Будущее дата-центров - за диверсификацией
Сегодня на рынке телекоммуникаций Санкт-Петербурга наблюдается бурное строительство площадок под дата-центры. Но, по мнению генерального директора ГК «Филанко» Дмитрия Шарова, монопроекты строительства дата-центров – результат инерции, и данную отрасль в ближайшем будущем ожидает перенасыщение предложений. Единственный выход - диверсификация бизнеса, при котором ЦОД будет являться лишь элементом комплексной услуги для клиента, считает г-н Шаров.
IP-News: Сейчас на рынке Санкт-Петербурга отмечается активизация строительства, и уже запущены несколько новых дата-центров. С чем это связано, почему сейчас?
Дмитрий Шаров: Как бы тривиально это ни звучало, но рынок Петербурга повторяет историю московского рынка с одно-двух-летним опозданием. Такая ситуация с массовым увлечением цодостроительством в Москве наблюдалась уже с начала лета 2008 года.
В условиях начала падения рынков (в том числе, недвижимости), интересы инвесторов сместились в сторону телекоммуникаций, на что повлияли мнения различных аналитиков. Они (аналитики) считали, что на услуги дата-центров будет непрекращающийся спрос, и на эту сферу кризис повлияет в последнюю очередь. Соответственно, в телекоммуникации пришли серьезные деньги и люди из других отраслей, не обладающие достаточными знаниями весьма специфичного рынка связи. Таким образом, текущая ситуация с избыточным строительством дата-центров является результатом внешних инвестиций. На мой взгляд, ожидания инвесторов на быстрое возвращение их средств очень скоро будут скорректированны в негативную сторону, так как запуск ЦОДов, неподкрепленных наличием инструментов по привлечению и обслуживанию клиентов, не дает возможности просчитать доходную составляющую.
Я ожидаю, что для 2010 года будет характерна череда слияний, продаж и даже банкротств различных телекоммуникационных структур.
Однако, возвращаясь к теме дата-центров, нужно отметить, что строительство таких площадок - процесс растянутый во времени. Таким образом на московском рынке с середины 2008 года появилось порядка десяти крупных ЦОДов с более чем 1000 стойко-мест в каждом, не считая мелких дата-центров. В результате этого, при общем спаде потребления высокотехнологичных услуг образовалось большое предложение. На мой взгляд, примерно такие же тенденции начались или начнутся в ближайшее время и на рынке Санкт-Петербурга.
IP-News: Звучит пессимистично. Какое же развитие ожидает местный рынок?
Дмитрий Шаров: Ничего пессимистичного. Рынок есть рынок, и избыток предложений стимулирует развитие отрасли. Активные дата-центры будут конкурировать дополнительными сервисами и более гибко реагировать на запросы клиентов, что приведет к улучшению качества услуг. Но на сегодняшний день, на мой вгляд, отрасль предсказуемо ждет переизбыток предложения при невысоком уровне спроса.
Услуги дата-центров - это отнюдь не «быстрые деньги», как предполагали организаторы проектов по их строительству. Люди, пришедшие в эту отрасль, воспринимают ЦОД, как площадку, где достаточно подвести электричество и быстро разместить сервера, но ведь без каналов связи большой пропускной способности, услуг защиты от DDOS и других сопутствующих сервисов дата-центр ничего собой не представляет. Для небольшой справки, на сегодняшний день в Москве до 50% пустующих ЦОД-площадей.
IP-News: Каким образом переизбыток предложения стимулирует рынок дата-центров?
Дмитрий Шаров: Как я уже отмечал, в сознании людей сформировано неверное представление о самой услуге. В действительности ЦОД – это не коллокейшн и не аренда серверов, это более интеллектуальная услуга связи. То есть без наличия определенной бизнес-модели обычная площадка с серверами сама по себе денег приносить не будет. Это слишком затратное удовольствие, которое впоследствии определяет высокий уровень стоимости услуг в зависимости от потребляемой электроэнергии и аренды помещения.
Почему не просто размещение? Основным драйвером роста данного рынка является появление веб-ресурсов. Вспомним причины активизации спроса на услуги размещения на Западе – бум «.COM» - появление большого количества интернет-проектов (фронт-офисов, видео-хостингов, Е-магазинов и проч.), которые нужно было где-то размещать. То же самое происходит и теперь в России. Таким образом, дата-центр – это лишь сегмент комплексной услуги связи для клиента.
IP-News: На какие типы клиентов и, соответственно, услуг можно разделить рынок спроса?
Дмитрий Шаров: В нашей компании мы условно делим заказчиков на бизнес-клиентов и на контент-клиентов. Конечно, мы стараемся удовлетворить потребности каждой группы, но «Филанко» позиционирует себя как контентного оператора связи. Все наши бизнес-процессы рассчитаны на обеспечение доступности их веб-ресурсов. Так как стоимость доставки трафика и стоимость владения дата-центрам в случае контентного оператора взаимосвязаны, то в свое время даже экономика проектов DataHouse.ru и CityTelecom.ru была рассчитана исходя, в том числе, из показателей изменения емкости магистральных каналов в зависимости от заполненности дата-центра (количества трафика на стойку).
IP-News: Можно ли говорить о том, что требования клиентов к предоставляемым услугам повысились? Если да, то на что делается акцент?
Дмитрий Шаров: Здесь опять нужно отталкиваться от типа клиента и потребляемой им услуги. Если это корпоративный клиент, то его волнуют специальные требования к размещенному оборудованию, дополнительные уровни защиты и охраны, однако вопросы скорости доступа, связности его оборудования с сетью Интернет для него вторичны. Это клиенты, которые используют дата-центры в качестве внешней площадки и оптимизируют свои затраты на обслуживание собственных серверных инфраструктур. Требования таких клиентов неизменны на протяжении уже долгого времени.
Клиенты же, которые размещают свои веб-ресурсы, больше задумываются о связности, стоимости трафика, скорости предоставляемых услуг. Эта сторона вопроса для них является критичной, так как потеря связности с каким-либо сегментом Интернета напрямую влияет на продажи.
IP-News: Но ведь связность – это уже бизнес оператора связи.
Дмитрий Шаров: Все верно, поэтому поставщики услуг дата-центров для обеспечения необходимого сервиса будут стремиться к диверсификации своего бизнеса, который будет, так или иначе, включать все услуги, необходимые клиенту. Будет ли это в рамках одной компании – заказчику неважно, ему необходимо получать полный пакет услуг, не вникая в процессы, происходящие у поставщика.
IP-News: Чем отличается строительство дата-центров в Петербурге от московских проектов?
Дмитрий Шаров: Практически ничем. Те же проблемы, задачи, реализация. Конечно, есть своя петербургская специфика, но все говорят по-русски, так что при желании можно реализовать любую поставленную задачу. Если взять общеизвестную проблему наличия свободных электрических мощностей, то сначала все говорили о дефиците, но потом, после начала кризиса, вдруг образовались мегаватты свободных мощностей, и их владельцы стали более сговорчивыми. Однако освоение больших электрических мощностей требует больших денежных вложений и, на мой взгляд, на сегодняшний день в России в целом и в Петербурге в частности выгоднее строить небольшие профессиональные дата-центры, распределяя их территориально.
Строительство дата-центров в Санкт-Петербурге эффективно тем, что при сравнимых ценах на услуги ЦОД, ресурсы на организацию бизнеса (персонал, электричество, аренда помещения) обходятся дешевле, чем в московском регионе.
Я уверен, что для рационального использования ресурсов (финансовых, человеческих и прочих) выгоднее строить качественный мини-ЦОД, заполнять и строить следующий.
IP-News: Из этих соображений логично вытекает потребность в таких площадках как «ИТ-Сарай». Как Вы относитесь к таким бюджетным дата-центрам?
Дмитрий Шаров: Для начала нужно обозначить, что профессиональные мини-дата-центры – это не то же самое, что бюджетные. Они имеют несколько резервированных электрических вводов, профессиональные системы кондиционерования, подведенные широкие каналы связи. ЦОДы типа «ИТ-Сарай» и «IT Депо» - это немного другой сегмент. Я всецело поддерживаю такие проекты. Наличие недорогих предложений всегда стимулирует развитие рынка. В любом сегменте бизнеса при определенном уровне развития возникают компании-дискаунтеры, которые не дают рынку стагнировать, это повышает уровень конкуренции. Для клиентов это выгодно с точки зрения начальной стоимости владения услугой и оптимизации затрат.
IP-News: Чем дата-центры-дискаунтеры выгодны для других игроков?
Дмтрий Шаров: Такие площадки позволяют клиенту понять, чего он хочет на самом деле, определить свои требования к сервису. Возможность получать «взрослые услуги» по ценам дискаунеров дает стимул для появления новых проектов, которые могут вырасти во что-то более значительное.
Попробовав сервис негарантированного качества, заказчик формирует свои критерии выбора поставщика услуг. Это опять же стимулирует развитие предложения.
IP-News: Что, на ваш взгляд, ожидает рынок в ближайшие 3 года?
Дмитрий Шаров: Прогнозировать можно, отталкиваясь от специфики рынка. Есть две известные ситуации: первая - когда спрос рождает предложение, вторая - когда предложение стимулирует спрос. Для последней характерно появления таких продуктов, как MacDonald’s, CocaCola и проч. Рынок дата-центров – рынок спроса, а значит он напрямую зависит от состояния телекоммуникаций в целом.
Развитие услуг ЦОДов имеет зависимость от развития ШПД по России. Какие-то дополнительные выводы о тенденциях на данном рынке можно сделать, проанализировав также развитие рынка доменов в национальных зонах RU, SU. На доменном рынке вводятся дополнительные ограничения, влияющие на простоту и прозрачность регистраций. На мой взляд, услуги дата-центров безусловно ждет развитие, но не столь стремительное, как в последнее время.
Существуют дополнительные перспективы для локальных игроков, связанные с эффектом «уменьшения расстояний»: московские компании будут постепенно приходить в Петербург, а местные компании также активизируются на рынке Москвы.
Дарья Тренина
Источник: IP News
blog comments powered by Disqus