У связистов и телевизионщиков будут свои люди в Кабмине
Как стало известно «proIT», правительство подготовило изменения в закон «О Кабинете министров», которые позволят руководителям Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, Национального совета по вопросам ТВ и радиовещания и другим национальным регуляторам выносить на заседания Кабмина отраслевые вопросы подобно тому, как это сейчас делают министры, участвовать в принятии решений по ним.
Согласно положению об НКРСИ и Нацсовете , их главы сейчас имеют право принимать участие в заседаниях Кабмина с правом совещательного голоса (только обсуждение касающихся их отраслейвопросов). Право инициативы в принятии актов имеют только члены Кабмина, согласно действующемузакону о парламенте.
«Сейчас главы регуляторов и так иногда выступают в роли докладчиков на Кабмине вопреки регламенту. Председатель НКРСИ Петр Яцук, например, в среду представлял на рассмотрение правительства проект новых правил предоставления телекоммуникационных услуг. Законопроект поможет «приблизить» их к премьер-министру – даст право доносить до него вопросы, которые они считают важными для экономической деятельности страны. Фактически этот документ позволит стать главам комиссиям новыми политическими фигурами государства», - сообщил «proIT» высокопоставленных источник на рынке телекоммуникаций.
Отметим, что в отрасли телекоммуникаций, услуги которой формируют 3,5% ВВП, сложилась очень неоднозначная ситуация в системе управления. Фактически профильное министерство отсутствует. Его функции до 2011 года выполнял Минтранссвязи. Но прошлой весной эти полномочия были переданы президентским указом непрофильному ведомству – Госспецсвязи и защиты информации, которое никогда раньше не занималось рыночными вопросами, а обеспечивало связь и защиту данных гаранта президента. Как результат, разработка и принятие нормативных актов затормозились. Государство не успело подготовить к запуску в соответствии с принятыми в 2010 году изменениями в закон «О Телекоммуникациях» такие новые услуги, как сохранение абонентского номера, национальный роуминг, вовремя принять поправки в план использования радиочастот и пр.
В 2012 году стало очевидно, что докладчики из отрасли связи в Кабмине крайне необходимы – рынок попал в состояние стагнации. За прошлый год некогда динамично развивающийся телеком вырос всего на 6% (с 43,6 до 46,2 млрд. грн), главным образом, за счет повышения цен, а не внедрения новых услуг.
С другой стороны, если сделать глав регуляторов подотчетными Николаю Азарову, то задумка о независимости отраслевого регулирования полностью разрушается. «Несмотря на то, что НКРС изначально задумывалась как независимый регулятор, ей пришлось стать центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, так как иную форму управления не предусматривает Конституция. В европейских странах регулятор – это ни от кого не зависящий орган, ни материально, ни финансово. У нас по такому пути пошел Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания – в Конституции были внесены изменения, которые позволили ему получить подобный статус. Нацсовет – это, пожалуй, единственный пример», - говорит бывший глава НКРС Владимир Олейник.
Тем не менее, он добавил, что внесение изменений в законодательство пойдет только на пользу отрасли телекоммуникаций, - это ускорит принятие нормативных актов, а соответственно и внедрение новых услуг.
Экс-глава Национального совета по ТВ и радиовещанию Виталий Шевченко называет готовящиеся законодательные изменения абсурдом. «Если главу независимого телевизионного регулятора обяжут докладывать на Кабмине и отвечать на вопросы, орган просто потеряет свою независимость. Это не идет ни в какие рамки. Даже президент не имел право «командовать» Нацсоветом, давать указания в устной или письменной форме», - отметил Шевченко. При этом он добавил, что раньше глава Нацсовета имел право посещать заседания правительства. Но только как вольный слушатель.
Отметим, что абсолютная независимость Нацсовета не всегда шла только на пользу телевизионной отрасли. Орган, пользуясь этим, хорошо умеет блокировать рассмотрение тех или иных вопросов, отстаивать интересы отдельных участников рынка. Например, Нацсовет до сих пор по непонятным причинам не выдал лицензии на интерактивное ТВ крупнейшим телеком-операторам – «Укртелекому» и «Киевстару», несмотря на неоднократную подачу заявок. Парадокс заключается в том, что эти разрешения никак не связаны с распределением ограниченных природных ресурсов (например, радиочастотного). Поэтому бездействие регулятора приводит только к сковыванию конкуренции на рынке платного ТВ и отсутствию поступлений в госбюджет.
Станислав Юрасов
Источник: proIT
blog comments powered by Disqus