Киношники VS телевизионщики. Быть или не быть украинскому кино
В этом году депутаты с большой вероятностью примут несколько законов, которые призваны радикально изменить украинское кино и телевидение. Первый законопроект направлен на поддержку национального кинопроизводителя. Его концепцию придумали сами медийщики, окрестив инициативу Кінокраїна. Вторая инициатива депутатов предусматривает введение квоты на количество контента производства западных стран в телеэфире.
У этих двух инициатив одна цель - содействовать развитию украинского кинематографа. Но механизмы реализации очень разные. Кінокраїна предусматривает усиление финансовой поддержки со стороны государства украинских фильмов, а также привлечение зарубежных инвестиций в отечественные проекты возвращая 10-25% затрат на съемки в нашей стране. Законопроект №2766 авторства главы комитета ВР по вопросам свободы слова и информполитики Виктории Сюмар работает через механизм запретов. В частности, он предполагает установить квоту на передачи производства Европы (в т.ч. Украины), США и Канады. Они должны занимать в украинском телеэфире не меньше 70%. Оба проекта прошли в парламенте первое чтение.
Каким видят свое будущее сами украинские телеканалы и киностудии, выяснила ЛІГА.net.
Ответ на этот вопрос удалось получить на прошедшем в прошлую пятницу, 5 февраля, отраслевом круглом-столе, где присутствовали представители основных игроков рынка.
Нужно начать с того, что за последние полтора года телевизионный эфир уже и так успел сильно измениться. В 2014 году после эскалации конфликта с Россией были запрещены российские новостные телеканалы. А с лета 2015 года заработал новый закон, запрещающий показ российских фильмов и сериалов, произведенных после 1 января 2014 года.
Голосуют олигархи
Большинство украинских телеканалов принимали идею в штыки. Ведь доля российского продукта в 2014 году занимала в структуре их эфира, по данным компании Media Resources Management, 66%, еще 6% - совместная продукция России и Украины.
Но в прошлом году каналы экстренно переориентировались на собственное производство. И сделали уже довольно много своего контента. Генеральный директор телеканала Украина Евгений Лященко говорит о том, что в 2016 году общее количество часов собственного производства приблизится к 3000. Генеральный директор 1+1 медиа Александр Ткаченко отметил, что сериалы их собственного производства, такие как Последний Москаль, Слуга Народа и Сваты занимали верхние строчки в рейтингах телесмотрения прошлого года. Руководитель группы StarLightMedia и гендиректор СТБ Владимир Бородянский не был на упомянутом круглом столе. Но 17 декабря, на открытии зимнего 3D-шоу Вартові Мрій в Экспоцентре Украина также делал очень оптимистические заявления по развитию собственного производства. "Мы будем снимать много сериалов на всех каналах группы - смешных, грустных, веселых, драматических…", - подчеркнул он. Кроме того, группа собирается снимать с партнерами украинские мультфильмы и художественные фильмы.
Какие сериалы попали в ТОП телесмотрения 2015 года
данные 1+1 Медиа
Александр Ткаченко заявляет о том, что производство собственных фильмов и сериалов несет в себе также и важную идеологическую составляющую. "Российские производители кино и сериалов создают их с использованием архетипы и образы новых героев новой России, направленные на то, чтобы вернуть величие России. Таким продуктом, все эти годы, они фактически формировали мировоззрение не только россиян, но и украинцев", - подчеркивает он. А теперь, по словам, Ткаченко, перед нами стоит выбор - можем ли мы создать новые архетипы, новые образы для Украины или жить как прежде.
Но у инициативных каналов есть и слабая сторона. Они дотационные. Поэтому снимают только такой собственный контент, на который украинские олигархи дают им деньги. ТРК Украина принадлежит Ринату Ахметову, 1+1 - Игорю Коломойскому, группа StarLightMedia - Виктору Пинчуку.
Хватит есть игру ложкой…
Представители крупных местных киностудий дают понять, насколько сложно каналам будет сделать местное производство коммерчески успешным, конкурентным. Как отмечает основатель и генеральный продюсер Star Media Вляд Ряшин, экономический потенциал украинского рынка пока не может обеспечить окупаемость производства дорогостоящего и качественного телепродукта. "В прошлом году доход каналов от ТВ рекламы составил примерно $120 млн.Для примера в 2013-ом - больше $500 млн. Практически все каналы убыточны. В этой ситуации сделать качественный медийный проект крайне сложно", - подчеркивает он.
По его словам, отечественные каналы только несколько раз в год сейчас смогут себе позволить произвести качественный кинопродукт стоимостью $200 000 за час. "А в году 53 недели", - подчеркивает Ряшин. Он вспоминает о бюджете новогоднего мюзикла Сорочинская Ярморка 2004 года, который выходил на Интере. Он составил, по его словам, $500 000. Программа была полностью сделана в Украине. При этом украинская сторона инвестировала в проект $80 000, а Первый канал России - $420 000. Как говорит Ряшин, наши соседи с другого бока - например, поляки, на сотрудничество с которыми киностудии ориентируют законопроекты депутатов, пока не очень охотно хотят запускать совместные проекты. Так как на европейском рынке у них есть более богатые партнеры. Те же немцы.
Но Александр Ткаченко говорит "нужно отвыкать есть дармовую икру ложкой". По его словам, если хорваты, чехи, греки снимают сериалы за $30 000-50 000 в час, и мы тоже должны привыкать к тому, чтобы снимать в первую очередь для себя. Для этого то и нужны, по его мнению, страновые квоты: чтобы более дешевый украинский продукт мог конкурировать с тем же российским, в который вкладывается куда больше денег.
… или откуда еще лезет российская икра?
Владелец Film.ua Сергей Созановский здесь делает важную ремарку. "Мир немножечко меняется. Коллеги с телеканалов мне не дадут соврать...", - говорит он. По словам Созановского, около 5 млн домохозяйств принимают сигнал со спутника и смотрят там любые каналы, в том числе и запрещенные российские. Лященко добавляет, что аудитория спутникового вещания даже стала расти после запрета российской продукции в прошлом году. Зрители стали икать привычное "мыло" с помощью "тарелок". Кроме того, Созановский обращает внимание на то, что за последний год заметно выросла аудитория, которая смотрит видео-контент через интернет. А это означает, что бороться за национальный контент с помощью квот уже не так просто. То есть уже тяжело сказать: если мы введем квоты, то отечественный кинопродукт сразу же расцветет, как когда-то во Франции. Тогда линейное эфирное телевидение было монопольным каналом распространения. И тамошнему зрителю ничего больше не оставалось, как смотреть то, что дают. У современного украинского зрителя всегда есть возможность посмотреть запрещенное кино через другие каналы. "Важно принимать законы, которые не просто написаны, и просто что-то запрещают, а которые действуют", - подчеркивает он.
Созановский также указывает на отсутствие последовательности в шагах государства. Законы по поддержке кинематографа принимаются с большим опозданием после того, как уже несколько лет действуют ограничительные меры на продукт агрессора. В итоге медиа-индустрия вынуждена сильно падать в качестве, чтобы заполнять эфирные блоки.
Это создает риски для того, что новые украинские архетипы и образы, о чем говорил Ткаченко, не так просто будет популяризировать в обществе. Ведь они в глазах зрителя могут выглядеть дешевле тех же российских или американских героев, с помощью которых взращивается нынешнее сознание украинцев.
Стас Юрасов
Источник: biz.liga.net
blog comments powered by Disqus