Государевы сети
Российское государство все активнее внедряется в сферу высокотехнологичных медиасервисов, развитие которых во всем мире является прерогативой частного бизнеса. Национальный сотовый оператор стандарта 4G, "идеологически правильная" поисковая система стоимостью более 3 млрд руб.— примеры наиболее значимых государственных IT- и телеком-проектов последнего времени.
Несколько лет назад главный маркетолог одного из крупнейших российских сотовых операторов, беседуя с автором этого текста, пошутил: "Вы почти каждый день пишете, какие мы жадные, как ссоримся с конкурентами, демпингуем, как нагло и беззастенчиво переманиваем друг у друга абонентов. А представляете, как могло бы быть при Советах (если бы там, конечно, была сотовая связь)? Вы встаете с утра, садитесь в свой "Москвич", включаете радио и слышите примерно следующее: по многочисленным просьбам абонентов с полного согласия акционеров МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" преобразуются во ФГУП "Сотовая связь"". Мы посмеялись: в то время, когда МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" безжалостно воевали друг с другом за новых абонентов, а государственный холдинг "Связьинвест" распродавал сотовые активы, подобное казалось абсурдом. Но в этом году все изменилось: государство в лице Минобороны всерьез взялось за создание национального сотового оператора четвертого поколения (4G).
Национальный чемпион
До середины февраля этого года в том, что касается 4G (в данном случае речь идет о перспективном стандарте беспроводной связи LTE, Long Term Evolution, позволяющем передавать и принимать данные на скорости до 100 Мбит/c), картина мира для крупнейших российских операторов сотовой связи была более или менее ясна. Считалось, что МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" по умолчанию получат соответствующие лицензии и частоты (никаких объективных законодательных предпосылок к этому нет, сами операторы были уверены, что разрешительную документацию им выдадут только потому, что они худо-бедно в течение года развернули сети третьего поколения). Четвертым игроком на этом рынке должен был стать "Ростелеком", получивший в начале этого года радиочастоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц.
"LTE в будущем обеспечит возможность создания высокоскоростных систем сотовой связи, оптимизированных для пакетной передачи данных со скоростью до 300 Мбит/с от базовой станции к пользователю и до 75 Мбит/с в восходящем канале,— объясняет представитель "МегаФона" Татьяна Иванова.— В зависимости от востребованной скорости передачи данных стандарт предлагает использовать ширину канала связи 2,5, 5, 10, 15 и 20 МГц".
По оценкам "большой тройки" (данные взяты из письма, направленного в Минкомсвязи), стоимость строительства сети нового поколения с нуля с покрытием 90-95% населения РФ составит $5-7 млрд.
В начале марта ситуация изменилась. Генеральный директор ОАО "Воентелеком" Николай Тамодин рассказал газете "Ведомости", что его компания начала тестировать оборудование для беспроводной сети на частотах 2,3-2,4 ГГц. "Большие чины из Минобороны связывались со мной, предлагали создать телекоммуникационное СП",— рассказал автору этой заметки инвестор, специализирующийся на рынке связи. По его словам, собеседники просили его вложить в компанию, которая работала бы в Москве, Петербурге и Воронеже, около $200 млн. Вкладом Минобороны в уставный капитал был бы пакет частот в диапазоне 2,3-2,4 ГГц. Связываться с силовыми структурами собеседник "Денег" не стал. "Совершенно неадекватные люди, полное отсутствие бизнес-идей",— объяснил он.
Вопрос о выделении частот для LTE должна была решить межведомственная госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ), заседание которой было намечено на 2 июня. Но мероприятие, где планировалось распределить частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц в 22 регионах России, не состоялось. Как говорят осведомленные участники рынка, Минобороны, которому принадлежит 90% частот в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, а также частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, потребовало, чтобы этот частотный номинал был выделен его "внучке" — компании "Основа телеком".
По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), у компании "Основа телеком" нет ни одной лицензии на оказание услуг связи. Согласно информации ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юрлиц), 25,1% акций "Основы" принадлежит "Воентелекому", 74,9% — бывшему менеджеру "Газпрома" Виталию Юсуфову, который курировал проект Nord Stream, а ныне владеет двумя немецкими судоверфями. Совладельцы "Основы телеком" относительно телекоммуникационного проекта комментариев не дают.
Не успев стартовать, проект построения "военной" LTE-сети вызвал нешуточный конфликт в российском правительстве. В частности, против внеконкурсного выделения частот "Основе телеком" выступил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Вопрос об этом частотном присвоении должен был рассматриваться ГКРЧ на заседании 15 июля, рассказал "Деньгам" высокопоставленный источник в правительстве РФ. Перед заседанием заместитель министра обороны Дмитрий Чушкин направил замминистра связи и массовых коммуникаций Науму Мардеру письмо, в котором в ультимативной форме потребовал от Минкомсвязи выделения частот в диапазонах 2,3-2,4 ГГц для "Основы телеком". Однако Чушкину не удалось договориться с Щеголевым и Мардером, и вопрос о выделении частот "внучке" Минобороны просто выпал из повестки дня последнего заседания ГКРЧ.
"Строительство и эксплуатация сетей связи регулируются федеральным законом о связи,— прокомментировала ситуацию представитель телекоммуникационного ведомства Елена Лашкина.— Минкомсвязи надеется, что компании, действующие в интересах Минобороны, будут делать это в правовом поле".
"Технология LTE является эволюционной, и в силу наличия технологической преемственности, а также финансовых возможностей развертывание сети LTE могут в кратчайшие сроки осуществить крупные GSM-операторы,— отмечает пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.— Этим они отличаются от компаний другого масштаба, не располагающих необходимыми материальными, техническими и профессиональными ресурсами".
"Минобороны просит выделить полосы радиочастот, пригодные для развертывания сети LTE, без проведения каких-либо торгов,— говорит представитель МТС.— В связи с этим операторы обратились в Минкомсвязи с просьбой о выделении этого частотного ресурса на конкурсной основе, которая предоставила бы равные права на получение радиочастот для LTE всем, кто готов на них претендовать".
Учитывая наличие необходимых ресурсов и инфраструктуры, опыта создания и эксплуатации сетей мобильной связи, операторы "большой тройки" действительно могли бы реализовать лицензии LTE c большей эффективностью. "Очевидно, что Минобороны занялось не своим делом. Сотовые операторы оценивают создание LTE-сетей в $5-7 млрд, но в государственном исполнении проект может стоить дороже в разы,— указывает президент Leta Group Александр Чачава.— С национальным оператором может произойти то же, что и с сочинской Олимпиадой: уже сейчас ясно, что стоимость проекта составит не десятки миллиардов рублей, как планировалось изначально, а сотни". Кроме того, по словам Чачавы, военные напрочь забывают о том, что LTE — стандарт беспроводной передачи данных, который голосовой трафик не предполагает. Между тем известно, что до 90% выручки сотовым операторам дает именно голосовая связь. "Для сотовых операторов это не проблема, у них уже есть сети 2G и 3G. Как будет передаваться голосовой трафик в "военной" сети, я плохо себе представляю",— говорит Александр Чачава.
Поиск государственной важности
Естественно, национальный оператор беспроводного доступа не единственный госпроект в области IT и связи. В апреле этого года в интернете появилась новая социальная сеть — "Регионалочка". Планируется, что с ее помощью чиновники из различных регионов России смогут найти друг друга на просторах всемирной сети. Симметричный ответ подмосковных властей не заставил долго себя ждать: соцсеть с названием (на грани приличия) "Муниципалочка" вошла в строй в мае этого года. Сколько стоят соцсети, позволяющие чиновникам легально отлынивать от работы, не сообщается. "Регионалочка" была создана силами сотрудников Минкомсвязи, дополнительных бюджетных средств на ее разработку и запуск не выделялось, говорится в сообщении министерства, посвященном открытию сети.
Впрочем, "регионалочки" и "муниципалочки" ничто по сравнению с государственной поисковой системой, которую чиновники намерены запустить уже в этом году. Пока информация о поисковике базируется в основном на слухах и оговорках чиновников. Единственный представитель власти, кто официально высказался по поводу проекта,— советник президента РФ Леонид Рейман. В одном из своих выступлений он отметил, что государственный поисковик — коммерческий проект, который реализуется почему-то под эгидой Минкомсвязи.
В Минкомсвязи, в свою очередь, причастность к проекту отрицают. "Ранее Игорь Щеголев на вопрос о создании национального поисковика отвечал, что есть какие-то мифические разговоры и слухи, что кто-то там занимается чем-то таким. Понятно, что разные структуры работают над поисковыми технологиями. Министерство больше не комментирует тему создания национального поисковика",— заявила Елена Лашкина.
Между тем участники рынка уже знают стоимость новой поисковой машины: из бюджета на нее якобы планируется потратить до конца 2012 года 3,3 млрд руб. (тратить, видимо, все-таки будет Минкомсвязи как профильное ведомство). Выход государства на рынок, где уже успешно трудятся "Яндекс", "Рамблер" и другие поисковики, можно объяснить тем, что высшее руководство страны подозревает действующие поисковые системы в неблагонадежности и готово инвестировать в идеологически выверенный поиск.
Затея с национальным поисковиком вроде бы не понравилась Игорю Щеголеву, зато представители министерства поддерживают идею государственной электронной почты. "Что касается электронной почты под эгидой государства, то необходимость создания доступных и незатратных средств аутентификации граждан для получения ими госуслуг в электронном виде очевидна,— говорит Елена Лашкина.— Одним из таких средств могла бы стать государственная электронная почта. Использование электронной цифровой подписи для этих целей во многих случаях неоправданно дорого и сложно для граждан. Кроме того, использование государственной электронной почты поможет сэкономить деньги, которые ежегодно тратятся на пересылку бумажных уведомлений".
Не откатом единым
Ради справедливости следует отметить, что бесполезными и притом капиталоемкими проектами, копирующими успешные коммерческие начинания, являются далеко не все инициативы государства в сфере связи и интернет-контента. К примеру, в апреле этого года Минобороны запустило сайт "Подвиг народа" (podvignaroda.mil.ru). Более 400 специалистов в рамках проекта скрупулезно собирают наградные документы Красной армии, журналы боевых действий времен Великой Отечественной войны, карты военных кампаний. Предстоит работа колоссального объема — за годы войны было произведено 35 млн награждений. Ожидается, что оцифровка всех наградных документов будет завершена к концу 2012 года. "Подвиг народа" — тот редкий случай, когда проект не может осуществить никто, кроме государства, поскольку о коммерческих перспективах говорить тут не приходится и к тому же вся архивная база находится в распоряжении госструктур.
Еще один пример, и относящийся не к гуманитарной сфере, а к самой что ни на есть практической,— интернет-портал Росреестра, запущенный в марте. В среднем в день портал посещает около 3 тыс. уникальных пользователей, на 15 июля выдано около 100 тыс. ответов в виде электронных документов с электронными цифровыми подписями сотрудников Росреестра. А в некоторых регионах доля электронных обращений за три месяца составила до 30%.
"Из наших ноу-хау я бы отметил реализацию специального приложения для публикации кадастровых карт,— говорит заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.— Мы фактически разрезали всю цифровую карту на десятки миллионов маленьких файлов-картинок, которые сложили и публикуем специальным образом. Это позволяет сэкономить на аппаратном обеспечении и выдержать нагрузку тысяч пользователей".
В планах разработчиков портала — создание 3D-кадастра. На первом этапе будет проведен анализ существующей нормативной базы и законодательства, поскольку некоторые элементы рельефа пока не могут быть представлены в открытом доступе в силу действующих ограничений.
На практике получится вот что. Предположим, вы хотите купить земельный участок и построить на нем двухэтажный коттедж, но не понимаете, как он впишется в окружающий ландшафт и какой будет вид из верхних окон. А с помощью такого ЗD-сервиса все это можно увидеть.
Кстати, во многих странах, где используются технологии электронного правительства, подобные порталы уже есть. Иногда кадастровые порталы объединены с картографическими и правовыми. Такое решение реализовано, в частности, в Нидерландах, где за отдельную плату можно получить, например, информацию обо всех сделках, совершенных за тот или иной период на указанной территории.
"Мы будем стремиться к тому, чтобы подобные сервисы появлялись в России. Технологически это сделать не так уж сложно, труднее произвести массу изменений в законодательстве. Но я думаю, у нас получится",— говорит Сергей Сапельников.
|
*Оценка "Финам".
**Ежегодные затраты.
Источник: КоммерсантЪ
blog comments powered by Disqus