На прошедшей 27 октября международной конференции Managed Services «Сети связи: обслуживание, управление, аутсорсинг» в Москве представители телекоммуникационных компаний и эксперты отрасли поделились своими мнениями и опытом в области работы с сетями связи. Важной темой стал аутсорсинг и будущие границы между тем, что можно будет перепоручить более компетентному партнёру, и направлениями, которыми должен заниматься только сам оператор.
В рамках последней секции конференции «Партнёрство и совместное использование сетевой инфраструктуры» вице-президент по аутсорсингу и управляемым услугам израильской компании ECI Telecom Ами Ниссимов представил эффективную модель партнёрства в сфере аутсорсинга и управляемых услуг. ECI Telecom существует с 1961 года и является глобальным поставщиком телекоммуникационных решений и сетевой инфраструктуры. Компания работает с крупными телеком-операторами по всему миру (на территории бывшего Советского Союза это МТС, «Комстар», «ВымпелКом», «Ростелеком» и др.), а потому имеет огромный опыт в сферах обслуживания, управления и аутсорсинга сетей связи. Особое внимание в своём докладе г-н Ниссимов уделил SLA (соглашению об уровне сервисов).
Особое мнение высказал начальник аналитического отдела ОАО «Интеллект Телеком» Александр Голышко, спрогнозировавший дальнейший постепенный переход компаний на полный аутсорсинг. Как отметил г-н Голышко, аутсорсинг в крупных фирмах начался буквально с использования услуг клининговых компаний и т.п. Сейчас операторы связи дошли до стадии аренды сетей и понимания того, что такая схема работы выгоднее. По мнению аналитиков, в 2014 году порядка 50% сетей будут на аутсорсинге, а к 2020 году их число увеличится до 99%. Так, постепенно компании осознают, что большую часть своих направлений можно и нужно отдавать на аутсорсинг более компетентным в этих сферах партнёрам: продажи, техническую поддержку, маркетинг, пиар и т.д. (многие ИТ-игроки и сейчас уже пользуются услугами сторонних организаций в этих областях). А так как по всем направлениям работы оператора связи можно найти аутсорсингового исполнителя – постепенно компании передадут им всю свою деятельность и будут состоять из небольшой группы топ-менеджеров. Которых, впрочем, так же можно будет набрать из некой организации, «выдающей» профессиональных руководителей на аутсорс. Таким образом, через какое-то время рынок перестроится на новую модель и телекоммуникационные операторы как отдельные компании исчезнут, а основные роли будут играть вендоры. По мнению Александра Голышко, это произойдёт не ранее, чем через одно-два десятилетия.
Не смотря на то, что рост популярности аутсорсинга сегодня говорит в пользу прогнозов г-на Голышко, не все спикеры согласились с докладчиком. Президент АРОС Юрий Домбровский считает, что телекоммуникационную отрасль нельзя полностью построить на аутсорсинге. Потому что только сам оператор может понять абонента и его потребности, чтобы убедить его оплачивать свои услуги. Кроме того, нет чёткого ответа на вопрос, стоит ли отдавать биллинг компании на аутсорсинг. По мнению г-на Домбровского, биллинг так же является важной составляющей абонентского обслуживания, которую нельзя отдать стороннему исполнителю. Поэтому где-то между двумя крайностями – биллингом и клинингом – будет сформирована граница того, что компании отдадут на аутсорсинг, а что оставят в своей компетенции.
Не согласен с неизбежностью перехода на полный аутсорсинг и начальник департамента по управлению качеством функционирования сети и эксплуатационными затратами ОАО «МегаФон» Юрий Рубцов. В качестве доказательства обратного он приводит пример ритейла в телекоме: если раньше весь ритейл операторов был отдан на аутсорсинг, то в последнее время компании решили быть ближе к абоненту, открыв собственные ритейлинговые сети. И, возможно, скоро мы придём к европейской модели, в которой практически отсутствует неоператорский ритейл. При этом внедрять аутсорсинг в области организации сетей связи, по мнению г-на Рубцова, стоит. Но делать это необходимо планово, чтобы получать максимальную выгоду от аутсорсинга. Как добавил заместитель генерального директора, директор бизнес-единицы «Партнёры» ЗАО «Скай Линк» Вячеслав Решетько, немаловажно строить единую инфраструктуру в компании, что приносит серьёзную экономию.
Кусков Денис