение нашей страны накладывает серьезные технологические ограничения на проекты, которые могут быть реализованы на земле - на поездах или автотранспорте. Так, в зонах платежеспособного спроса, включающих Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург и нефтедобывающие северные районы, наведение антенны на спутник осуществляется с небольшими углами места, в связи с чем высока вероятность блокировки сигнала такими естественными препятствиями, как дома, деревья холмы, горы. При организации широкополосного доступа с использованием сетей GSM, 3G или Wi-Fi покрытие полем сотовой связи далеко не сплошное, а в значительной части регионов с низкой плотностью населения оно отсутствует совсем, но ставить дополнительные вышки сотовой связи в таких районах нецелесообразно с точки зрения окупаемости.

В авиации или на морских просторах, где препятствия не играют роли, на первый план выходит отсутствие покупателей. Например, на внутреннем рынке потенциально широкополосный доступ во время полета заинтересует только три-четыре российские авиакомпании, но и для них цена на систему организации сервиса и ее монтаж на самолет вряд ли окажется приемлемой.

На мой взгляд, в России необходим комплексный подход к построению систем связи на подвижных объектах, при котором будут задействованы наземные и спутниковые линии связи. Спутниковые каналы удобно использовать в районах, где экономически нецелесообразно или отсутствует возможность строить наземные линии связи. В будущем вполне реально формирование альянсов с участием как спутниковых, так и мобильных операторов.

СЕРГЕЙ АЛЫМОВ, генеральный директор ООО "РуСат"
© ComNews

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

774

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI