Государство решило дожать телеком
Сегодня Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект № 7031, который до недавнего времени казался чуть ли не единственным революционным документом в отрасли телекоммуникаций. Ведь он в первом чтении предполагал сокращение лицензируемых видов деятельности в этой сфере до минимума. Чиновники на круглых столах твердили о том, что барьеры для выхода на рынок новых игроков должны быть сняты, а государство получит больше денег в госказну, так как денежный объем либерализированной отрасли закономерно будет увеличиваться благодаря новым инвестициям.
Но не тут то было. Ко второму чтению основная идея из проекта практически полностью была вычеркнута. И весь документ фактически превратился в жалкую поправку к закону «О телекоммуникациях». Как рассказал «Комментариям» народный депутат Партии Регионов Юрий Мороко (один из инициаторов инициативы), отменить лицензирование на 7 из 11 видов деятельности на телекоммуникационном рынке было предложено старым составом Национальной комиссии по вопросам регулирования связи. «Но новый состав регулятора (назначен в феврале президентом – Авт.) попросил парламентариев отменять лицензирование только для трех видов деятельности - по сдачи в аренду каналов электросвязи: местных, междугородних и международных», - сказал он.
В то же время в законопроект, принятый во втором чтении, вернул такие виды лицензируемой деятельности, как предоставление услуг местной фиксированной связи (проводной и беспроводной); мобильной связи; предоставление услуг по техобслуживанию и эксплуатации сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного вещания.
«Это шаг вперед. Конечно, хотелось бы больше. А вдруг следующим шагом через год будет как раз реализация тех идей, которая была заложена нашим составом», - прокомментировал новшество один из инициаторов начала либерализации рынка – бывший член НКРС Владимир Зверев.
Мороко добавил, что в Минфине обеспокоились, что из-за отмены лицензирования «в бюджете появится дырка». «Но новый состав НКРС пообещал, что как только он разберется с ситуацией на рынке, деятельность в направлении сокращения лицензирования продолжится», - сказал Мороко. «В принципе, опасения Минфина не обоснованы. Они смотрят на одномоментное получение выгоды в бюджет за счет лицензии. А если бы был внедрен безлицензионный принцип регистрации, то удалось бы привлечь большее количество игроков, что означало бы больший объем инвестиций в отрасль», - говорит Зверев.
Ситуация становится еще более интересной, когда в эту историю добавить цену вопроса, за которую государство решило не «открывать» отрасль. Согласно данным НКРС, в 2010 году поступления в бюджет от выдачи лицензий на виды деятельности составили всего 20 млн грн. По словам Зверева, большую часть поступлений в бюджет всегда приносило лицензирование мобильной связи. «Это всегда достаточно большие суммы денег - около 9 млню грн. за одну лицензию», - сказал Зверев.
Нужно сказать, что у НКРС в прошлом году нашла отличную возможность выдавать новые лицензии и не продлять старые. Первый оператор, который почувствовал это на себе, стал по иронии судьбы государственный на тот момент «Укртелеком». Летом прошлого года регулятор отказал в продлении этой компании лицензии на международную связь за 30% от ее полной стоимости. Формальной причиной послужило то, что в 2004 году был принят новый основной закон – «О телекоммуникациях». Поэтому лицензии, полученные операторами до его вступления в силу, нельзя переоформлять. Нужно только получать новые. Но менеджменту «Укртелекома» на высшем государственном уровне тогда удалось убедить регулятора, что не переоформлять документы компании, за счет продажи которой удастся неплохо пополнить госбюджет в 2011 году, как минимум, не правильно.
В этом году на очереди за лицензиями окажутся национальные операторы, с которых не грешно требовать деньги. Так, в октябре истекает срок действия лицензии на оказание услуг мобильной связи крупнейшего игрока рынка – компании «Киевстар». Ее собственник – холдинг VimpelCom Ltd – уже заложил на осень потенциальные потери от дополнительного принудительного лицензирования в размере $2,3 млн.
Усугубляет ситуацию тот факт, что мобильная связь у нас в стране подлежит двойному лицензированию. Ведь операторы и так должны получать и лицензии на использование радиочастот, чтобы начать предоставлять услуги.
Кстати, лицензии на выдачу в коммерческую эксплуатацию новых диапазонов радиочастот принесло бы в сотни раз больше денег бюджету, чем выдача разрешений на виды деятельности. Когда полтора года назад государство было в двух шагах от проведения долгожданных конкурсов на 3G, регулятор оценивал, что тендер принесет, как минимум, 1,5 млрд грн. Европейские правительства заработали на 3G еще в 2000-2001 годах. Одна только Германия получила в то время от проведения аукционов около … 50 млрд ЕВРО в казну. В нашей же стране деньги от продажи национального ресурса – радиочастот - зарабатывает не государство, а отдельные бизнес-группы. Utel (филиал «Укртелекома» с единственной 3G (UMTS) лицензией) будет продавать австрийский инвестфонд EPIC, а весь 4G диапзон в 2,6 ГГц достался некой компании «ММДС Украина», в которой один из основных акционеров – СКМ Рината Ахметова.
Тем временем правительство пытается выжимать из телекома соки в тех местах, где особо-то их уже и не выжмешь: поднимать в разы стоимость аренды уже использующихся радиочастот и зарабатывать на переоформлении бумажек.
Но и это еще не все: в законопроект № 7031 в срочном порядке была внесена норма об обязательной маркировке всех мобильных телефонов, которые ввозятся из-за границы. Это, в понимании нынешней власти, еще один способ либерализации отрасли: теперь на каждый телефон будет наклеиваться специальная марка, стоящая, по предварительным данным, несколько гривен. Учитывая то, что рынок сбыта мобильных телефонов будет удерживаться в переделах 8-8,5 млн штук в последующие годы, в бюджет будет поступать дополнительно еще примерно по 20 млн грн в год.
Станислав Юрасов, Игорь Филипповский
Источник: comments.ua
blog comments powered by Disqus