Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Глава НКРС: «В вопросах регулирования мы на контент в Интернете влиять не будем»

02 апреля 2011
Глава НКРС: «В вопросах регулирования мы на контент в Интернете влиять не будем»
Глава Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Петр Яцук дал «Комментариям» первое  интервью после назначения

В феврале президент Виктор Янукович полностью поменял состав регулятора. Прошло меньше двух месяцев, и председатель комиссии решил поделиться своим видением основных проблем в отрасли телекоммуникаций и вариантами их решения    

Вы сейчас готовитесь к публичной презентации годового отчета для всех участников отрасли. Что можно назвать основополагающим достижением  регулятора за прошлый год?

 Основное достижение НКРС в прошлом году состоит в том, что, невзирая на воздействие составляющих мирового кризиса, отрасль связи  по объемам доходов от телекоммуникационных услуг  удержалась на прежнем уровне. И развитие рынка, хоть и незначительное, но все же наблюдалось. Кроме того, Комиссия начала работу над законодательной базой по дерегуляции рынка. К сожалению, ее реальных результатов пока нет. Некоторые законопроекты только подготовлены. Когда они будут  приняты, соответственно, доступ к сетям, к видам деятельности в отрасли связи будет упрощаться.

 Какие перспективы в отрасли Вы видите в этом году?  

 Учитывая то, что кризис подходит к завершению, наша задача – увеличить объемы рынка. Понятно, таких процентов увеличения, как в 2006-2007 годах, уже не будет, однако 5-10% прироста можно обеспечить. В то же время рынок можно немного расширять. И не просто за счет роста телекоммуникационных сетей. Нужно добавлять сопутствующие услуги и развивать новые рынки. Так, в прошлом году основной рост доходов был зафиксирован в сегменте скоростного широкополосного доступа в Интернет. Потребители уже удовлетворили свои основные потребности в голосовых услугах, звонках друг другу. На следующем этапе абоненты предпочитают общаться посредствам генерирования собственного контента и обмена информацией. Этим объясняется рост  популярности социальных сетей. Эти услуги стоит активнее развивать. Ведь, общаясь, человек чувствует себя причастным к  определенному сообществу и удовлетворяет свои новые потребности в общении в более интересной форме. Поэтому на следующем этапе развития телекоммуникаций нам представляется необходимым  расширение спектра услуг за счет конвергенции составляющих: технической и интеллектуальной (контент). Хочу сразу же уточнить: мы в вопросах регулирования  никогда на контент в Интернете не влияли и не будем этого делать. Однако определенный  симбиоз между этим направлением и нашей сферой деятельности должен быть.

Больной вопрос для рынка: связь третьего поколения 3G. Представители прошлого состава НКРС говорили о том, что уже в марте должны начаться работы по проведению конкурсов на 3G-лицензии. Что Вы делаете в этом направлении?

Работа продолжается. Она и не останавливалась. Было проведено совещание с заинтересованными силовыми органами, проанализированы предложения по проведению конверсии радиочастот, которые нам предоставило Минобороны. Мы попросили подкорректировать документы так, чтобы они соответствовали текущему моменту, и чтобы за положенные в основу расчетов цифры кто-то нес ответственность.  

А поменяются ли цифры? Ведь затраты на освобождение частот от средств связи спецпользователей должны были, как раньше планировалось, составить 2,5 миллиарда грн…

 Мы не настаиваем на том, чтобы они изменялись. Для нас основное, чтобы конверсия радиочастот произошла максимально быстро и эффективно. Но понятие «быстро» здесь относительно. Конкурс будет проведен, и только лишь после этого ориентировочно  в течение восьми месяцев будет длиться первый этап конверсии.  Это не значит, что весь диапазон будет освобожден полностью. Некоторые «пятна» в освобождаемых сегментах могут остаться даже после конверсии. Но это технические нюансы. А согласно плану  - как только будет получен документ из Минобороны,  мы готовы приступить к следующему этапу.  Мы направили свои соображения в Минобороны в первой декаде марта. На основании исходных данных мы подготовим тендерные условия, согласуем их со всеми заинтересованными органами и объявим тендер.

 Может быть, стоит предварительно провести процедуру изучения спроса на 3G-частоты?

