Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



“Интернет — это технология, которая переворачивает экономику”

09 августа 2017

Александр Баранов, идеолог интернета вещей в Украине:

Говорить о технологической революции в Украине весьма парадоксально. Парадокс заключается в размышлениях об инновационных технологиях, о роботах, труд которых заменяет человеческий, на фоне сырьевой экономики и перманентного кризиса во всех аспектах жизни.

Тем не менее бизнесы, которые сейчас возьмут на вооружение технологичные тренды, в перспективе 5-10 лет выиграют. Более того, такие компании сформируют новые рынки, способные стать основой цифровой экономики.


— Интернет вещей — это новый этап эволюции человечества. Готовы ли мы к нему?
— Интернет вещей называют четвертой технологической революцией, и специалисты различают очень много ее направлений, например нано- и биотехнологии. Интернет вещей консолидирует в себе все достижения современной науки и технологий.

Квинтэссенция этих достижений — создание искусственного интеллекта, который функционально сможет заменять человека в некоторых сферах деятельности. На первом этапе речь идет о замене в рутинных операциях, а впоследствии — и в интеллектуальных и творческих сферах. Так что интернет вещей — это не эволюция, а революция.

— А мы готовы к последствиям такой революции?
— Как правило, в истории человечества все революции сначала совершаются, и только потом мы начинаем оценивать последствия и пытаемся каким-то образом на них реагировать. Интернет вещей несет в себе столько нового и необычного, что человечество даже не может предположить точно, что это будет, и осмыслить масштабы его приложений.

 Но прежде всего это коренное преобразование экономики с точки зрения экономии ее ресурсов, повышения производительности, минимизация участия человека, что предоставляет широкие возможности для повышения качества жизни человека.

В свое время интернет сделал нашу жизнь намного более комфортной, удобной, оперативной и рациональной в информационной сфере. То же самое произойдет и в обычной жизни, связанной с “вещами”.

В данном случае под “вещами” подразумеваются строительство, здравоохранение, агросфера, различные производства, досуг, быт и все остальное, где мы работаем, отдыхаем и просто живем.

— Сейчас компании, внедряя базовые элементы интернета вещей, преследуют меркантильную цель — сокращение операционных затрат, в том числе и на персонал. Это значит, что часть людей станут безработными и невостребованными. Как бороться с кадровым кризисом?
— От конфликта интересов не уйти. Однозначно. Вспомните восстание лионских ткачей в XIX в., когда они протестовали против внедрения станочных технологий. Так что протесты недовольных прогрессом неизбежны.

У интернета вещей масса преимуществ, и основное заключается в том, что принятие решения и его реализация происходят при минимальном участии человека. Человек, принимая решение, базируется на анализе небольшого объема информации в рамках возможностей человеческого мозга.

В интернете вещей процесс базируется на анализе огромных массивов данных и на серьезном математическом аппарате. Такой подход принципиально не может допускать ошибок, ведь скорость принятия решений искусственным интеллектом намного выше скорости реакции человека, а ошибки при этом минимизируются.

Теперь что касается извечного конфликта интересов между сотрудниками и предприятиями. Не так давно было время, когда многим специалистам приходилось по два-три раза повышать квалификацию, а некоторым даже менять профиль работы.

Сейчас все осложняется тем, что скорость внедрения интернета вещей в нашу жизнь будет просто огромной, и проблема соответствия специалистов техническому прогрессу — это проблема специалистов.

Требования к профессии меняются циклически раз в три-пять лет, и это уже неизбежно. Поэтому интернет вещей бросает вызов системе образования от средней до высшей школы.

Надо переходить от выпускника с большой суммой знаний к выпускнику с базовой суммой знаний, но обладающего навыками креативно и инновационно решать вопросы самообучения, коммуникаций, а также лидерскими качествами.

— Интернет вещей помимо всех остальных своих преимуществ имеет два неоспоримых: повышение качества жизни и нивелирование такого явления, как коррупция. Сколько должно смениться поколений, чтобы коррупция была сведена к нулю?
— Коррупция многими из нас используется, по сути, исключительно для улучшения качества жизни. Блага, к которым мы хотим получить доступ, как правило, ограничены временем, ресурсами, цензом и т.п.

Чтобы “обойти” других и получить преимущества, мы и задействуем коррупцию. Вот эти все коррупционные действия составляют транзакционные издержки, т.е. мы непроизводительно тратим ресурсы.

Но если мы будем иметь другие инструменты для улучшения своей жизни, то коррупция сама по себе должна отмереть.

— Кто является главным инвестором внедрения интернета вещей: бизнес или государство?
— В последнее десятилетие функция государства сводится к созданию благоприятных условий для развития чего-либо. А реализация этого осуществляется бизнесом.

В интернете вещей уникальная ситуация, потому что эти технологии применимы везде — как в крупных отраслях, так и для средних и мелких предпринимателей. Дело в том, что интернет-технологии всеядны.

Там, где нужно быстро, четко и правильно принимать решения и так же их исполнять, интернет вещей незаменим. Возьмем, например, доставку пиццы. Есть некая локация, где пиццу выпекают, но самое сложное — это доставка готового продукта заказчику, которая осуществляется любым транспортным средством.

Но в этом процессе нужен человек, а это накладно, дорого и иногда не вовремя. И вот Германия инициировала логистический проект по доставке любого продукта до конечного потребителя. Автомобиль грузоподъемностью 1,5-2 т с сотнями посылок выезжает в район города. А далее дроны, считывая адрес с пакета, осуществляют адресную доставку.

Как вы понимаете, такие препятствия, как дорожная “пробка”, дрону не страшны. В итоге мы получаем модель доставки за минимально короткое время без привлечения человеческого труда! Для некоторых производств затраты на логистику при использовании интернета вещей снижаются в десять и более раз.

— Возникает стойкое ощущение, что в Украине бизнес в первую очередь не заинтересован в развитии интернета вещей ввиду низкого спроса, обусловленного малым проникновением интернета, особенно в географически сложных регионах.
— Никто не будет использовать то, о чем ничего не знает или о пользе чего не ведает. Прежде чем говорить о спросе, нужно провести громадную просветительскую кампанию на примерах успешных кейсов, когда можно будет в режиме реального времени посмотреть, как это работает.

Если бы нам всем лет 12 назад сказали, что есть такое устройство, как смартфон, при помощи которого мы можем делать массу полезных и бесполезных вещей, мы, как минимум, не поверили бы. А сейчас это наша реальность, и без смартфона мы часто как без рук.

Так и с технологиями, которые пять лет назад предлагались экспертной среде только для тестирования, а теперь прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Вы можете сейчас представить врача-диагноста без аппарата УЗИ? А 15 лет назад некоторые врачи не знали, что это такое.

Поэтому технологии интернета вещей уже не то что на пороге, они уже в доме. Жаль, что пока не в нашем украинском доме.

Теперь что касается доступа к интернету. Интернет вещей в большинстве случаев не требует подключения к глобальной сети.

Если речь идет о сельском хозяйстве, то достаточно поставить точку, которая обеспечит покрытие и возможность передачи данных на конкретной ограниченной площади. Как только операторы связи увидят перспективу и поймут, что есть спрос, то очень быстро дотянутся туда и магистральными сетями.

А вопрос незаинтересованности бизнеса очень актуален, но решается просветительской работой и преодолением барьеров на пути внедрения современных технологий. Например, лизинговые государственные программы на покупку современного оборудования для технологий интернета вещей.

— Как быть с безопасностью и сохранностью данных?
— Интернет вещей породит совершенно новую комплексную сферу безопасности с точки зрения ее концептуального понимания. Она будет состоять из нескольких сегментов. Прежде всего это инфраструктурная безопасность, которая должна обеспечивать непрерывность производственного процесса.

 Когда мы говорим об “умном” городе или о регулировании автомобильного движения, то прерывание функционирования технологии может привести к катастрофическим последствиям.

Далее мы должны понимать, что интернет вещей предусматривает широчайшее использование компьютерных ресурсов и облачных технологий, а значит, известное всем понятие “кибербезопасность” выходит на новый системный уровень.

Что касается защиты персональных данных, то этот процесс также приобретает совершенно новое звучание, потому что в интернете вещей потоки и использование этих данных очень сложно контролируются.

В одном из городков, кажется, Нидерландов пытались организовать “умную” систему контроля потребления электроэнергии с помощью массового внедрения 4-зонных счетчиков. Цены на электроэнергию в четыре периода суток имели разное значение.

Так вот, жители городка отказались от весьма существенной экономии, которую обеспечивало использование такого счетчика, аргументировав свое решение тем, что подобная система мониторинга электроэнергии позволит отслеживать их жизнь и активность в течение суток.

А сохранность таких данных и конфиденциальность власти города гарантировать на тот момент не могли.

— Украина не опоздала с внед­рением интернета вещей?
— Если мы не уложимся в отведенный нам промежуток времени, то превратимся в страну с сырьевой экономикой. Исходные стартовые условия у нас не самые лучшие, но есть мощный потенциал. В том числе и с точки зрения привлечения специалистов, и не только программистов.

Критически важны отраслевые системные аналитики, которые одинаково хорошо знали бы закономерности функционирования и развития отрасли или ее отдельных сегментов, а также преимущества и особенности функционирования в этой отрасли технологий интернета вещей.

Очень много работы для инженеров и разработчиков софта. Потому что интернет вещей — это в первую очередь прикладные устройства, те же дроны или навесное оборудование на агротехнику. И здесь — необъятное поле для местных стартапов.

В Украине должны быть представлены все мировые вендоры, которые будут рассказывать о преимуществах интернета вещей во всех сферах жизни человека. Не нужно бояться, что мы будем покупать чье-то, это чье-то покупает весь мир, потому что в разработку вложены гигантские инвестиции.

А самое главное в том, что это все нужно будет инсталлировать, поддерживать при эксплуатации и обслуживать, а это масса новых рабочих мест с новым содержанием труда и новым пониманием смысла жизни, — вот вам и ответ на вопрос о трудоустройстве людей.

ДОСЬЕ БИЗНЕСа
Александр Баранов,
д-р юр.наук, руководитель Центра в Научно-исследовательском институте информатики и права
Автор более 120 научных работ и 14 монографий.

Принимает участие в разработке законодательства и государственных стратегий в сфере информационных технологий. Сейчас работает над темой интернета вещей с точки зрения популяризации, решения правовых проблем, имплементации мировых практик в украинские реалии.

Источник: www.business.ua

2193

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
27 октября 2024 Мой новый Channel Master240