У семи нянек связь без глаза
В отрасли телекоммуникаций ожидается передел сфер влияния ввиду того, что в системе контроля появляется новая структура. Ей могут отойти часть функций регулятора
Вчера президент Виктор Янукович подписал указ, который предполагает, что вместо Министерства транспорта и связи отныне будет действовать Министерство инфраструктуры, которое включает Государственную службу связи. Министром инфраструктуры назначен Борис Колесников.
Как сообщила первый заместитель главы Госадминистрации связи Елена Довгаленко, сегодня состоялось представление нового министра. Но каким образом будет изменена структура администрации связи, Довгаленко пока затрудняется сказать. «Пока не известно, будет ли это реформирование или создаваться новая структура», -отметила она.
«Госслужба связи, очевидно, вводится вместо Госадминистрации связи», - заявил глава подкомитета по телекоммуникациям комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Юрий Мороко. Ключевая интрига – кто возглавит ведомство. По его словам, существующее руководство Администрации просто должно быть переназначено. Хотя замдиректора Института информационного общества Ярослав Павловский считает, что благодаря проведению реформы в области телекоммуникационной исполнительной власти заинтересованным структурам удастся назначить людей, которые будут курировать основные денежные потоки в отрасли. По его мнению, на управление новым органом претендуют две группы: первого вице-премьер министра Андрея Клюева и миллиардера Рината Ахметова.
До принятия президентом указа об исполнительной власти в открытых источниках проявилась копия его проекта сомнительного происхождения. Но инициатив, прописанных в нем, не оказалось в изданном вчера документе. В частности сомнительный проект предусматривал создание нового исполнительного органа – государственного агентства информатизации и связи, которому Минтранссвязи передаст права на управление всем государственным имуществом. Это, в первую очередь, такие предприятия, как «Укртелеком» и «Укрпошта». Очевидно, вместо агентства решено было назвать орган службой.
Госсвязи предлагалось наделить функцией утверждения нормативно-правовых актов. Сейчас она закреплена за регулятором отрасли – Национальной комиссией по регулированию связи.
Что касается НКРС, то за ней предполагалось оставить только функцию установления тарифов на регулируемые государством услуги и товары. Отметим, что сейчас регулятор устанавливает тариф на фиксированную местную связь и граничные тарифы на доступ к сетям операторов монополистов. Кроме того, согласно принятым недавно изменениям в закон, комиссия с начала следующего года будет устанавливать и тарифы на доступ в кабельную канализацию электросвязи «Укртелекома».
Несмотря на то, что выложенный в Интернет проект не был официальным документом, он спровоцировал активное обсуждение в кругах власти.
Анализируя появившийся в открытых источниках проект указа, Мороко рассуждает, что Государственная администрация связи будет исполнять роль органа, который принимает политические стратегические решения в отрасли, подписывая нормативные документы. «А вот Нацкомиссия без возможности утверждения нормативных актов превращается в исполнителя», - говорит Мороко.
Глава НКРС Владимир Олейник высказывается негативно относительного возможных нововведений. Он отмечает, что регулятор имеет функцию утверждения нормативных актов согласно закону, который имеет большую силу, чем указ президента, который якобы скоро должен появиться. Олейник предполагает, что комиссии будет сложнее согласовывать нормативные акты, утвержденные Министерством. В результате, по его мнению, может затянуться внедрение таких новых услуг, как перенос номера (MNP). Ведь комиссия как раз сейчас занимается разработкой правил для ее предоставления.
В результате получается, что НКРС будет ответственна за все решения, которые принимает министерство. И все шишки соответственно тоже будут доставаться комиссии. «В некоторых государствах комиссия имеет форму общества с ограниченной ответственностью, которое выдает разрешения и лицензии на пользование государственными ресурсом, ведет хозяйственную деятельность, которая окупает его расходы. А прибыль регулярно отчисляется государству. В таком случае абсолютно логично не наделять такое предприятие функциям утверждения нормативных актов. Но мы-то ведь являемся органом исполнительной власти со специальным статусом», - отмечает глава регулятора.
Юрий Мороко предполагает, что указ президента стал лишь отправной точкой в реформировании власти. «Теперь должны в месячный срок быть утверждены положения, в которых будут определены функции Госслужбы и НКРС», - отмечает он. Мороко предполагает, что в положениях могут быть прописаны нововведения, которые предполагал неофициальный проект указа.
Станислав Юрасов
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus