Всемирная история телефона. Как это было? Часть 2
Уникальный совместный проект F5 и музея "Сфера" - "Всемирная история телефона"! Во второй части вы узнаете о том, как американский гробовщик совершил революцию в мире связи, какие телефонные рекорды ставила царская Россия, о необычном способе оплаты звонков по таксофону и "заразных трубках"
"ТЕЛЕФОН – В КАЖДЫЙ ДОМ!"
Первую часть "Всемирной истории телефонов" мы завершили на этапе появления телефонных сетей, объединяющих несколько абонентов при помощи центральной телефонной станции с дежурным телефонистом. Однако развитие телефонной связи шло очень быстро – уже спустя полтора десятилетия телефонные станции стали соединять между собой десятки тысяч абонентов! Например, в Москве к 1914 году уже насчитывалось 60 000 абонентов – между прочим, самое большое количество телефонов в мире для одного города на то время!
Кстати, сегодня многие ошибочно считают, что Россия конца 19-го - начала 20-го веков была крайне отсталой страной во всем, что касалось техники. Это неверно. Развитие телефонии и телеграфии еще в 19-м веке фактически заложило на долгие годы фундамент успеха таких знаменитых компаний, как Эрикссон (Ericsson) и Сименс (Siemens), для которых наша страна являлась перспективным рынком, на котором с удовольствием развивали технологии и услуги связи.
Впрочем, первыми в России конца 19-го века серьезно заниматься телефонией начали не немцы и не шведы, а американская компания изобретателя телефона Александра Грэхэма Белла. Но когда срок данных ему государственных привилегий закончился, у Белла почему-то было неверное ощущение, что фирма очень крепко стоит на ногах и ей ничего не угрожает. В итоге был проведен тендер на владение Московской телефонной сетью, который выиграла компания Эрикссон со своим лозунгом "Телефон – в каждый дом!", объявив снижение абонентской платы в разы.
На радостях Эрикссон развернул производство в России, но затем последовали Первая Мировая война и революция, вынудившие компанию уйти из нашей страны...
1910 год, фирма Эрикссон, Россия.
"ГРОБОВЩИК ПРОТИВ ТЕЛЕФОНИСТОК"
Однако вернемся к телефонным сетям. Центром, из которого осуществлялось соединение абонентов, стали телефонные станции, где сидели телефонистки (те самые пресловутые "барышни"), по просьбе звонящего вставляющие штекер в соответствующее гнездо, соединяя Иванова с Петровым и Смита с Брауном. Для работы в таких сетях телефоны, как понятно, не имели номеронабирателей – достаточно было снять трубку и позвать "барышню". Но как в технике чаще всего и происходит, скоро появилась автоматическая система, готовая взять на себя работу телефонисток. В 1888 году в Америке была изобретена автоматическая телефонная станция под названием "autophone".
Принцип "Автофона" заключался в отказе от ручной коммутации силами телефонисток в пользу автоматики, и вокруг причин появления таких систем существует немало мифов.
Миф первый - телефонистки ошибались. Неправда. Ошибались они крайне редко.
Миф второй - телефонистки работали медленно. Тоже неправда – работали они очень быстро. Среднее время между тем, как вы называли фамилию абонента, с которым хотели поговорить, и звонком телефона у него дома, составляло 8 секунд! Это меньше, чем сейчас в сотовой связи!
Третья легенда – телефонистки хотели за свою работу слишком много денег и стали невыгодны. Тоже неправда – на первых порах автоматическая телефонная связь была гораздо дороже ручной.
Так почему же телефонная связь автоматизировалась, вытесняя телефонисток? Все очень просто – телефонистки подслушивали разговоры, и благодаря их подкупу получило небывалое развитие явление, которое сегодня принято называть "промышленным шпионажем". По регламенту своей работы "барышни" обязаны были в течение разговора подключаться к линии, выясняя, не освободилась ли она. Но вот время этого "прослушивания", а также то, что после работы сотрудницы телефонной станции делали с этой информацией, проконтролировать было невозможно...
С изобретением автоматической телефонной станции связана забавная история. В штате Арканзас владелец похоронного бюро некто Строуджер терпел форменное бедствие – у его конкурента бизнес процветал, покойничек шел за покойничком, а у Строуджера ни одного заказа! Незадачливый похоронных дел мастер начинает "расследование", и выясняет совершенно тривиальную вещь – телефонисткой на телефонной станции работает жена его конкурента, которая даже звонки, которые шли Строуджеру по ЕГО объявлениям в газетах, переадресовывала на контору своего мужа!
О том, как Строуджер разобрался с нечистым на руку конкурентом – история умалчивает. Но зато хорошо известно, как он разобрался с телефонистками – причем, со всеми сразу! Он просто взял и разработал автоматическую телефонную станцию! Строуджер был не то богословом, не то юристом – в общем, не технарем. Но явно человеком одаренным! (К слову – привычный вращающийся кругляш с 10 цифрами – дисковый номеронабиратель – тоже его изобретение!) Он запатентовал систему автоматической телефонной и самое главное - довел ее от идей и чертежей до промышленного производства!
Очень долгое время автоматическая и ручная системы существовали параллельно. Кстати сказать, автоматы полностью вытеснили телефонисток лишь сегодня. (А на междугородних и международных телефонных линиях они кое-где работают и по сей день!) В России же первая автоматическая телефонная сеть была построена в 1921-22 годах, как легко догадаться, для Кремля. Первые "вертушки" (телефоны персонального вызова высоких чиновников хозяином Кремля) появились в 1927 году. Причина была та же, что и у гробовщика Безенчука Строуджера – нужно было исключить возможность подслушивания.
Типичные аппараты системы автоматической связи:
Аппарат "эпохи Строуджера" - начало 20 века. Наборный барабан был рассчитан сразу на всю сеть из 50 абонентов, и имел 50 дырочек, в которые нужно было устанавливать переключатель-наборник!
Значительно более позднее время, но та же система. Офисный аппарат на 25 номеров. Датируется промежутком между I и II Мировыми войнами.
11 дырок на диске следующего аппарата – не для звонков 11 друзьям Оушена! :-) Это один из первых телефонов, позволявших осуществлять автоматическую междугороднюю связь. На диске были цифры от 0 до 9, плюс дырка с надписью "Long distance", которая работала, как привычная нам "восьмерка". Для выхода на межгород набирали сперва "Long distance", затем код города, затем номер. США, конец 19 века.
"ЗВОНКИ ПО ТАКСЕ"
В России таксофоны появились намного позже, чем во всем мире из-за опасения, что деньги из аппаратов будут нещадно разворовываться. Впрочем, проблема контроля честности при оплате услуг связи стояла везде, хотя и в разной степени. Очень оригинальная схема контроля "оплатил-не оплатил" применялась в американских таксофонах конца 19 века. Аппарат стоял в каком-либо общественном месте, и человек соединялся с абонентом при помощи телефонистки, звоня сперва на телефонную станцию. Телефон мог располагаться в баре или магазине, и специального человека, чтобы принимать оплату не было. За оплатой следила телефонистка – удаленно.
Как же это работало? В телефоне были три лотка для приема монет – для пятицентовиков, десятицентовиков и для четвертаков – квортеров.
Если вы кидаете в ячейку 5 центов монету, она падает в монетоприемник, по пути зацепляя рычажок звонка - раздается один звук высокого тона. Этот звук слышен телефонистке на том конце провода, и она соединяет вас с абонентом на время, соответствующее оплате в 5 центов. 10 центов дают два "звяка" высокого тона, четвертак же давал один сигнал низкого тона.
Но, разумеется, подобный метод был несовершенен – люди быстро додумались, что в аппарат можно кидать всякую круглую дрянь, совпадающую по диаметру и весу с монетами. И если для местных переговоров это было еще туда-сюда, то плату за дорогостоящие междугородние и международные звонки очень быстро стали принимать через кассиров.
Германия 40-50 годы 20 века. Подобные аппараты стояли на почте, и оплату принимала телефонистка-кассир. Прямо в таксофон встроен таймер, измеряющий время разговора. Аппарат изобилует признаками немецкой педантичности – например, часы стартуют не после начала набора номера, а лишь после того, как абонент ответил. Первый режим: сколько натикало – столько заплатили. Второй режим – можно вручную выставить заранее время для того, чтобы ограничить время разговора соответственно вашему бюджету. Также у аппарата имелся ключ, которым можно было "запереть" часы, зафиксировав последний временной отрезок – это было необходимо для решения конфликтных ситуаций, если клиент был чем-то недоволен. Кассир мог зафиксировать последние показания и пойти пригласить начальника для наведения "орднунг унд дисциплин". :-)
"МОЙТЕ ТРУБКИ ПЕРЕД ЕДОЙ!"
К первой четверти 20 века таксофоны уже стояли во всех общественных местах – в барах, ресторанах, магазинах, на почте, в банке, кинотеатре... И после того, как телефон стал обыденностью, у людей возникла массовая фобия, что от общественной трубки можно чем-либо заразиться. Поэтому во Франции была изобретена так называемый "гигиенический телефон" - динамик и микрофон располагались в верхней части трубки, а часть, которая прижималась ко рту, представляла собой металлический звуковод, который можно было спокойно протереть какой-нибудь карболкой или иной дезинфицирующей жидкостью, без опасения повредить электрические компоненты.
Подобные телефоны очень быстро распространились и стали массовыми.
Источник: futurych.f5.ru
blog comments powered by Disqus