 Вы думаете, кто-то еще, кого мы не знаем, пожелает участвовать?

 Нет. Думаю, что число желающих, наоборот, может уменьшиться.

 Могу сказать, что  неофициально заявили  об этом сейчас три компании: мы на прошлой неделе встречался с главами ведущих операторов.

Известно, что операторы рассматривали возможность использования дополнительного диапазона под 3G -  в GSM 900. В прошлом году представители телекомкомпаний выступали за проведение рефарминга – т.е. перераспределения этих радиочастот под более эффективные скоростные технологии. В каком состоянии этот вопрос сейчас?

С таким переложением ни один оператор к нам не обращался. Диапазон 900 МГц сейчас очень активно используется для GSM.  Поэтому единственный оператор, который теоретически может себе позволить в нем 3G  - это «Киевстар».

 А как Вы смотрите на то, что у одних операторов радиочастот больше, а у других меньше?

Мы в этом году планируем разработать стимулирующие требования к операторам. Исторически так сложилось, что некоторые компании получили для развития больший диапазон, чем остальные. Соответственно, более широкий спектр частот позволяет им снизить себестоимость предоставления услуг (по сравнению с другими операторами). Поэтому правила игры на рынке остаются  неравноценными. Это тоже необходимо пересмотреть. Перед нынешним составом НКРС уже поставлена задача разработать условия  антиконкурентного использования частотного ресурса операторами.

Ранее  говорилось  том, что возможно создание операторами единой сети 3G для экономии средств. Вы наблюдаете такое желание у рынка?

 Я не слышал на встрече с главами компаний о желании операторов объединиться и получить единую лицензию на сеть 3G. Но если они выступят «единым фронтом» и предложат нам такое решение, мы его рассмотрим.

Операторы снова начали суды по интерконнекту (условиям доступа на сети друг друга). Недавно МТС подал в суд на life:), так как компании не смогли договориться. Все упирается в то, что сейчас есть решение АМКУ по признанию всех игроков монополистами на своих сетях. А в то же время недавно вступили в силу законодательные изменения, согласно которым доминирующих игроков (SMP, Significant Market Power) должна определять НКРС. Когда Вы этим займетесь?

 Мы готовимся к этому. И мы это будем делать.

Хотелось бы услышать более четкие сроки. Ведь закон, если я не ошибаюсь, предусматривает не более 3-х месяцев на введения новой системы регулирования, и срок истекает в начале апреля.

 Если быть точным, то, согласно закону, 3 месяца отводятся для подготовки порядка определения операторов SMP. Последующие 3 месяца предназначены для проведения исследования рынка. Т.е.  у нас есть на это 6 месяцев. Соответственно, во втором полугодии мы действительно  вплотную приступим к вопросу регулирования данного сегмента рынка.

Представители life:) говорят о том, что когда Вы начнете определять операторов с существенной рыночной силой, ставки доступа на сети мобильщиков должны стать ассиметричными. Т.е. меньшие компании, которые не попадут под госрегулирование, должны установить тарифы на доступ к сети выше, чем у лидеров рынка. Таким образом, маленькие компании якобы получат возможность развиваться. Будет ли так?

В  изменениях к закону «О телекоммуникациях» определено, что ставки доступа на сети  нерегулируемых операторов должны быть не ниже, чем на сети операторов SMP. Насколько ставки будут впоследствии отличаться, нам покажут данные  исследования рынка, которое сейчас подходит к концу.

«Укртелеком» продан. Но не очень теперь понятно, что теперь будет с  кабельной канализацией электросвязи (ККЭ), которая осталась на балансе у предприятия. Как Вы будете контролировать доступ в нее?

Согласно закону, мы регулируем тарифы на доступ к  ККЭ. Это наше право как регулятора рынка. Я скажу даже больше: «Укртелеком» в одном из самых первых обращений к нам попросил в связи с принятием изменений к закону пересмотреть тот порядок, который работал ранее. И мы над этим работаем.

И как будут изменены тарифы на доступ?

Я не готов сейчас ответить, так как тарифы еще окончательно не просчитаны. Некоторые компании утверждают, что расценки слишком высокие, а «Укртелеком» говорит, что они слишком низкие. Как всегда, истина окажется где-то посредине. Хотя все операторы опасаются  того, что, если «Укртелеком» представит себестоимость строительства канализации, это всем не понравится. Следовательно, должны быть созданы условия, при которых предприятию будет интересно дальше развивать, обслуживать подземную инфраструктуру и пускать туда других. Также не стоит забывать, к примеру, случаев, когда «Укртелеком» потерял рынок транзитных каналов связи, на котором он был монополистом, установив слишком высокие расценки. В результате другие компании построили собственные каналы. То же самое может случиться и с канализацией, если не будет правильного регулирования доступа к ней.  Ведь стремительно развиваются радиотехнологии, благодаря которым операторы могут с успехом обеспечить альтернативный доступ к сетям. 

Обращались ли к Вам операторы с инициативой развитие 4G сетей (LTE)?

Для начала 4G-спектр должен быть внесен в плане использования радиочастотного ресурса. НКРС не уполномочена принимать такие решения: это прерогатива Госслужбы связи. Хотя, думаю, время для этого уже наступило. Кстати, на недавней встрече одним из крупных игроков нам был высказан своеобразный «ультиматум», что, дескать, если Вы будете мешкать с 3G, то мы уйдем в 4G.

Это похоже на блеф…

С одной стороны это интересно… Но ведь на рынке нет еще достаточного количества доступных абонентских терминалов с поддержкой LTE. Кроме того, я думаю, что с диапазоном 4G будет значительно больше вопросов.

В прошлом году также были приняты изменения в закон, согласно которым украинцам должна была стать доступной услуга по сохранению абонентского номера при смене оператора (MNP). Должен быть определен оператор, который займется технической стороной этого сервиса. Какие шаги Вы делаете в этом направлении?

На сегодняшний день нормативная база, к сожалению, не до конца подготовлена. Мы совместно с Госсвязи ведем активную работу и стремимся максимально быстро ее завершить. Чтобы не возник конфликт интересов, вопросами  MNP должна  заняться равноудаленная от всех операторов компания.  Только тогда выиграем и потребитель, и некоторые операторы от того, что абоненты станут больше общаться.

Будет ли перенос номера платной услугой?

Согласно закону, нет.

Когда будет создана единая служба спасения 112? Я так понимаю, это должно произойти к чемпионату ЕВРО 2012?

Евро 2012 – это как очередной существенный стимул и деадлайн, после которого этому сервису еще не скоро будет суждено развиться. Если задача создания службы будет возложена только на бюджет, то эта услуга вряд ли окажется реализуемой. Здесь должна присутствовать и коммерческая составляющая. Кроме того, остается нерешенным вопрос, на чем операторы в этой сфере деятельности смогут заработать. Идей много… 

Прошлые два года НКРС обещала начать отключать нелегально ввезенные в Украину мобильные телефоны, используя специальную систему IMEI-кодов. Я так понимаю, этого уже делать не нужно, так как практически все поставки стали «белыми»…

Так получается, что наши предприниматели зачастую работают в рамках закона только тогда, когда чувствуют, что за ними наблюдают. Но как только это чувство у них притупляется, они начинают нарушать закон. Так вот, действительно, когда угроза отключения однозначно декларировалась, все стремились работать легально. Но законопроект, который должен был окончательно отрегулировать механизм отключения нелегально ввезенных терминалов, не поддержали в Верховной Раде. Поставщики почувствовали «слабинку» и начали стремительно отказываться от установленных норм.

Значит, все-таки нужно вводить отключения серых мобильных телефонов?

Конечно. Я думаю, что да. С нашей стороны и технологически все готово. Дело за Верховной Радой.

А как Вы думаете, реально ли прохождение этой инициативы через парламент?

Я могу сказать лишь, что во многих странах такая норма уже реализована. И это положительно сказывается на развитии тамошних рынков и увеличивает ВВП. Первые этапы внедрения системы IMEI-кодов уже принесли бюджету Украины порядка 1,2 млрд грн. поступлений  за предыдущий год. Как госслужащий, как Вы думаете, я скажу «нет»? Только «да».

Станислав Юрасов

Источник: comments.ua

842

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI