Недавно представители «МТС» заявили, что операторы связи теряют доход вследствие перехода абонентов на бесплатные и «паразитирующие на наших сетях» VoIP-сервисы, и потребовали изучить деятельность Skype в России с точки зрения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере связи.
Удивительно, что этот вопрос был впервые поставлен ребром только сейчас, я бы даже сказал, с некоторым опозданием по сравнению с другими странами. При том, что недовольство операторов назревает на всех рынках, и их можно понять: Skype, не обязанный соблюдать требования местных законов о связи, ставит локальных игроков в своей собственной стране в худшее положение.
«Ситибанк» и Google, проведя исследование интернета в России, пришли к выводу, что в виртуальном мире можно смело говорить об образовании «большой четверки»: Skype практически на равных конкурирует с мобильными операторами «большой тройки» – МТС, «ВымпелКомом» и «Мегафоном».
Помнится, еще в начале прошлого года вице-президент компании «Транстелеком» Виталий Котов «бил в барабаны», предупреждая, что к 2012 году 40% трафика будет занято именно IP-телефонией (на мой взгляд не менее 70%, с учетом развития всевозможных гаджетов и всеобщей «интернетизации»), но тогда его заявления не повлекли за собой никаких действенных мер, тогда как по миру идет волна против Skype. Образно говоря, компании владеющие инфраструктурой, в которую были вложены немалые средства, переживают за деньги, которые идут мимо их кошелька. На сегодняшний день есть контент-агрегаторы и площадки, которые выглядят неплохо по доходности и популярности, а есть «дороги» к ним (операторы связи), за пользование которыми вышеуказанные drivers не платят никакого «налога на дороги».
Кроме того, российские операторы обязаны обеспечивать наличие СОРМ на своих сетях, в том числе нести обязательные затраты на организацию и ее поддержание, чего нельзя сказать про виртуальных IP-операторов. Вдвойне неприятен тот факт, что основные сервера Skype установлены не в России, а также деятельность данного оператора проходит мимо уплаты налогов в государственную казну с доходов, полученных от миллионов российских пользователей.
Именно поэтому в ряде стран вопрос уже решается на государственном уровне. В США Skype запретили устанавливать в iPhone, в Египте в начале года начал действовать закон о запрете осуществления международных голосовых звонков посредством сети Интернет. В России же пока нет внятного и вдумчивого обсуждения проблемы. Я удивлен тишине и лояльности по отношению к Skype со стороны других магистральных игроков, в первую очередь дочерней компании государственного холдинга «Связьинвест» - «Ростелекома».
На мой взгляд, в вопросе о работе Skype в России речь идет уже о государственных интересах. Они не лежат уже только в плоскости отдельных операторов, угроза существует для отрасли в целом, в которой около 30% доходов приходится на МГМН. А что мы наблюдаем сейчас, после демонополизации рынка дальней связи и отмены перекрестного субсидирования (местная связь за счет МГМН)? Постоянное снижение тарифов на дальнюю связь, которая также постепенно перетекает в IP-сети, в том числе и через приложения типа Skype. А хочется напомнить, что для получения лицензий на дальнюю связь операторы должны были отстроить по всей России (в 89 регионах) соответствующую инфраструктуру, в которую были вложены огромные деньги (не уверен, что эти инвестиции, уже окупились). Я уже не говорю про обеспечение СОРМ.
Алексей Максимихин