Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Откуда взять деньги на развитие телекома?

05 января 2010

На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда большинство известных моделей телекоммуникационного бизнеса уже используются и работают. Данный рынок развивается достаточно стабильно, но постоянно требует инвестиций в развитие своей инфраструктуры. Откуда брать средства на развитие телекоммуникационной компании рассказал исполнительный директор «Наука-Связь» Вадим Вахрушин.

IP-News: Какие модели организации телеком-бизнеса актуальны сегодня?

Вадим Вахрушин:
Те схемы появления телеком-бизнеса, которые существовали 5-7 лет назад, уже не жизнеспособны на сегодняшний день.  В то время существовал ряд подходов для организации нового бизнеса в этой сфере. Несколько лет назад, например, большое количество компаний возникло из «карточников». Это в основном были предприниматели, которые не имели никакого отношения к телекому, но при этом решили перепродавать карточки IP-телефонии. Могу с уверенностью сказать, что 90% таких фирм заканчивали свое существование достаточно быстро. Вторым был путь технологический, когда команда энтузиастов строила локальную сеть в своем доме для того, чтобы самим получить доступ в Интернет, потом они начинали предлагать возможность выхода в глобальную Сеть соседям, наконец, получали лицензии и продавали Интернет всему району.

Третий вариант возникновения телекоммуникационной компании наблюдается и сегодня. В этом случае инициатива о создании оператора связи исходит от владельцев недвижимости или управляющей компании, которая занимается сдачей помещений в аренду. В силу того, что арендаторы, например, бизнес-центра, нуждаются в телеком-услугах, собственник решает организовать «карманного» оператора  связи. Однако, почти всегда в таких случаях через нескоторое время арендодатели разочаровываются в данном бизнесе, так как телекоммуникации требуют постоянных капитальных вложений. Таким образом, дойдя до определенного уровня, когда требуется сделать очередные инвестиции, арендодатели, чаще всего, продают этот бизнес более крупным операторам связи.

Четвертый вариант зарождения телекома – это крупные первоначальные инвестиции, которые закладываются под хорошо продуманный бизнес-план. В этом случае владельцы обычно привлекают хороших специалистов, но вопрос: возникнет ли при этом устойчивая компания, приносящая прибыль, или инвестиции будут «освоены» впустую, остается открытым.

Однако, во всех случаях, в том числе при хорошо продуманной бизнес-модели, дальнейшее развитие компании потребует капитальных вложений. 

IP-News: Откуда оператору в дальнейшем брать деньги на развитие?

Вадим Вахрушин:
Первый и, пожалуй, самый выгодный для собственников вариант – это организация такой модели бизнеса, высокая маржинальность которой будет предоставлять возможность выделять дополнительные средства на развитие.

Второй вариант – привлечение стратегического инвестора, который оценит перспективы развития бизнеса достаточно высоко для того, чтобы с уверенностью вложить средства на реализацию перспективных проектов. В данном случае, надо помнить, что при серьезных денежных вливаниях инвесторы потребует взамен, как минимум, блокирующий пакет акций, а, скорее всего, даже контрольный.

Третий вариант развития событий – это привлечение множества мелких инвесторов. Для этого существует специальный механизм - фондовая биржа, в рамках которой организуется публичная продажа акций. Первый выход компании с акциями на биржу называется IPO или initial public offering. В России такой механизм до настоящего момента был доступен только для крупнейших компаний. Сейчас ситуация меняется. Теперь даже средние, но быстро растущие компании могут провести IPO, используя сектор Инновационных и быстрорастущих компаний (ИРК) на фондовой бирже ММВБ.

IP-News: Первый и второй варианты уже достаточно хорошо известны рынку, но третий путь получения денежных средств на развитие пока широко не применяется в России. Что такое IPO, и как он организуется в рамках ИРК ММВБ?

Вадим Вахрушин:
IPO (initial public offering) – это первичная продажа акций, которая проводится в публичной форме и адресована потенциальным инвесторам. Как правило, это инструмент привлечения денежных средств на развитие, но не менее важным является повышение статуса компании за счет того, что она начинает соответствовать жестким требованиям открытого ведения бизнеса. Кроме того, IPO может способствовать созданию механизма определения рыночной стоимости компании и роста ее капитализации.

Сектор ИРК (Инновационных и растущих компаний) создан для привлечения капитала на биржевом рынке компаниями сегмента SMB, работающими с сфере высоких технологий.

IP-News: Какие цели преследуют компании, стремясь провести IPO?

Вадим Вахрушин:
Здесь преследуются в основном две цели. С одной стороны, проведение IPO приносит дополнительные  деньги (так называемый cash in), которые идут на развитие компании. С помощью полученных денежных средств фирма имеет возможность организовать новые направления бизнеса, внедрить какие-либо инновационные разработки, запустить перспективные проекты.

С другой стороны, преимуществом публичной продажи акций служит повышение доверия со стороны банков и инвесторов, а это значительно облегчает доступ к кредитным ресурсам, уменьшвет процентную ставку по кредитам и облигациям. При этом, акции открытой компании, которые имеют всем понятную рыночную стоимость, вполне могут послужить «валютой» при слияниях и поглощениях.

IP-News: Как формируется цена акции? В каких случаях компания получает средства на внутренние нужды?

Вадим Вахрушин:
Главный принцип формирования стоимости одной акции IPO заключается в том, что ее определяет рынок. Участники рынка выставляют котировоки цен - на продажу и на покупку, а в результате торгов появляется средняя цена по фактическим сделкам за день, которая и определяет стоимость акции. В случае, если компания начинает вести непрозрачную игру или происходят какие-то негативные события, подрывающие стабильность и репутацию компании, все инвесторы начинают продавать акции по более низкой цене и стоимость одной акции падает. Таким образом, цена акций компании существенно зависит от ее успешности и открытости.

Если говорить о получаемых компанией средствах, то необходимо различать два понятия - cash in и cash out. В последнем случае, доход от продажи акций получают существующие акционеры, соответственно, деньги на счета компании не поступают, и на финансовое состояние фирмы это никак не влияет.

Cash in предполагает, что компания может получить дополнительные средства на развитие. Для примера: изначально компания располагает 100 000 акций, распредеенных среди акционеров, что составляет 100% акционерного капиталай. Для  IPO фирма делает дополнительную эмиссию, то есть выпускает дополнительные 25 000 акций, что составляет 25% от первоначального капитала. Эти акции продаются на рынке, а полученные от продажи средства как раз идут на развитие. Теперь только 25 000 акций компании вращаются на фондовой бирже, что составляет 20% от увеличенного акционерного капитала (125 000 акций). При этом, по правилам биржи, компания в проспекте дополнительной эмиссии (более подробно см. ниже) обязательно должна указать, для каких целей будут использоваться полученные средства.

IP-News: Какие компании могут вступать в сектор ИРК и проводить IPO?

Вадим Вахрушин:
Для определения круга компаний, которые имеют возможность размещать свои акции в секторе ИРК, ММВБ разработала ряд требований к эмитентам (любой орган или организация, выпускающая в обращение деньги и ценные бумаги, производящие эмиссию). Во-первых, отрасль кандидата должна быть связана с применением инновационных и высоких технологий. Здесь приоритет получают компании ряда отраслей, в их числе, и телекоммуникации. Капитализация компании должна составлять менее 15 млрд. рублей, причем приоритет получают фирмы с темпом роста выручки более 20% в год.

Одним из условий также является заключение договора с листинговым агентом, который представляет собой организацию, соответствующую требованиям Фондовой Биржи  ММВБ. Данный агент оказывает услуги по подготовке необходимых документов для допуска ценных бумаг к размещению и обращению на Фондовой Бирже ММВБ в секторе ИРК, подписывает инвестиционный меморандум эмитента и его корпоративный календарь, отвечает за раскрытие компанией информации и ее достоверность.

IP-News: Какие этапы подготовки предшествуют самому проведению IPO? К чему должен быть готов собственник компании?

Вадим Вахрушин:
Изначально даже принятию решения о целесообразности IPO предшествует анализ бизнес-процессов, оценка возможности перевода всех сторон деятельности компании в формат публичности. Для этого фирма должна стать открытым акционерным обществом, информация о деятельности которого будет подвергаться анализу, а это, в свою очередь, будет оказывать влияние на стоимость акций.

Доступ к информации о компании предусмотрен одним из самых важных условий IPO - наличием системы раскрытия информации. Это также повлечет ряд рутинных работ. На данном этапе утверждается проспект эмиссии – это документ, который содержит всю существенную информацию о фирме за последние пять лет. К существенной относятся любые данные, влияющие на оборот компании (квартальные отчеты, тенденции роста, покупки, слияния и поглощения, задолженности, уровень конкуренции в отрасли и проч.).

Данная информация должна публиковаться на сайте компании-эмитента, который необходимо зарегистрировать как СМИ. Система раскрытия информации проводится для того, чтобы повышать уровень доверия инвесторов, поэтому любые укрытия данных обязательно будут не на руку компании. Листинговый агент в данном случае отвечает за достоверность предоставляемой информации.

Далее организуется, так называемое, «Road Show», где компания официально объявляет о намерении публично продавать акции. На данное мероприятие приглашаются как институциональные, так и частные инвесторы, которые могут задать все интересующие их вопросы и спрогнозировать для себя инвестиционную привлекательность эмитента. Здесь же компания оценивает свои перспективы на фондовой бирже по диапазонам цены размещения акций, выставляемых на торги, а также определяет структуру инвесторов.

IP-News: Какие этапы являются для компании наиболее затратными?

Вадим Вахрушин:
В первую очередь, нужно учитывать затраты на саму процедуру размещения акций, это подразумевает работу листингового агента, проведение аудита, рекламную кампанию (Road Show), а также расходы на раскрытие финансовой отчетности.

IP-News: Какие компании телекоммуникационного сектора на сегодня занимаются продажей акций на ММВБ?

Вадим Вахрушин:
Сейчас на ММВБ торгуются акции традиционных операторов связи. Это все региональные «Электросвязи» и «Ростелеком». Кроме этого, на торгах присутствует «Комстар - ОТС», которого, как владельца всей инфраструктуры МГТС, тоже можно признать традиционным оператором.

IP-News: Как уже отмечалось, на сегодняшний день альтернативные компании телекоммуникационного сектора не выходят на биржу в России. Можете ли Вы спрогнозировать ситуацию на ближайшие 3-5 лет?

Вадим Вахрушин:
Отсутствие активности российских компаний при торгах на бирже объясняется требованиями к ведению бизнеса, он должен быть, в первую очередь, открытым. Однако, на сегодняшний день, не все компании готовы раскрывать своих акционерв, бизнес-процессы и планы дальнейшего развития. Кроме того, только сечас создаются удобные биржевые механизмы. В ближайшие 3-5 лет картина изменится, и российский бизнес будет постепенно становиться открытым и цивилизованным, особенно когда почувствует, что это действительно выгодно. По моим прогнозам, в течении 3 лет 5-10 альтернативных телекоммуникационных компаний и компаний, работающих в области Интернета,  проведут IPO и будут активно торговаться на ММВБ.

Дарья Тренина

Источник: IP News

2279

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI