"Укртелеком" пренебрегает временем ради денег
Госоператор "Укртелеком", находящийся в двух шагах от того, чтобы стать частным, решил поэкспериментировать с тарифами. Если компания перегнет палку, ничего хорошего, кроме потери клиентов, это ей не принесет.
Как говорится в сообщении "Укртелекома", с первого марта "на аналоговых АТС городской телефонной сети прекращается эксплуатация устаревшего оборудования повременного учета местных телефонных разговоров". В связи с этим абонплата на аналоговых АТС будет изменена на абонентскую плату без почасовой оплаты.
В этом, казалось бы, простейшем сообщении можно разглядеть странную логику. По идее, если старое оборудование заменяется на новое, то на нем, по-видимому, наоборот должны работать больше функций. В том числе и поминутный учет звонков. Но в данном случае почему-то все происходит с точностью наоборот: техника модернизируется, но время учитывать она уже не может. В пресс-службе "Укртелекома" по каким-то причинам пока так и не ответили на запрос "Комментариев". Поэтому скольких абонентов коснуться изменения, сказать точно нельзя. Хотя исходя из списка подлежащих модернизации АТС, находящемся на сайте госоператора, можно подсчитать, что это примерно 0,5 тыс. городских станций во всех регионах страны.
"Комментарии" обратились к представителю одного из частных фиксированных операторов для того, чтобы тот поделился своими соображениями относительно укртелекомовских маневров. По его словам, госкомпания, переводя часть абонентов на безвременные тарифы, несколько увеличивает доход с каждой линии.
Напомним, в мае 2009 года Национальная комиссия по вопросам регулирования связи, вместо того, чтобы в очередной раз повысить граничные тарифы на фиксированную связь (а это делалось уже не первый год для того, чтобы сократить убытки "Укртелекома" в этой сфере), ввела альтернативную систему тарификации. Абонент фиксированной связи тогда получил право самостоятельно определять, каким тарифом ему пользоваться: либо стандартным, который для городской местной связи составил 27,02 грн/месс, либо альтернативными тарифами с учетом выговоренных минут. Всего их было предложено 4 разновидности с количеством бесплатных пакетных минут в размере от 200 до 600 ежемесячно.
Как рассказал собеседник из конкурентного телекомоператора, наибольшей популярностью пользовалось самое дешевое из этой линейки предложение с абоплатой 19,73 грн/мес, за что предоставлялось 200 не тарифицируемых минут. "Это было с головой достаточно, так как в среднем, абонент выговаривает обычно 170-180 минут", -отмечает собеседник.
Изменения, которые "Укртелеком" вводит с начала марта, по словам источника, могут коснуться, по крайней мере, ¼ части его абонентов Т.е. это около 2,5 млн абонентов.
Несмотря на то, что в "Укртелекоме" не предоставили официальных комментариев, его бывшие представители в неофициальных беседах отмечают, что с вводом поминутной тарификации в 2009 году они ожидали того, что абоненты будут превышать установленный лимит, доплачивая, таким образом, определенную сумму за минуты сверх пакета. Но это, похоже, мало кто делал .Ведь каждая дополнительная минута в тарифе с самой дешевой абонплатой, например, стояла 5,4 коп. Из этого можно сделать "железное" и греющее душу заключение: украинцы таки умеют хорошо считать свои деньги. Это позволило им не растеряться в разнообразии операторских предложений и сэкономить.
А "Укртелекому" в свою очередь пришлось придумать что-то, чтобы действуя в законодательном поле, поднять доходы (в данном случае в основном примерно на 35% - с 19,73 до 27,02 грн/мес). Можно приблизительно подсчитать, что такой маневр увеличит годовой доход "Укртелекома" от местной городской связи на несколько сот миллионов гривен.
Примечательно, что, несмотря на декларации об убыточности данного вида услуг, валовый доход от местной городской связи год от года рос в последнее время. Так, согласно данным "Укртелекома", в 2007 году компания заработала на этом направлении почти 2,5 млрд грн, а в 2009 – уже 2,8 млрд. грн. Это произошло, главным образом, из-за того, что государство потихоньку поднимало граничные тарифы. Т.е. абонентов просто вынуждали платить большую абонплату. При этом пользование домашним телефоном не увеличивалось. Наоборот, наблюдалась обратная тенденция. Украины начали отказываться от аппаратов на проводе. Так, если в конце 2008 года в сети "Укртелекома" числилось 10,43 млн абонентов фиксированной связи, то по итогам 2010 года – 10,13. "Объем исходящего телефонного трафика в 2010 году по отношению к 2009 сократился еще на 18%", -сказано в отчете компании.
Поэтому дальнейшее увеличение граничных тарифов может оказаться для "Укртелекома" весьма болезненным. Отметим, что в прессе уже просачивались слухи о том , что регулятор получил от операторов предложение о повышении расценок. И прежний состав НКРС даже подумывал еще раз поднять тарифы в этом году на 10-15%. Глава "Укртелекома" Георгий Дзекон заявлял "proIT", что это бы приблизило услугу местной связи в городе к уровню себестоимости. Но, очевидно, в первую очередь, следует учитывать, что чем больше "Укртелеком" поднимает тарифы на местную связь, тем больше украинцы задумываются о том, что им для общения достаточно и мобильных телефонов. Поэтому госмоноолист должен быть готов к тому, что очередное повышение будет означать для него минус сотни тысяч абонентов.
Напоследок стоит сказать, что перетекание абонентов и доходов от них из фиксированной сети в мобильную – это глобальная тенденция. И переломать ее нельзя. Можно только сделать так, чтобы оператор местной связи терял доход постепенно и пытался поддерживать умирающие услуги проводной передачи голоса на уровне минимальной рентабельности хотя бы еще лет 5-10, пока новая эра продажи мобильного и фиксированного доступа в интернет еще не вступила в полные права и не стала основной силой, генерирующей доход. В противном случае при резких телодвижениях когда-то исключительно фиксированный национальный оператор рискует уйти в минус надолго, переборщив, с повышением тарифов.
Станислав Юрасов
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus