Призрак Ка‑диапазона
О ситуации на отечественном рынке VSAT, а также о том, чего спутниковые операторы ждут от регулятора, корреспонденту "Стандарта" Анне Афанасьевой рассказал генеральный директор компании "РуСат" Сергей Алымов.
- Недавно заместитель главы Минкомсвязи РФ Денис Свердлов заявил, что регулятор планирует активно развивать сегмент связи на транспорте – железнодорожном, авиа и в метро. По вашему мнению, какие проблемы в регулировании мешают развитию телекоммуникаций на транспорте?
- Ничего не мешает, поскольку есть механизм так называемых частных решений Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Например, "РуСат" получал такие решения для работы по проекту с Panasonic Avionics Corp., с которой у нас заключен контракт на организацию канала связи между земной станцией сопряжения, расположенной на нашем телепорте, и самолетами авиакомпаний – заказчиков Panasonic, пролетающими над территорией РФ. Трудно сказать, что предпримет регулятор, главное, чтобы не получилось по принципу "хотели как лучше, а получилось как всегда", как, например, с прошлогодним обобщенным решением об установке VSAT-станций на железнодорожном и морском транспорте.
- В чем проблема с этим решением?
- Оно предполагает существенные ограничения по габаритам антенн, разрешенный диаметр – от 0,9 м до 2,4 м. Но мне сложно представить на крыше железнодорожного вагона антенну 0,9 м, ее невозможно эксплуатировать на серьезных скоростях: очень высокое сопротивление воздуха, существует опасность повредить кожух антенны. Например, в него может отлететь камень с насыпи или врезаться птица. Эта система исправно работает на юге Европы, там антенна утоплена в вагон. Для России такой вариант не подходит, потому что антенна сильно выступает над крышей вагона.
- То есть это решение ничего не изменило?
- Оно немного упрощает ситуацию для морского транспорта. Причем если мы говорим об установке таких конструкций на прогулочных судах, плавающих, например, по рекам, то антенны диаметром 0,9 м еще можно использовать, а вот 2,4 м вряд ли подойдут: установка слишком дорогая. Скорее всего, регулятор рассмотрел возможные на тот момент решения, и в итоге были приняты именно такие нормы.
- С какими результатами "РуСат" закончил 2011 год?
- Чистая прибыль у нас выросла в 2,5 раза, до 221 млн рублей, оборот составил 1,052 млрд рублей, а арендуемая спутниковая емкость достигла 363 МГц. Доля услуг связи в обороте составила 76%, в 2010 году было 70%.
- Какие из портфеля услуг "РуСат" развиваются лучше, какие из них приносят больший процент выручки?
- Исторически основную долю выручки приносил корпоративный сектор, а внутри него – нефтегазовый сегмент и банковская сфера. В начале 2000‑х годов именно у них были средства. В дальнейшем мы диверсифицировали бизнес и добавили к портфелю услуг организацию одностороннего доступа в Интернет и подъем сигнала на спутник. Сейчас обслуживание корпоративного сектора дает 25‑30% выручки, еще столько же – услуги вещателям, поскольку за это время мы поработали в данном направлении. Остальное – организация одностороннего доступа в Интернет, каналов "точка – точка", выделенных каналов и другое.
- Является ли выполнение госзаказа существенной статьей доходов "РуСата"? В чем специфика работы с госзаказом на спутниковом рынке?
- Доходы от госзаказа составляют около 10% выручки. Специфика в том, что, даже если мы проводим предварительные переговоры с заказчиком, все равно потом все выносится на электронные торги, в которых сложно предугадать результат. Существует опасность недобросовестной конкуренции. Чтобы выиграть конкурс, компания назначает низкую цену, не имея структуры для оказания услуг соответствующего качества. Потом заказчик обнаруживает недостатки и отказывается от услуг, возникают сложности, контракт разрывается и заново объявляется конкурс. Другая особенность работы с госсектором в том, что все заказчики разные и решения нужно создавать под каждого. Наконец, если с коммерческими компаниями можно постоянно вести переговоры, то с госзаказом ситуация не зависит от оператора: сделали предложение, вскрыли конверты, и результат уже сложно изменить.
- Какие тренды вы можете отметить на рынке VSAT за последние год-два?
- Основная доминанта на рынке – появление в России Ка-диапазона, однако сроки постоянно отодвигаются и первые спутники полетят не раньше 2013 года, да и то они не подходят для массового обслуживания. Этот "призрак Ка-диапазона" довлеет над всеми операторами. Хотя, я уверен, чудес не будет. На Западе толчок развитию Ка-диапазона дали грамотно разработанные проекты, и рынок массовых услуг был сформирован.
- Вы по-прежнему ощущаете острый дефицит спутниковой емкости?
- Вроде бы явного дефицита нет, но хорошего технического ресурса с нужными зонами покрытия и большой мощностью не хватает. Отсутствие такого ресурса в Кu-диапазоне, появление на горизонте Kа-диапазона создают неопределенность, остается надеяться только на небольшие проекты в корпоративном секторе. Если не будет внеочередных событий политического назначения, вспомним интернетизацию школ и веб-выборы, массовых проектов мы пока не увидим.
- Россия готовится вступить в ВТО. Что это принесет рынку спутниковой связи?
- Пока мы не почувствовали изменений. Вряд ли вступление в ВТО сильно повлияет на операторов, если только к этому рынку не начнут проявлять интерес зарубежные игроки более крупного масштаба, для которых такой оператор, как "РуСат", будет интересен только в качестве проводника на рынок.
- Вы ожидаете, что в Россию придут иностранные спутниковые операторы?
- Говорить о том, что придут какие-то спутниковые компании и начнут отвоевывать весь рынок, вряд ли возможно. В России от 40 тыс. до 70 тыс. установленных VSAT-станций. Даже если сложить все станции, заявляемые компаниями, и отбросить "мертвые души", получится 60 тыс., максимум 100 тыс. станций. А, скажем, наш партнер, который строит сеть Ка-диапазона в США, каждый месяц поставляет заказчикам по 40 тыс. станций. За рубежом настоящий рынок и грамотная ценовая политика, политика субсидирования, долгосрочные контракты – эти цифры можно делить. В нашей же ситуации что-то делить смешно.
- Но ведь в России множество регионов, где спутниковая связь незаменима.
- У нас высокая стоимость ресурса и самого оборудования – цена не опускается ниже 30 тыс. рублей. Согласитесь, в регионе, где люди зарабатывают 15 тыс. рублей в месяц, выделить средства на спутниковую станцию смогут единицы. Плюс высокая плата за спутниковый ресурс: на наших аппаратах она не будет ниже, чем на иностранных. Дороговизна ресурса и оборудования является сдерживающим фактором. Конечно, за последние 10 лет VSAT в России сильно продвинулись по сравнению с серединой 1990‑х годов, когда были практически нулевые показатели, но радужных перспектив я пока не вижу, да и государство не рассматривает этот рынок как массовый.
- Какова ежемесячная выручка "РуСата" на одну станцию?
- Такой показатель может быть рассчитан, но состав станций неоднороден. Например, есть станции, работающие для частных заказчиков, для которых ARPU составляет меньше $100, и есть станции, работающие в корпоративных сетях, для которых стоимость заказа может достигать нескольких тысяч долларов. В корпоративном секторе всегда неплохая выручка, можно говорить в среднем о $500‑1000.
- Сколько времени, по вашему опыту, потребуется среднему российскому VSAT-оператору для выхода на безубыточность?
- VSAT-бизнес, если заниматься только сетями и не проводить диверсификацию, не слишком прибыльный. Он становится нормальным только при массовом обслуживании, когда есть несколько десятков, а то и сотен тысяч заказчиков. Все зависит от того, какую стратегию оператор выберет и в каких проектах будет участвовать.
- Какую стратегию выбрали вы?
- Для "РуСата" бизнес до сих пор был и, надеюсь, будет безубыточным, но приходится много вкладывать в развитие инфраструктуры. Долгое время наши инвесторы не забирали прибыль, а направляли ее на дальнейшее развитие. Мы ставим перед собой задачу довести оборот до такого масштаба, чтобы при "проседании" различных секторов рынка деятельность компании была безубыточной. Нам это удается, за 10 лет существования компании мы ни разу не брали операционных кредитов. В среднем срок выхода компании на уровень окупаемости бизнеса составляет не менее трех лет.
- В какие сегменты нужно идти VSAT-оператору, чтобы успешно развиваться?
- Каждая компания решает этот вопрос сама. У нас хорошо получилось оказывать услуги вещателям, а сейчас, надеюсь, начнут приносить доход инвестиции в мобильные решения. Мы по-прежнему не сбрасываем со счетов и массовое направление, но пока нет ресурса, способного дать этому сегменту новый виток развития.
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus
Телекоммуникации
15:10
Телеком бьет антирекорды
Темы форума
Сегодня в 00:30
Тропо - приём DVB-T,DVB-T2 в Украине.
Вчера в 18:07
Транспондерные новости 80°E - Express 80
Вчера в 18:04
Вижн ТВ. Новости - хорошие и плохие
Вчера в 11:20
Прием FM из Киева и других городов
24 ноября 2024
Приём и обсуждение 30.5°E - Arabsat 5A в Ku band
21 ноября 2024
Приём и обсуждение 57°E - NSS 12 в Ku band
19 ноября 2024
Спутниковая прямофокусная антенна АСТВ-2,5 m. (Ахтырка)
14 ноября 2024
Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
13 ноября 2024
Приём и обсуждение 78.5°E - Thaicom 8 в KU Band
11 ноября 2024
Приём двух частот Alcomsat 1
10 ноября 2024
Антена ефірна Romsat AV-4035 (VHF)+(UHF)
10 ноября 2024
Зовнішня FM/DAB антена ROKS FM-10A
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52.5°E - Al Yah 1
10 ноября 2024
Транспондерные новости 52°E - TurkmenÄlem / MonacoSat
09 ноября 2024
Транспондерные новости 28.2°E - Astra 2E/2F/2G
08 ноября 2024
Прием 30w Mabo 180 см моторизона система.сигнал в dB
06 ноября 2024
Спутниковые фиды, временные трансляции
04 ноября 2024
Транспондерные новости 10°E - Eutelsat 10A
02 ноября 2024
DVB-T/T2 частоты и каналы в КИЕВЕ и регионе (без обсуждения)
01 ноября 2024
Транспондерные новости 4.9°E - Astra 4A