ГКС и "Даурия" засветили новый спутник
Частное российское АО "Даурия Аэроспейс" (Dauria Aerospace) и АО "Газпром космические системы" (ГКС) сообщили детали совместной разработки спутника связи. Его планируют создать на базе платформы Atom, которую Dauria анонсировала еще в 2014 г. Правда, тогда Dauria видела Atom исключительно малой спутниковой платформой, а теперь партнеры намерены сделать ее универсальной - для строительства малых и средних космических аппаратов.
Как сообщил генеральный директор АО "Даурия Аэроспейс" Сергей Иванов, возглавляемая им компания, совместно с ГКС, разработает платформу, а на себя полностью возьмет организацию финансирования первого спутника. ГКС будет отвечать за системную интеграцию проекта и разработку полезной нагрузки, а также производство спутника на сборочном заводе, который ГКС создаст в Щелково к концу 2020 г.
До сих пор Dauria создавала только космические аппараты дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и научные спутники. "Спутники связи для нас - это серьезный вызов! Но мы понимаем, что это самый зрелый и большой рынок, и мы как спутникостроительная компания должны на нем присутствовать", - пояснил Сергей Иванов.
Еще в феврале 2017 г. ГКС и "Даурия Аэроспейс" подписали рамочное соглашение, в котором зафиксировали "готовность и заинтересованность в совместной разработке геостационарной платформы Atom, ее изготовлении на сборочном производстве ГКС и реализации на международных рынках".
Финансирование первого спутника на платформе Atom "Даурия Аэроспейс" планирует обеспечить за счет венчурных инвестиций "ВЭБ Инновации", что является развитием соглашения о сотрудничестве, которое "Даурия Аэроспейс" заключила с Внешэкономбанком на Петербургском международном экономическом форуме 31 мая 2017 г.
Генеральный конструктор, руководитель головного конструкторского бюро АО "Газпром космические системы" Николай Севастьянов на научно-техническом совете, посвященном 25-летию компании, рассказал о проектном облике перспективного космического аппарата, который ГКС намеревается собрать на заводе в Щелково после 2020 г. Его масса составит 2 тонны - это позволит запускать один аппарат на ракете "Союз" или два аппарата на перспективной ракете "Ангара". "Количество производимых ракет-носителей "Протон" сокращается, а после 2024 г. их выпуск может прекратиться", - пояснил выбор Николай Севастьянов, хотя не исключил выведение парным пуском на "Протоне". Так как масса спутника выше, чем грузоподъемность "Союза" на геостационарную орбиту, спутник будет оснащен электрореактивными двигателями, которые доведут его до нужной точки с геопереходной орбиты за три-шесть месяцев.
На перспективном спутнике ГКС хочет установить транспондеры новейших диапазоно - Ka, Q и V (в общей сложности - 24 луча по 450 МГц). Мощность полезной нагрузки аппарата составит 7 кВт, а пропускная способность - более 39 Гбит/с. Срок эксплуатации разрабатываемого спутника на орбите должен превышать 15 лет.
По словам Сергея Иванова, Dauria уже подписала пять соглашений о намерениях на поставку спутников на платформе Atom. В целом объем интереса к таким космическим аппаратам исчисляется более чем 20 бортами, в том числе тремя спутниками для заказчиков в Латинской Америке, десятью - для Юго-Восточной Азии, тремя - для Африки.
Сергей Иванов напомнил, что Dauria уже вывела на орбиту три спутника, включая экспериментальный DX1 и два космических аппарата серии Perseus-M (они позволяют определять местоположение судов и отслеживать их перемещение). Все они были запущены в 2014 г. Perseus-M1 и Perseus-M2 выполняют широкий спектр задач коммерческого назначения. В конце 2015 г. Dauria Aerospace продала их американской Aquila Space, которая создает собственную орбитальную группировку. Кроме того, на орбите работает космический аппарат DX1, оснащенный полезной нагрузкой для приема сигналов Автоматизированной идентификационной системы (Automatic Identification System) и передачи их на Землю.
"Мы хотим, с участием ГКС, сделать спутник связи, максимально опирающийся на российскую кооперацию, - говорит Сергей Иванов. - И очень радует и вселяет оптимизм тот факт, что кооперация отечественных предприятий, созданная еще в 1995-2003 гг. под проекты "Ямал-100" и "Ямал-200", не только существует, но и развивается".
Пресс-служба спутникового оператора ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) воздержалась от комментариев на вопрос редакции ComNews, заинтересовано ли предприятие сотрудничать с Dauria. Тем не менее сотрудник ФГУП отметил, что в ГПКС готовы видеть новых российских производителей перспективных спутников в качестве участников конкурсных процедур, предусмотренных нормативной правовой базой РФ.
Региональный вице-президент Eutelsat в России Николай Орлов сообщил корреспонденту ComNews, что компания не работает с АО "Даурия Аэроспейс". "Мы используем спутники с максимальной пропускной способностью и сроком эксплуатации", - сказал он.
Как ранее сообщал ComNews, в январе этого года исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций при фонде "Сколково" Алексей Беляков заявил, что сотрудничество со стартапами, малым и средним бизнесом, а также со студентами может стать приоритетом российской ракетно-космической промышленности в будущем. Пока ее приоритетом является институциональная реорганизация и объединение существующего комплекса ракетно-космических предприятий под эгидой госкорпорации "Роскосмос". Кроме того, у предприятий нет мотивации по вовлечению внешних игроков в создание новой продукции, а кадровый голод в отрасли только усугубляет эту проблему (см. новость ComNews от 18 января 2017 г.).
Досье ComNews
Частная космическая компания Dauria Aerospace разрабатывает и производит малые космические аппараты нового поколения, предлагает комплектующие для малых космических аппаратов - служебные системы, датчики, исполнительные органы. АО "Даурия Аэроспейс" основано в 2009 г. Генеральным директором компании является Сергей Иванов. АО "Даурия Аэроспейс" принадлежат ООО "НПП Даурия" и ООО "Даурия - спутниковые технологии". Акционерами последней является фонд "ВЭБ-Инновации" (22,33% компании) и АО "Даурия Аэроспейс" (77,67%).
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus