Чем пахнет канализация «Укртелекома»?
Уже в следующем году этот запах почувствует каждый украинец, у которого есть компьютер и мобилка
Когда любой it-журналист впервые в жизни знакомится со словосочетанием «канализация «Укртелекома», то, как правило, не может сдержать улыбки. С течением времени ситуация меняется, он уже понимает, что тема «важная и актуальная». И все же первое ощущение неумолимо сопровождает всю его профессиональную карьеру.
Возможно, именно поэтому о канализации, то есть ККЭ, журналисты пишут неохотно. Какие-то дырки в земле, которые никогда в жизни не увидишь; чьи-то кабеля, которые никто в жизни не считал; локальные войны между операторами и государством, которые на фоне EBIDTA мобильных операторов кажутся столь никчемными.
Тем временем Украина времен «Укртелекома» начала быть схожей на Рим времен императора Веспасиана. Тот, напомним, обложив податью общественные туалеты, изрек сакральное: «Деньги не пахнут». У нас парафраз звучал бы так: «Эта канализация пахнет деньгами».
Мало того. Из подземных туннелей тянет не только запахом денег, но и власти. Ведь загадочным образом за 20 лет независимости Украины «кабельная канализация электросвязи» не получила ни одного закона, который определил бы ее место. О ГТС – несколько законов, о нефтепроводах, железной дороге – тоже. А ККЭ – так себе, офисная принадлежность. Стол плюс стул.
Потому автор этих срок с содроганием уже около 10 лет ожидает приватизации «Укртелекома». Вот придет новый стратегический инвестор из России, сообщит «маленьким it-українцям» : «А теперь все платят за каждый кабель по миллиону» и дальше, как в анекдоте: «А ты пройдись по базару, найди подешевле».
Хорошая мысль, кстати, тем и хороша, что не одному человеку в голову приходит. В «Укртелекоме» решили не дожидаться когда «русские придут». Вместо них пришли наши, родные. Решив за полгода до выборов качнуть денег из канализации. Вкратце напомним хронологию «новых веспасиановых времен».
За несколько дней до 1 июля «Укртелеком» повышает стоимость аренды и доступа к кабельной канализации в 4-8 раз. Затем состоялся ряд судов участников рынка с «Укртелекомом» и наоборот, во время этого «Укртелеком» несколько раз режет кабеля несогласным.
10 ноября в ВР регистрируется проект закона № 5333. Согласно ему, тарифы на пользование (ККЭ) подлежат вместо ручного – госрегулированию.
25 ноября операторы обращаются к Комитету ВР с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта
14 декабря 15 операторов подписали обращение в АМКУ с просьбой признать «Укртелеком» монополистом ККЭ.
Затем «Укртелеком» делает ответный ход:
17 декабря депутаты Зимин и Чудновский (оба - БЮТ) выступили против законопроекта № 5333 и обратились за поддержкой к первому вице-премьер Министру Украины Александру Турчинову.
22 декабря «Укртелеком» предложил владельцам нелегальных кабелей до 1 апреля 2010 г. заключить договоры аренды мест в ККЭ или же госкомпания «оставляет за собой право прекратить предоставление услуг».
С этого места можем подробнее. Итак. В недрах «канализации «Укртелекома» лежат нелегальные кабели. Лежат долго. И все об этом знают. Возникает по крайней мере три вопроса: 1. Кому нелегальщики платят? 2. Почему еще никто не сел? 3. Что делать, чтобы первых двух вопросов не возникало?
В принципе важен ответ лишь на последний. На два предыдущих всякий разумный украинец может ответить, и не опускаясь в шахтный ствол. Что самое пикантное , что ответ, как унять монополиста, не только лежит на поверхности. Его в нашей стране даже постоянно используют. Сколько бы стоил газ, если бы «Нефтегазу» разрешили устанавливать тариф на прокачку самостоятельно? Не разрешают. Хотя трубы его.
«Укртелекому» можно. Придумал себе себестоимость работ, добавил пару процентов прибыли – и качай. Величина себестоимости зависит лишь от полета фантазии. Ведь на тендерах «Укртелекому» как-то постоянно дорого покупать получается. Много лет уже подряд.
Посчитать реальную рентабельность «Укртелеком» не дает. Коммерческая тайна. Прекрасное, кстати, словосочетание. Ведь у каждого желающего положить кабель в канализацию свои расценки. Уникальные. Вопрос: какой шаг нужно сделать, чтобы твои кабеля легли в землю дешевле, чем у конкурента? При чем никто о ценах не узнает. Отвечать не требуется. Это так... Риторически.
Можно было бы, понятно, все эти вопросы не задавать, а пойти проторенной дорогой: НКРС, ВР, Закон...Только как-то не складывается. НКРС еще 23 июля утвердила «Порядок доступа к ККЭ», затем проект Порядка формирования тарифов, 4 декабря одобрила проект заключения Кабмина к № 5333. И что?
Собака лает, караван идет... С Законом сложнее. «Укртелеком» понятное дело боится, что Рада сделает госмонополиста прозрачнее. Потому и появились депутатские обращения, в которых указывается, что операторы выступают за то, чтобы «Укртелеком» драл с них три шкуры. Леопольд Захер-Мазох, конечно, родился на территории современной Украины. Но ведь это было так давно.
Тем более, что распространить полученное садо-мазо ощущение на абонентов игроки рынка не могут. Цены на фиксированную связь в отличие от цен на ККЭ устанавливает государство. А что будет, если убыточную фиксированную придется перекрывать, скажем, интернетом (который тоже скоро станет убыточным)? Цены взмоют вверх как песня лихая. И читателей у нас станет сразу меньше. И меньше людей узнает, что же там в действительности творится, в «Укртелекоме». А ведь сразу после выборов, думается, так много интересного всплывет. Аж трудно дождаться...
Виктор Найдан
Источник: IT pro UA
blog comments powered by Disqus