О некоторых проблемах провайдеров
В настоящее время рынок предоставления интернет-услуг является одним из динамично развивающихся секторов рынка услуг вообще. С внедрением новых технологий, особенно оптоволоконных линий связи, качество оказания подобных услуг выросло многократно, также увеличилось и количество конечных потребителей в лице физических лиц и организаций, а соответственно возросли и доходы интернет-провайдеров. Так как сектор интернет-услуг очень привлекателен, количество компаний, оказывающих данного рода услуги, увеличилось многократно. Появилась конкуренция, и, как показывает практика, не совсем здоровая, а в некоторых случаях и преступная. Ярким примером последнего является событие в Старом Осколе в июне этого года. Для анализа этого происшествия необходимо сначала структурировать данные о прошлых подобных случаях, коих было в предостаточном количестве.
Начнем с Владивостока. От пользователей местного оператора кабельного телевидения «Альянс Телеком» утром 4 июня 2012 года внезапно и в большом количестве стали поступать заявки о выходе интернет-соединений и телевидения из строя. Так как проблем на сетевом и программном уровне обнаружено не было, то их решено было искать на плане физическом. На место происшествия выехала бригада ремонтников и обнаружила повреждения магистрального оптоволоконного кабеля в нескольких местах. Срезы оптоволокна были сделаны специальным инструментом, что автоматически исключало версию о хулиганстве. Руководство компании объявило вознаграждение за достоверную информацию о преступниках, но вместо поимки злоумышленников оптоволокно компании в течение месяца было перерезано еще два раза.
При этом повреждения кабеля во второй раз были сделаны на чердачном помещении, не имеющем свободного доступа, а повреждены оказались (среди множества других) лишь магистрали «Альянс Телеком». Во Владивостоке на данный момент действует около 10 операторов подобного типа, среди которых «Альянс Телеком» находится на первом месте по масштабам и доходности. Очевидно, что компания стала целью недобросовестных конкурентов.
Подобного рода случаи происходили в Южно-Сахалинске в июле 2010 года, в Муроме в июле 2011 и в других местах. Список можно продолжать бесконечно, но особое внимание следует обратить на случай в Томске, где в январе масштабы наглости преступников превзошли все мыслимые пределы: на следующий день после повреждения оптоволоконного кабеля компании «Билайн» к пострадавшим пользователям пришли представители компании Дом.ру с предложением воспользоваться их услугами. Некий человек, представившийся работником этой компании, собирал подписи с жильцов дома, недовольных существующим оператором, а за тех, кто отсутствовал в квартирах, ставил подписи под несуществующими фамилиями. Кстати, компания Дом.ру – это сменившая вывеску компания ЭР-Телеком, известная своими методами работы по всей России. В Сызрани компания нарушала законодательство о проведении работах в домах, находящихся в муниципальной собственности, ссылаясь только на письменные разрешения от жильцов дома. В Удмуртии – оказывала услуги без соответствующих лицензионных соглашений, а в Санкт-Петербурге – использовала подложные документы. Послужной список более чем впечатляющий.
Очевидно, что провайдеры интернета слабо защищены от подобного рода проявлений вредительства по отношению к ним. На основе вышеизложенного, можно сформулировать некоторые несколько очевидных моментов:
- В случае повреждения кабеля, боксов, которые находятся на чердаках и в подвалах, следует немедленно обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом. Здесь должны иметься сведения о том, какие работы, в какое время, кем и на основании каких документов проводились. Особенно это актуально, когда на замках отсутствуют следы вскрытия, как это было, например, во Владивостоке во время второго повреждения. К тому же для проведения любых работ в доме требуется письменное разрешение, составленное на собрании владельцев квартир (гл. 6 ЖК РФ).
- Обеспечить маскировку боксов с проводкой и ставить простейшую сигнализацию на вскрытие. Кроме того, не лишним будет возможность видеонаблюдения за наиболее важными объектами.
- Обеспечить пользователей услуг информацией о запланированных работах.
- Внешний вид монтажников провайдера (спецодежда, знаки отличия, символика, фирменные надписи и т.п.) должен быть ярким и легко запоминающимся.
- В случае сбоя в работе интернета или телевидения, жильцам домов необходимо немедленно проверить состояние кабельных линий в подъезде. В том же Старом Осколе известны случаи задержания на месте людей, умышленно портивших боксы с кабелем.
- Из-за несовершенства в правовой сфере, провайдеры могут добиться лишь формального заведения уголовного дела. Об активном следствии речь, как правило, не идет. Значит и государству, в лице полиции, стоит подумать о своих ошибках.
- Провайдерам следует быть готовыми к подобным проблемам и по возможности иметь в распоряжении группу опытных ремонтников, способных быстро ликвидировать последствия подобных эксцессов.
- В случае увеличения числа случаев вредительства в определенном районе имеет смысл провести совещания с другими провайдерами, работающими в данном районе и выработать договоренность о взаимодействии в вопросе защиты кабельной инфраструктуры.
- Как показала практика, организация скрытного дежурства на крышах с целью поимки вандалов обычно не приносит результатов.
Анатолий Чистоклетов
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus