Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Безвоздушные пространства. Кто и зачем спускает провайдеров в канализацию?

22 марта 2012
Безвоздушные пространства. Кто и зачем спускает провайдеров в канализацию?

Применительно к телекомам общий административный императив таков: необходимо переложить воздушные линии связи под землю, в кабельную канализацию, и сделать это быстро. Пока среди наиболее «горячих» точек — Татарстан, Москва и Екатеринбург, но география кампаний ширится. По сути, многие игроки рынка уже поставлены или в скором времени встанут перед необходимостью строительства кабельных сетей связи с нуля, но уже под землей. В одной только Москве, где насчитывается около 30 тыс. километров «воздушек», перекладка линий связи в «сухие» колодцы и коллекторы может потребовать, по разным оценкам отраслевых экспертов, от $150 млн до $2 млрд. Причем все линии связи, расположенные ныне «на внешнем подвесе между многоквартирными домами», в существующие подземные инженерные коммуникации просто не поместятся. Как все это отразится на цене и доступности услуги для конечных пользователей — догадаться нетрудно.

Бенефициаром всех этих «противовоздушных» мероприятий, разумеется, окажется (помимо бескорыстных любителей городских пейзажей) узкий круг владельцев городских инженерных «подземелий». Их-то рынок и подозревает в лоббировании административной борьбы за эстетический облик. Среди эпизодов этой борьбы — демонстративные прогулки различных ответственных лиц по крышам с целью обрубания «неэстетичных» кабелей. В Казани, например, в октябре прошлого года этим лично занимался один из министров правительства Республики Татарстан в сопровождении свиты из «силовиков» и представителей МЧС. В результате тысячи абонентов остались без доступа к цифровому телевидению и Интернету.

Красота требует жертв?

Перевод кабельных каналов под землю — идея не новая. Раньше ее взахлеб продвигали межрегиональные компании связи — дочерние структуры «Связьинвеста», пытавшиеся таким образом задержать развитие альтернативных операторов. Сейчас к этой теме весьма неравнодушны локальные монополисты. В Татарстане это «Таттелеком», в Москве — МГТС и ГУП «Москоллектор», которым принадлежит до 90% подземных кабельных канализаций, в ряде других регионов — структуры «Ростелекома». Для них «загнать» конкурентов в свои «подземелья» — прекрасная возможность усилить рыночные позиции, реконструировать кабельную канализацию за чужой счет и существенно снизить издержки на ее поддержание. Кроме того, таким образом им будет легко сдерживать развитие сетей других операторов, увеличивать их операционные издержки с помощью тарифов на аренду подземной инфраструктуры и в конечном счете добиваться перетока абонентов в свои сети. Не случайно первым «на выручку» казанцам, у которых в результате октябрьского визита вице-премьера Татарстана на крышу отрубило широкополосный доступ и платное ТВ, бросился «Таттелеком», тут же предложивший свои услуги.

БЕНЕФИЦИАРОМ ПЕРЕНОСА ВОЗДУШНЫХ КАБЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОД ЗЕМЛЮ ОКАЖЕТСЯ УЗКИЙ КРУГ МОНОПОЛИСТОВ — ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИНЖЕНЕРНЫХ «ПОДЗЕМЕЛИЙ». ИХ-ТО РЫНОК И ПОДОЗРЕВАЕТ В ЛОББИРОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ БОРЬБЫ ЗА «ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБЛИК ГОРОДОВ»

— Компании-монополисты, которым чаще всего принадлежит кабельная канализация в городах, как правило, крайне неохотно предоставляют доступ к ней другим провайдерам, — поясняет Дмитрий Малов, директор по развитию широкополосного доступа «ВымпелКома». — Поэтому надземная прокладка кабелей зачастую — единственный способ для сторонних операторов быстро строить сети связи и предоставлять услуги абонентам по приемлемым ценам. Это касается провайдеров не только широкополосного доступа в Интернет, но и услуг телефонии, кабельного ТВ и так далее.

Возможно, «воздушка» неэстетична, зато практична. Собственно говоря, именно благодаря ей «быстрый Интернет» стал за короткое время услугой, доступной для широкого круга абонентов в крупных городах. «Действующее российское законодательство не запрещает прокладку кабелей воздушным способом, и именно благодаря этому решению на рынке связи Москвы и других городов была создана конкурентная среда, которая повлияла на быстрое развитие современных услуг связи», — вполне резонно замечают в Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) и Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС). В середине декабря 2011 года АКТР и НАДИКС выступили в поддержку отрасли с эмоциональным открытым письмом, которое, правда, было проигнорировано местными властями.

Минкомсвязи по вопросу «земля — воздух» занял взвешенную позицию и дал оценку региональным административным «инициативам».

— Есть закон «О связи», и связисты могут прокладывать линии там, где это позволяет закон, — разъяснил в феврале Наум Мардер, первый заместитель руководителя ведомства. — Есть порядок регистрации имущества, и если оно у вас зарегистрировано, то тот, кто хочет его перенести, пусть делает это за свой счет. Это болезнь некоторых чиновников: есть закон, но хочется сделать по-своему. Другое дело, если у вас ничего не зарегистрировано: это другая болезнь, уже у связистов, которые считают, что можно делать что хочешь, а потом это как-то узаконить. Но эта болезнь лечится через суд.

По мнению участников рынка, не узаконенных честь по чести «воздушек» не так много: б'ольшая часть проектов прошла госэкспертизу, согласована с органами власти всех уровней и сдана в эксплуатацию в соответствии с установленным законом порядком.

Кабельная кабала

«Чтобы перетащить все наши «воздушки» в кабельную канализацию, нужно потратить столько же денег, сколько мы инвестировали за всю историю работы нашей компании в Москве», — негодует Виктор Кореш, генеральный директор «Акадо» (группа компаний занимает около 20% столичного рынка платного ТВ и широкополосного доступа; протяженность воздушных линий связи — почти 4,5 тыс. км).

Всякому, кто имел дело с прокладкой подземных коммуникаций в городской черте, не нужно объяснять, в какую копеечку влетает такое «удовольствие» и скольких усилий требует. Сами по себе земляные работы в затратах составляют небольшую часть, остальное — проект, согласования с десятками организаций, получение ордера, приемочные комиссии и прочие непременные элементы согласовательно-разрешительной комедии с непредсказуемыми сроками, а также последующее благоустройство территории и оформление земельных отношений. Задача выглядит еще менее осуществимой, когда региональные чиновники устанавливают жесткие временные рамки. Татарстан, например, оказался на переднем крае борьбы с «воздушками» в основном из‑за того, что в 2013 году в Казани пройдет Универсиада, поэтому свыше 1,5 тыс. километров подвесных линий связи в городе было директивно решено упрятать под землю до конца 2012-го[1].

ВОЗМОЖНО, «ВОЗДУШКА» НЕЭСТЕТИЧНА, ЗАТО ПРАКТИЧНА. СОБСТВЕННО ГОВОРЯ, ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ЕЙ «БЫСТРЫЙ ИНТЕРНЕТ» СТАЛ ЗА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ УСЛУГОЙ, ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА АБОНЕНТОВ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

Вывод простой: в большинстве случаев операторам все равно придется идти на поклон к владельцам «подземелий». На отраслевом портале Nag.Ru специалисты телекоммуникационных компаний из разных регионов считают будущие потери от «войны с воздушками» и стоимость прокладки кабеля по чужим колодцам.

— Это минимум 150 тыс. рублей за отрезок до одного километра (50 м или тысяча — особой разницы нет), — утверждает один из московских специалистов. — Причем цена так велика в основном из‑за препон, которые устраивает МГТС. Я молчу о том, что очень часто канализация разрушена и ее восстановление (за счет нового арендатора) стоит больше 4 тыс. рублей за метр. Если бы МГТС заняла нейтральную позицию, то есть пускала бы всех делать монтаж своими силами, или на худой конец сама его осуществляла за разумные деньги, то проект был бы реализуем. Только я совершенно не понимаю, с чего бы это МГТС вдруг стала такой «доброй».

Для сравнения отметим, что километр «воздушки» обходится примерно в пять раз дешевле — и эти линии связи уже построены, используются операторами и приносят прибыль.

Кроме того, ни в одном регионе, несмотря на декларации властей, не существует общих для всех игроков правил игры. Например, никому не приходит в голову собрать операторов в одну рабочую группу, чтобы выдать общие технические условия на прокладку коммуникаций — хотя бы в новых районах застройки, не говоря уже обо всем городе. Не определены единые правила работы с монополистами, на балансе которых находятся подземные инженерные коммуникации. Пакеты документов для организации работ, как и сроки выдачи разрешений, варьируются от региона к региону: везде свои «региональные особенности», приладиться к которым оператору можно, лишь задействовав административный ресурс, если таковой имеется.

Конечно, когда у властей возникают обстоятельства вроде необходимости подготовки к проведению Универсиады-2013 или форума АТЭС-2012, решение всех бюрократических вопросов заметно ускоряется. Однако «чрезвычайщина», которая неизбежно возникает в рамках реализации больших проектов, когда за короткий промежуток требуется потратить много денег, имеет для операторов связи, которым велено «уйти под землю», оборотную сторону: цена вопроса для них возрастает. «При таком раскладе километр линии кабельной связи может обойтись в сумму до 3,5 млн рублей, — замечает один из участников дискуссии на Nag.Ru. — Можно еще «попасть» с маршрутом трассы и последующим восстановлением покрытий, благоустройством, выносами чужих сетей, сроками работ».

Больная для операторов тема — последующие взаимоотношения с владельцами земельных участков, по которым приходится прокладывать свои сети, поскольку сразу же возникает масса плохо урегулированных вопросов. Если земля муниципальная, то город обычно денег за пользование участком не берет, потому что нет арендных отношений по трассе размещения, но при этом всеми способами уклоняется от оформления земельных отношений. В итоге линии связи все равно оказываются в подвешенном состоянии (но уже в фигуральном смысле), что открывает перед чиновниками простор для взимания коррупционной ренты. Другие же собственники склонны впадать в иную крайность: они могут «зверствовать» как угодно, ссылаясь на свободу договора и навязывая возмездный сервитут.

Правила заземления

Один из самых проблемных регионов по отношению к «воздушкам» — Москва. Ледяной дождь 2010 года, ставший причиной многочисленных обрывов воздушных линий связи, дал столичным чиновникам дополнительный аргумент в пользу кабельной канализации: мол, подземные коммуникации безопаснее и лучше защищены от превратностей погоды. Вот только незадача: в Москве эти коммуникации пребывают в таком состоянии, что не способны принять кабели всех операторов — место под землей ограничено. «Существующая подземная инфраструктура не рассчитана на имеющееся количество потенциальных заказчиков», — соглашается Дмитрий Малов из «ВымпелКома».

И дальше возникает вопрос: кто должен заниматься всей этой подземной инфраструктурой (которая, по сути, имеет стратегический характер)? «Модернизация и (или) строительство новой кабельной канализации потребуют огромных финансовых вложений и должны происходить в плановом порядке за счет федерального бюджета, — уверены эксперты АКТР и НАДИКС. — Попытка чиновников отдельного субъекта РФ обязать операторов за свой счет производить модернизацию стратегических ресурсов не основана на законе и прямо ему противоречит».

«ЗАГНАТЬ» КОНКУРЕНТОВ В СВОИ «ПОДЗЕМЕЛЬЯ» — ПРЕКРАСНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ МОНОПОЛИСТОВ УСИЛИТЬ РЫНОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ, РЕКОНСТРУИРОВАТЬ КАБЕЛЬНУЮ КАНАЛИЗАЦИЮ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ И СДЕРЖАТЬ РАЗВИТИЕ СЕТЕЙ ДРУГИХ ОПЕРАТОРОВ, УВЕЛИЧИВ ИХ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Между тем региональные власти больше озабочены приданием переносу сетей из воздуха под землю «цивилизованного характера» и изначально исходят из того, что платить за «банкет» в конечном счете придется бизнесу, и только ему. Такая установка неизменно проскальзывает в выступлениях чиновников. Например, Анатолий Геллер, заместитель министра информатизации и связи Республики Татарстан, так успокаивает встревоженное телекоммуникационное сообщество: «Для реализации коммерческих проектов, связанных с ликвидацией «подвесов», достигнута договоренность с ведущими банками республики о предоставлении льготных кредитов организациям связи на строительство собственной кабельной канализации». Расходы на такое строительство Геллер оценил в 300–400 тыс. рублей за километр. Впрочем, при всей оптимистичности этой сметы, подобные затраты окажутся весьма болезненными даже для оператора связи средней руки. В качестве «пряника» в республике также обещают операторам договоры аренды кабельной канализации по льготным ставкам. Разумеется, не обходится и без «кнута». «Инициировано проведение надзорными и контролирующими органами мероприятий по выявлению нарушений действующего законодательства при размещении оборудования и линий связи воздушным способом», — сообщил «Бизнес-журналу» чиновник.

Что касается столичных властей, то они по-настоящему только начинают втягиваться в войну с «воздушками»: в конце прошлого года Департамент информационных технологий Москвы и столичное управление Роскомнадзора создали рабочую группу для обсуждения деталей и выработки решения, принятие которого ожидается этим летом.

— На данном этапе мы пытаемся, с одной стороны, разобраться в том наследии, которое уже есть на крышах: выявить бесхозные кабели и те, которые устанавливались без каких-либо согласований, — говорит начальник Управления связи правительства Москвы Роман Резников. — С другой стороны — выработать подход к дальнейшему развитию городской кабельной канализации с соблюдением интересов основных игроков. Действительно, в 1990-е годы линейно-кабельные сооружения оказались раздроблены между городскими службами, МГТС и рядом операторов, которые могут самостоятельно устанавливать тарифы и правила. К сожалению, при этом возможны случаи дискриминационного доступа и затягивания сроков технического согласования.

Каким будет решение столичных властей — операторы связи ожидают с замиранием сердца.

— Интересы компаний, которые инвестировали в развитие сетей и разместили их с разрешения надзорных органов, защищены законодательно, — убежденно говорит Дмитрий Багдасарян, директор по развитию регионального фиксированного бизнеса МТС. — Их перевод в подземную канализацию потребует значительных ресурсов и инвестиций — а значит, необходимо обсуждать компенсацию операторам и установить переходный период для переноса трасс, чтобы этот процесс не повлиял на непрерывность предоставления услуг.

Разумеется, операторам связи не с руки оголтело отстаивать «эстетику» висящих в воздухе над городом проводов; уход сетей под землю — так или иначе неизбежный тренд. Но участников рынка живо интересует, как именно им будут перекрывать «воздух»: в какие сроки, с какой компенсацией за уже развернутые «наверху» сети — и, отдельным пунктом, как будут строиться взаимоотношения с монопольными владельцами существующих городских «подземелий». От этого будет зависеть, насколько травматичным окажется отказ от «воздушки» — для рынка связи и конечного потребителя услуг.

1 Распоряжение Кабинета министров Республики Татарстан № 1159-Р «О развитии телеком­муникационных сетей на территории муниципальных образований...» от 12.07.2011.

Максим Букин

i-business.ru

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

1175

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI