Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Yota меняет шило на мыло

25 мая 2010
Yota меняет шило на мыло

Новость о том, что «Скартел» (торговая марка Yota) собирается перейти с технологии WiMax на LTE, прозвучала громом среди ясного неба. До сегодняшнего дня именно наличие на рынке двух WiMax-операторов, – «Йоты» и «Комстар-ОТС»  – вселяло сомнения в скорой победе технологии LTE в России. Все те, кто проживал в зоне покрытия этих сетей и кому нужен был действительно высокоскоростной беспроводной доступ в интернет, уже подключились к одному из этих двух операторов. Было совершенно непонятно, кто и зачем будет отказываться от уже имеющегося абонентского оборудования, чтобы переключиться на другую технологию. Правда, «Комстар», по всему судя, будет вскорости поглощен МТС, которая собирается запустить сеть LTE, и проект «Комстар-WiMax», видимо, ожидает скорое закрытие. Так что «Йота» с ее более чем 500 000 уже имеющихся пользователей в гордом одиночестве оставалась на переднем крае борьбы двух беспроводных технологий.

Когда запускались WiMax-проекты «Йоты» и «Комстара», много красивых песен пелось о преимуществах высоких скоростей беспроводного доступа, новом поколении технологий и тому подобной лабуде. Сегодняшние песни «Йоты» очень и очень напоминают тогдашние: речь идет о «перспективном стандарте», о том, что «крупнейшие мировые операторы и производители устройств сделали свой выбор в пользу стандарта LTE», и так далее. Из всего этого пиар-шума совершенно невозможно вычленить ответы на действительно интересные вопросы: например, насколько велика в этой битве технологий роль регулирующей руки государства, как обстоят дела с лицензированием и выделением частот, насколько на все эти процессы влияют лоббисты ведущих вендоров и т.п.

Но не так уж все радужно: «Скартел» подключил полмиллиона юзеров, заставил их приобрести заточенное под компанию железо, договорился с производителями нетбуков о том, чтобы устанавливать у них на борту подключенные WiMax-модули, – а теперь пускай пользователи покупают новое железо, работающее по другой технологии? Нет-нет, уже существующие WiMax-сети останутся и даже будут развиваться. Только вот с безроуминговой моделью ничего не выйдет: устройства WiMax не будут работать в сетях LTE и наоборот. А на строительство сетей LTE, меж тем, компания потратит еще $100 млн... В общем, странностей хватает.

Но на этом интересное не заканчивается. Когда сеть «Йота» только-только запускалась, были анонсированы тарифные планы чудовищной дешевизны. Они, конечно же, были заметно дороже по сравнению с ценами на проводной доступ, но для беспроводной безлимитки выглядели просто подарком. Неудивительно, что в день запуска услуги в коммерческую эксплуатацию сеть попросту легла, не сумев справиться с наплывом пользователей.

Чудес на свете не бывает, и законов сохранения никто не отменял. Для того, чтобы обеспечить высокую скорость передачи данных по радиоканалу, необходимо выделить под этот канал достаточно большой диапазон частот. А радиочастоты – ресурс ограниченный и невозобновляемый. И, как любой дефицит, стоят дорого. Стоимость же минимального месячного тарифного плана «Йоты» – 500 руб./мес., – сравнима с расценками проводных операторов. Но перед теми проблема дефицита не стоит: если пропускная способность оптоволоконного канала недостаточна, можно заменить оконечное оборудование, задействовать резервную пару в кабеле или, в конце концов, проложить еще один кабель. А вот с радиодоступом и частотами так не получится.

В результате, имеющийся у оператора ресурс оказался перепродан. Это с неизбежностью следовало из бизнес-модели с таким ценообразованием. И честного «анлима» не получилось. Мало того, что «Йота» автоматически снижает приоритет юзерам, создающим на сеть значительную нагрузку, – так, что скачать «гигазы варезов» не получится, – с постоянными проблемами сталкиваются даже те юзеры, кто пользуется услугой только для почты и веб-серфинга. Особая прелесть состоит в том, что единственный конкурент «Скартела», проект «Комстар-WiMax», тарифицирует предоставляемые услуги по трафику, так что все халявщики перебежали в «Йоту», создав дополнительную избыточную нагрузку на сеть.

Попытки декларировать дешевый «анлим» и продать его больше, чем позволяют технические возможности, случались и раньше. Тут пионером на российском рынке в 1997–1998 годах выступила компания «ПТТ-Телепорт», продававшая неограниченный коммутируемый доступ по $40/мес., – для той поры беспрецедентно низкая цена. Дозвониться до ее модемных пулов было невозможно, ругань в форумах стояла многоэтажная, но падкие до халявы хомячки продолжали ломиться и создавать нагрузку. Нечто подобное впоследствии повторила «МТУ-Интел» при выводе на рынок безлимитного «Стрима». Безлимитным он был только на вывеске: в оферте мелкими буквами говорилось, что при превышении лимита потребления трафика весь «анлим» тут же мгновенно завершится.

Так что вопрос о том, какова будет тарифная политика в LTE-сетях «Йоты», представляет немалый интерес. Ведь эфирный ресурс остается дорогим и дефицитным и в случае с LTE, – со всеми вытекающими. И LTEшные дешевые «анлимы» точно так же окажутся перепроданными и тормозными, как и WiMax'овые.

На этот вопрос в «Скартеле» мне ответили лаконично: «Изменение технологии на тарифную политику Yota не влияет». Так что можно спать спокойно. Революций не будет.

alt

Источник: Slon.ru

977

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI