Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Украина налаживает связь

28 сентября 2010
Украина налаживает связь

Рисунок: ВИКТОР ЧУМАЧЁВ

Правила игры телеком-рынка в этом году кардинально изменились. Антимонопольный комитет (АМКУ) и парламент наделили Нацкомиссию по вопросам регулирования связи (НКРС) правом определять ставки интерконнекта и тарифы на доступ к кабельной канализации. В ближайшее время полномочия регулятора расширятся еще больше, что, по мнению чиновников, положит конец затянувшимися конфликтам и создаст равные условия для всех операторов независимо от их величины.

Перемены обрушились на рынок За последние несколько месяцев АМКУ и Верховная рада наделили НКРС правом регулировать рынки интерконнекта и кабельной канализации. Именно эти два вопроса являлись наиболее проблемными в отрасли и приводили к многочисленным конфликтам между операторами в последнее время. Помимо этого, регулятор обязал операторов создать базу IMEI-кодов, обеспечить поддержку переносимости мобильного номера (MNP) и внедрить национальный роуминг. В свою очередь Министерство транспорта и связи готовит законопроект о создании фонда универсальных услуг, который обяжет участников рынка прибавлять к стоимости своих услуг трехпроцентный сбор на развитие связи в малодоступных районах. В сентябре НКРС направила на согласование в АМКУ проект закона, наделяющий комиссию правом определять уровень концентрации радиочастотного ресурса и максимальное количество операторов в определенном частотном спектре.

О необходимости расширения полномочий НКРС еще в начале года в интервью Ъ заявил тогдашний председатель комиссии Сергей Колобов. Он отметил, что многочисленные конфликты между операторами привели к нарушению связности сетей и отразились на абонентах, и напомнил, что в 2009 году парламентарии дважды пытались законодательно расширить полномочия комиссии, однако оба раза законопроекты не набирали необходимого количества голосов.

В апреле 2010 года председателем комиссии стал Владимир Олийнык, долгое время считавшийся неформальным лидером НКРС, но отказывавшийся от предложений ее возглавить. Генеральный директор "Датагруп" Александр Данченко отмечает, что во многом именно кадровые перестановки в НКРС и приход авторитетного чиновника на пост ее руководителя привели к серьезным изменениям в регуляторной политике государства в отрасли связи. На первом же заседании комиссии под его председательством в апреле этого года господин Олийнык провозгласил курс на расширение полномочий комиссии для защиты интересов мелких операторов от злоупотреблений со стороны крупных. В частности, по его мнению, НКРС должна была получить возможность анализировать отдельные сегменты рынка и регулировать работу операторов, занимающих доминирующее положение (см. Ъ от 2 апреля). В июле АМКУ признал восемь операторов монополистами на рынке доступа к их сетям и наделил НКРС возможностью регулировать рынок интерконнекта.

Легче не будет В соответствии с решением АМКУ в июле НКРС установила для операторов, признанных монополистами, тарифный коридор, в рамках которого обязала их перезаключить договоры. "У операторов было два года на то, чтобы урегулировать конфликты на почве интерконнекта рыночными методами, но рынок продолжает лихорадить до сих пор,– говорит председатель подкомитета по телекоммуникациям комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Юрий Мороко.– Это могло закончиться тем, что все конфликтующие стороны отключили бы друг друга и разошлись по своим княжествам, а пострадали бы абоненты".

По мнению господина Мороко, в этой ситуации признание операторов монополистами и передача полномочий по регулированию тарифов НКРС были целесообразны. "Но в долгосрочной перспективе признание всех операторов монополистами – неверное решение. Нужно принять закон, который бы распределил компании по нишам в зависимости от размера и степени влияния на рынок,– говорит депутат.– После его принятия большие компании, существенно влияющие на рынок, будут регулироваться НКРС, а более мелкие и менее влиятельные – нет". Господин Мороко отмечает, что указанный законопроект (#2149) долгое время блокировался крупнейшими операторами, имеющими сильное лобби в парламенте, но после решения АМКУ о признании операторов монополистами был принят в первом чтении и сейчас готовится к рассмотрению во втором.

По словам Владимира Олийныка, в ближайшее время полномочия комиссии могут еще расшириться. На согласование в госструктуры направлены два нормативных документа. Один из них должен позволить НКРС определять уровень концентрации радиочастотного ресурса и максимальное количество операторов в частотном спектре. Другой разобьет рынок связи на 17 отдельных рынков, на каждом из которых НКРС сможет определять компании с существенным рыночным преимуществом (SMP) и регулировать их.
На пути к равноправию В крупнейшем украинском операторе "Киевстар", более других страдающем от внимания регуляторных органов в связи с объединением с российским "Вымпелкомом", считают, что усилия комиссии прилагаются в неправильном направлении. По словам начальника департамента регуляторно-правового обеспечения "Киевстара" Андрея Осадчука, НКРС сосредоточилась на решении второстепенных проблем (антимонопольное регулирование интерконнекта, создание базы IMEI-кодов, MNP, национальный роуминг) вместо того, чтобы решать первоочередные для отрасли задачи – внедрение связи третьего поколения, упорядочивание частотного ресурса (рефарминг), введение принципа технологической нейтральности, антидемпинговое законодательство. "В последнее время негативная тенденция к зарегулированности рынка лишь усилилась,– говорит господин Осадчук.– Уже ясно, что всеми ожидаемый 3G-конкурс в этом году не состоится, никаких шагов по рефармингу не предпринимается. В то же время новые проекты НКРС направлены на усиление полицейских функций комиссии и закручивание гаек". По его словам, в очередной законопроект, расширяющий полномочия комиссии, чиновники включили пункт, позволяющий НКРС штрафовать оператора на 2% годового дохода за непредоставление информации. Основная норма законопроекта – контроль над концентрацией радиочастотного ресурса – также вызывает ряд серьезных нареканий, отмечает он. "Комиссия концентрирует свои усилия совсем не на тех вещах, которые принесут пользу рынку",– резюмирует господин Осадчук.
Остальные крупные игроки более сдержанны в оценках регуляторных изменений и в целом поддерживают их. Впрочем, как отмечают в "МТС-Украина", пересмотр ставок интерконнекта в середине финансового года привел к снижению доходов компании и создал сложности для бюджетирования. "Изменение ставок взаиморасчета между операторами спровоцировало изменение бизнес-планов операторов,– говорит директор по корпоративным отношениям 'Астелита' (TM life:)) Юрий Курмаз.– И хотя мы понимаем, что большинство этих изменений были необходимы рынку, они тем не менее внесли определенную нестабильность в ежедневную работу операторов в этом году".

Менее крупные операторы реформы в целом поддерживают. "Мы видим позитивные изменения в регуляторном поле и приветствуем тот факт, что в украинском законодательстве начинают применяться проверенные жизнью практики ЕС и ведущих мировых рынков,– отмечает Юрий Курмаз.– По нашему мнению, расширение полномочий НКРС позитивно скажется на систематизации регуляторного поля". Гендиректор "Датагруп" Александр Данченко считает: "Сейчас регуляторная среда в отрасли связи в нашей стране – лучшая в СНГ и на уровне с европейскими нормами. Единственный спорный вопрос – создание фонда универсальных услуг, но и он сейчас завис, что является еще одним свидетельством политической независимости комиссии". Юрий Мороко говорит: "Идею создания фонда поддерживают лишь один оператор – 'Укртелеком' и только одна госструктура – Госадминистрация связи Министерства транспорта и связи, потому что они являются ответственными за 'Укртелеком'". По его словам, создание фонда универсальных услуг для развития сельской связи силами фиксированных операторов фактически означает признание того, что проводная связь более современна, чем мобильная. "При этом проводной связью не покрыто 1200 населенных пунктов, именно на их покрытие должны по мнению Минтранса пойти основные средства фонда,– отмечает господин Мороко.– А мобильной связью покрыты почти все населенные пункты".

Отраслевые аналитики сходятся во мнении, что расширение полномочий НКРС назревало давно и окажет позитивный эффект на развитие рынка. "Лучше бы операторы договаривались по проблемным вопросам сами, однако практика показала, что это им редко удается",– говорит директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Максим Нефьодов. "К тому же теперь можно будет спрашивать с НКРС за решенные вопросы, ведь до сих пор все конфликты в отрасли она объясняла недостатком своих полномочий",– считает исполнительный директор ассоциации Wireless Ukraine Олег Соболев.

По мнению аналитиков, более жесткое регулирование рынка приведет к тому, что показатели бизнеса крупных и мелких операторов будут постепенно выравниваться. "Регулирование интерконнекта, введение переносимости номера и другие изменения, направленные на поддержание мелких игроков, негативно скажутся на доходности операторов-первопроходцев. Но они пользовались своими преимуществами на протяжении многих лет и имеют достаточный запас прочности",– говорит заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский.

Роман Судольский, Андрей Леденев

Источник: КоммерсантЪ

798

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI