Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Президент усыпил связь: ТОП-5 проколов в госуправлении

04 августа 2011
Президент усыпил связь: ТОП-5 проколов в госуправлении
Президент подписал закон, который предполагает, что Национальная комиссия по вопросам регулирования связи теперь будет отвечать еще и за информатизацию

Казалось бы, что это просто отлично, когда глава державы озаботился вопросами еще одного развивающегося сектора экономики. Но по факту оказывается, что за прошедшие полгода даже в отлаженной некогда отрасли связи восцарил хаос. А с информатизацией так и подавно никто из чиновников не знает, что делать.  

 Напомним, что с начала года Виктор Янукович решил реформировать госорганы, которые отвечали за отрасль телекоммуникаций в стране. Конкретные шаги были сделаны в феврале - глава государства неожиданно сменил весь состав НКРС, и апреле – Янукович подписал указ, которым полномочия Госадминистрации связи (была подотчетна Мининфраструктуры) передавались непрофильному ведомству – Госспецсвязи и защиты информации.

 Как результат, все изменения, которые должны были произойти в отрасли, законсервировались. Для потребителей это означает лишь одно: они не получили ряд инновационных услуг, для начала функционирования которых нужна воля государства.

 «Комментарии» подготовили «ТОП 5» телекоммуникационных новшеств, которых украинцы должны были увидеть еще в текущем году, но, скорее всего, этого так и не произойдет.

 3G-связь

 Украина продолжает оставаться единственным государством в Европе, где полноценная 3G-связь таки и не появилась. Лицензия на наиболее популярный стандарт связи третьего поколения UMTS есть только у «Укртелекома». Но его сеть и количество абонентов в ней в десятки раз меньше, чем у лидеров рынка мобильной связи – «Киевстара», «МТС Украина», и «Астелита» (TM life:)). В результате лишь несколько процентов обладателей мобильных телефонов с функцией скоростного мобильного интернета могут ей полноценно воспользоваться. Положение не спасает наличие в стране операторов так называемого альтернативного 3G – CDMA EV-DO. Они обслуживают лишь незначительное количество сим-карт – чуть более 1,5 млн. А их в Украине в общей сложности 52 млн.

Процесс выдачи лицензий на связь третьего поколения крупным сотовикам встал буквально сразу же после того, как президент поменял состав НКРС. К февралю Министерство обороны, согласно сообщениям еще прошлого состава регулятора, наконец-то по всем позициям согласовало свою позицию относительно использования части их радиочастотных диапазонов для коммерческих нужд. Но новый состав комиссии, как только получил полномочия, заявил, что документы нужно немного доработать. Военным был дан еще месяц срока, потом еще один…

Сейчас чиновники уже предпочитают не вспоминать о том, что в конце зимы все уже вроде бы было готово к 3G-тендерам, от которых могли выиграть телеком-операторы, госбюджет и, конечно же, сами абоненты. Становится совершенно очевидно, что если конкурс на связь нового поколения будет объявлен в августе (в чем пока не никакой уверенности), то до конца года UMTS-связь точно не заработает.  

 Перенос номера

 Изменения в законе «О телекоммуникациях», которые позволили операторам сохранять свои номера при смене телекоммуникационного оператора (MNP –Mobile Number Portability), были сделаны еще летом 2010 года. Депутаты, разработавшие законопроект, установили шестимесячный срок для внедрения услуги. Предполагалось, что заниматься предоставлением услуги будет независимый провайдер, который будет отвечать за содержание базы всех номеров телефонов Украины и отслеживание переходов пользователей от одного оператора к другому. Как планировалось, для абонентов эта услуга будет бесплатной.

В декабре 2010 года все сроки были сорваны, но все-таки сохранялась уверенность в том, что услуга заработает в первой половине 2011 года. НКРС якобы занималась доработкой нормативной базы. В начале этого года должен был состояться тендер по выбору ответственного за инновацию провайдера. Свои готовые решения неоднократно демонстрировали разработчики из США.

К лету 2011 года стало ясно, что поезд тронется с места не раньше осени. Но далеко не факт, что он станет быстро набирать скорость.

 Национальный роуминг

 Внедрение этой услуги предусматривал тот же самый законопроект, который регламентировал появление MNP. Соответственно и временные рамки для запуска сервиса были предусмотрены все те же – до конца декабря 2010 года.

Идея нацроуминга состояла в том, что абонент, оказавшись в зоне, где его оператор не имеет покрытия, может воспользоваться услугой альтернативного оператора. Хотя стоит подметить, что еще на стадии законопроекта эта услуга была прописана лишь для галочки. Ведь документ не обязывал телекоммуникационные компании оказывать такой сервис без заблаговременно подписанных между участниками рынка договоров. Задумка сразу же потеряла весь практический смысл. Ведь те операторы, которые хотели договориться о «сетевом партнерстве», и так давно это сделали. Например, соответствующее соглашение есть между «Киевстаром» и мобильным подразделением «Укртелекома» - Utel (3G): если абонент последнего оказывается вне зоны действия сети, то его «подхватывает» звездная сеть.

Если бы в задумку с нацроумингом была заложена обязаловка (т.е. оператор обязан предоставлять услугу стороннему абоненту, который оказался без связи), то для украинцев она, конечно, имела бы гораздо большее значение. Ведь, несмотря на то что мобильщики декларируют почти стопроцентное покрытие населения, все равно существует много мест, где телефон вдруг перестает ловить сигнал и пользователь оказывается в безвыходном положении.

Но даже в своем урезанном виде инициатива нацроуминга в начале года была попросту завалена макулатурой. Сейчас создается такое впечатление, что госорганы о ней вообще забыли.

 Сельский интернет

 Эта идея казалась одной из наиболее реальных для воплощения в жизнь новым составом регулятора. Она предусматривала создание специального фонда, куда бы производили отчисления все участники рынка. Эти средства должны были идти на развитие универсальных телекоммуникационных услуг в сельской и труднодоступной местности. Сразу после своего назначения новые члены НКРС заговорили о том, что необходимо определить нормы для общедоступного обязательного тарифа на Интернет-доступ, который оказывался бы на минимальной скорости – около 128 Кбит/сек.

Показалась, что задумка очень на руку «Укртелекому». Ведь у этой компании уже имелась инфраструктура фиксированной связи практически в каждом населенном пункте страны. И  требовался не очень большой объем инвестиций, чтобы добавить к этой универсальной услуге еще и гарантированно медленный Интернет за небольшие деньги.

Судя по тому, что чуть ли половина нового состава НКРС – это бывшие «укртелекомовцы», инициатива компенсации затрат национального оператора на социальные услуги была им знакома не понаслышке.  Поэтому все ожидали от регулятора четких и слаженных действий. Но движение в этом направлении затихло также быстро, как и зародилось. Возможно, на процесс смогли повлиять мобильные операторы, которые очень-то не хотели «сдавать» по несколько процентов от дохода в общий социальный котел и поддерживать таким образом развитие «Укртелекома».  

 Простая тарификация мобильной связи

 Эта идея уже давно созревала в головах некоторых менеджеров «Укртелекома», в феврале попавших в состав регулятора. Заключалась она в том, что абонентские разговоры не должны замыкаться в сети одного оператора псевдонулевыми тарифами. Ведь создается ситуации, когда пользователь за регулярную абонплату может свободно разговаривать только в пределах одной сети. А звонки на «чужие» номера стоят очень дорого. В результате многим украинцам приходится содержать несколько телефонов вместо одного, чтобы одновременно быть на связи со всеми возможными собеседниками.

На презентации годового отчета, когда новый состав НКРС в первый раз вышел в свет, был сделан особый акцент на том, что нулей в предложениях мобильщиков быть не должно. Но конкретных действий после этого заявления так и не последовало.

Нужно сказать, что в руках у НКРС был механизм, как разрушить замыкание трафика внутри сети и заставить операторов устанавливать простые тарифы (например, 1 минута разговора в пределах Украины на любой номер стоит 10 коп). Еще в конце 2010 года вступили в силу очередные изменения в закон «О телекоммуникациях», которые наделяли НКРС функцией определения и контроля игроков с существенной рыночной силой на рынке завершения звонков на своих сетях. Таким образом, комиссия уже давно могла бы назвать влиятельные компании и установить маленький межоператорский тариф на их сети (или вообще его обнулить), чтобы другие игроки рынка получили возможность давать дешевую связь не только в рамках собственной сети, но и за ее пределами. Но НКРС по сей день изучает рынок. Сроки по подготовке принятых в закон изменений опять-таки были сорваны.

 Создается впечатление, что хоть президент и затеял реформы в отрасли телекоммуникаций, отображения в конкретных действиях чиновников они таки и не получили. Эта сфера экономики начала напоминать болото, где тонет все новое и инновационное. Телеком уже не является подотчетным ни одному министерству. А госадминистрация связи уже как полтора года пребывает в состоянии перманентного коллапса. А раз нет «дубинки», значит, и национальный регулятор получил хорошую возможность расслабиться. А тем более в летнее время. Все это приводит к застою на рынках, которые еще несколько лет назад считались самыми динамичными в Украине.  

Станислав Юрасов

Источник: comments.ua

841

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI