Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Оживит ли телеком-рынок технологическая нейтральность?

20 января 2014

Официальное подтверждение принципа технологической нейтральности на территории «соседнего государства» стало ещё одним скверным сигналом для отрасли телекоммуникаций Украины. Наша страна выглядит попросту дико на фоне всех без исключения своих соседей, включая якобы отсталые Беларусь и Молдову. Украина встречает очередной Новый год своей независимости, не имея не то что сетей четвёртого поколения, но даже без полноценных сетей GSM/UMTS. Система государственного регулирования телекоммуникаций по-прежнему обслуживает частные интересы случайных лиц, не оставляя стране и обществу шансов на успех в глобальной борьбе под солнцем.

Новости из России

11 декабря Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) Российской Федерации приняла решение о введении на территории России принципа технологической нейтральности. Речь идет о двух парных диапазонах частот:  890-915 МГц и 935-960 МГц; 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц. В первых двух операторы теперь могут строить 3G-сети на базе UMTS/HSDPA, а в последних — сети 4G в стандарте LTE. Целью решения заявлено преодоление цифрового неравенства, весьма острого для гигантской и крайне неравномерно населённой страны.

Отныне операторы, продлевающие или вновь получающие лицензии на использование частот в диапазонах менее 1 ГГц (для России это GSM-900 и CDMA-450), будут обязаны покрыть связью все населенные пункты численностью более 1000 человек, находящиеся в их лицензионных регионах. В диапазоне от 1 до 2,2 ГГц, где пока что функционируют только сети GSM-1800, необходимо охватывать услугами все населенные пункты с числом жителей свыше 2000 человек. Наконец, для полос частот от 2,2 ГГц до 3 ГГц речь идёт о населённых пунктах свыше 10 000 человек. «Это решение является самым важным и социально-значимым за последние годы и позволит обеспечить современными услугами связи населенные пункты от 1000 жителей, где проживает около 30 миллионов человек», — подчеркнул министр.

Несколько последних лет технологическую нейтральность активно лоббировало сообщество региональных компаний связи, довольно многочисленное в России. Первую скрипку играл Tele2, четвёртый по числу абонентов оператор в РФ. По его настоянию и при непосредственном участии были проведены несколько НИР, которые подтвердили возможность использования технологии LTE в диапазоне частот 1800 МГц. В частности, в марте 2012 года Tele2 и НИИ Радио провели ряд тестов совместного использования сетей GSM и LTE. Тестирования в Омске и Пскове показали, что качество услуг в сети GSM не снизилось, при этом скорость передачи данных в мобильной сети LTE достигала 75 Мбит/c при ширине полосы от 5 до 10 МГц.

Все эти годы сторонники технологической нейтральности говорили о сильнейшем сопротивлении со стороны и «большой тройки» российский операторов мобильной связи, и Министерства связи. Стоит отметить, что данный принцип активно используется в странах Первого мира как эффективный инструмент стимулирования телеком-бизнеса, позволяя операторским компаниям модернизировать свои сети без дополнительных проволочек и расходов. К сожалению, на постсоветском пространстве технологическая нейтральность рассматривается как инструмент передела рынков и нерыночной конкуренции.

Например, в России до последнего времени предоставлять абонентам услуги в 3G и 4G-сетях могли только лишь операторы «большой тройки», государственный «Ростелеком» и компания «Йота», имевшая славу «свечного заводика» первых лиц российского государства. Остальные операторы, включая шведско-финскую «Tele2 Россия» и крупных региональных операторов, были оставлены без лицензий на соответствующие частоты. Для них технологическая нейтральность уже имеющихся частот стала единственным шансом на строительство сетей новых поколений.

Приветствуя в целом долгожданное решение Минсвязи, эксперты указывают на его откровенно дискриминационный характер. С наибольшими обременениями столкнутся именно региональные операторы, в распоряжении которых есть только частоты для GSM-900 (им придётся охватывать населённые пункты от 1 тысячи жителей) и GSM-1800 (от 2 тыс. жителей). Для «правильных» компаний, и так щедро одарённых частотами в диапазоне 2-3 ГГц, речь идёт о намного меньшем объёме обязательств — «от 10 тысяч человек». При этом от операторов потребуется выделять не менее 5 МГц спектра для 3G и 10 МГц для 4G-сетей. Это требование также бьёт по операторам второго эшелона.

Комментируя решение Минсвязи, глава Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский сказал: «Россия — одна из последних стран мира, в которой до сих пор не введен принцип технологической нейтральности. К сожалению, уже есть неблагоприятные последствия отсутствия этого принципа: по голосовой связи Россия входит в пятерку стран мира, а по мобильному интернету — в середине мирового рейтинга, в седьмой или восьмой десятке».

Не стоит и говорить что такая же картина наблюдается и в нашей стране.

«Золотая акция» Рината Ахметова

Ситуация с технологической нейтральность в Украине, как это часто бывает, является карикатурой на и без того неприглядную ситуацию в России. Отличие в том, что лоббистом внедрения этого принципа выступает не аутсайдер, а крупнейший участник рынка, «Киевстар». Как и российская Теле2, компания «Киевстар» отчаялась получить право на использование частот для 3G-сетей и готова использовать для их развёртывание часть уже используемого ею спектра. Её оппонентами выступают основные конкуренты и соседи по рынку, МТС и «Астелит». А первопричиной конфликта и всей этой уродливой ситуации являются совсем другие юридические и физические лица.

Начиная с 2005 года, когда по личному распоряжению президента Ющенко государственный монополист «Укртелеком» получил вне конкурса и за символические деньги лицензию на частоты для 3G-сети, технологическая эволюция мобильной связи в Украине оказалась заложницей паразитических «схем». Разогретые щедрыми обещаниями разного рода «высоких проффесионалов», наши державные мужи рассматривают эти (да и любые другие, впрочем) частоты как идеальный объект для спекуляций. За без малого десять лет эксклюзивная лицензия на UMTS превратилась в фетиш, а обладание ею — в навязчивую идею.

Долгие семь лет её контролировала кучка проходимцев, связанная с бывшим менеджментом «Укртелекома». Под эту лицензию были привлечены и успешно освоены около миллиарда заёмных средств, потраченных на строительство 3G-сети государственного монополиста. Всё это время участники рынка мобильной связи были искусственно отрезаны от возможности следовать процессам технологической эволюции. Ангажированные «решателями» из непубличных групп влияния, связанных с топ-менеджментом госмонополиста, ни одно из сменявших друг друга правительств не нашло возможности провести конкурс на распределение частот для 3G-сетей. Позиция, которую неоднократно озвучивали официальные лица, заключалась в нежелании украинского  государства сбивать цену на «Укртелеком» в преддверии его приватизации.

Очевидный тупик, в который упёрся рынок, заставил его участников искать обходные пути. В наилучшей ситуации находится Киевстар, который в ходе поглощения Украинских Радиосистем консолидировал свыше половины радиочастотного ресурса. Имея некоторый излишек частот в диапазонах 900 и 1800 МГц, компания имеет возможность развернуть работоспособную сеть на базе технологий третьего поколения. Препятствием стала позиция конкурентов в лице МТС и «Астелит». Не желая усиления позиций лидера рынка, обе компании выдвинули условие «или всем, или никому», настаивая на соблюдении принципа паритетности доступа к частотам для третьего поколения. Инструментом «сдерживания» технологических амбиций «Киевстара» стал вопрос т.н. рефарминга, то есть перегруппировки отельных полос частот, принадлежащих разным операторам. Эти полосы сильно перемешаны между собой, что делает затруднительным выделение непрерывных 5-10 МГц спектра, без чего невозможно функционирование 3G-технологий.

Тупик, опять тупик

За последние два-три года на рынке произошли события, которые, теоретически, должны были обеспечить переход отрасли на новый этап развития. К сожалению, по сути ничего не изменилось. В 2011 году те люди, которые на протяжении почти десяти лет де-факто распоряжались «Укртелекомом», оформили свои права де-юре с помощью технической сделки по приватизации компании. Установив уже полный контроль, они немедленно выставили на  продажу мобильную сеть компании вместе с лицензией. Однако озвученная цена оказалась попросту неадекватной реалиям стагнирующего рынка. После недолгой возни под ковром одна из бывших государственных монополий очутилась в руках крупнейшего олигарха страны, Рината Ахметова, «одним куском», включая и вожделенную лицензию.

В это время глобальный рынок телекоммуникаций вплотную приступил к переходу на очередное, уже четвёртое поколение мобильных технологий. При этом Украина осталась единственной страной в Европе и СНГ, не имеющей, по сути, полноценного оборота GSM/UMTS-технологий. Украинские операторы «большой тройки» один за другим озвучили  тезис о существенном снижении ценности лицензий на 3G-частоты. Необходимость строить теперь ещё и 4G-сети автоматически снижает объём ресурсов, которые они готовы инвестировать в третье поколение.

Появление у Рината Ахметова такого актива как лицензия на 3G-частоты, вызвало вал предположений о различных вариантах её использования участниками «большой тройки». Казалось, что многолетний кризис вот-вот получит долгожданное логичное разрешение. К сожалению, уже можно констатировать, что чуда не произошло. Многострадальный «Укртелеком» и его теперь уже отдельный мобильный сегмент по-прежнему остаются заложниками несостоятельности очередного хозяина, теперь уже Рината Ахметова. Неразрешимые противоречия между ним и его турецкими «партнёрами» делают маловероятным использование  3G-лицензии в интересах «Астелит», не говоря уже о рынке в целом. Последние полгода появляются всё новые свидетельства приближающейся развязки - продажи «вечного третьего» «Астелита». Это означает, что ближайшие 2-3 года СКМ будет сидеть на лицензии подобно собаке не сене, периодически заявляя о её «перспективах» и «уникальности».

Фантазии о несбывшемся будущем

Внедрение принципа технологической нейтральности представляется единственным реалистичным сценарием, который позволит Украине хоть как-то, пусть с оговорками и нелогичными ограничениями, но сокращать быстро увеличивающийся отрыв от своих соседей.

На сегодняшний день имеют достаточный частотный ресурс для строительства LTE-сетей четвёртого поколения сразу несколько операторских компаний:

«Интертелеком» — в диапазоне 800 МГц;

«Киевстар» — 1800 МГц;

Первый Инвестиционный Союз — 1900 МГц;

IntelleCOM (TM Giraffe) и Эс-лайн —- 2,3 ГГц;

FreshTel — 3,5 ГГц.

Помимо этого «Киевстар» сможет предоставлять услуги на основе технологии UMTS в диапазоне 900 и 1800 МГц.

Учитывая амбиции ряда компаний («Интертелеком» и «Киевстар»), строительство новых сетей начнётся без проволочек и будет вестись ударными темпами. В течение полутора-двух лет можно ожидать полноценного покрытия 4G-сетями хотя бы областных центров страны. Это означает совокупные инвестиции на уровне 150 - 200 миллионов долларов и возобновление роста выручки телеком-рынка, которое фактически прекратилось два года назад.

К сожалению, время работает против нас. Пока Украина теряет время на выяснение отношений между олигархами официальными и неофициальными, один технологический уклад в мире сменяет другой. Чтобы не застрять навсегда в фазе деиндустриализации, страна должна хотя бы своевременно обновлять свою инфраструктуру. Операторы должны получить если не дополнительные частоты (а бюджет — средства от их использования), то, хотя бы, возможность эффективно использовать уже имеющиеся.

Країни що станом на січень 2013 року повсюдно запровадили третє покоління зв’язку (3G)  в діапазоні 2100 МГц та на рівні законодавства запровадили технологічну нейтральність для діапазонів 900 /1800 МГц з метою надання послуг зв’язку 3G та/або 4G (LTE)

«+» - впроваджено, «-» — не впроваджено

Європейський союз

№ п/п

Країна Європи

900 GSMUMTS (3G)

2100 UMTS (3G)

1800 GSMLTE (4G)

1

Болгарія

+

+

-

2

Бельгія

+

+

+

3

Великобританія

+

+

+

4

Греція

+

+

+

5

Данія

-

+

+

6

Естонія

+

+

+

7

Ісландія

+

+

-

8

Іспанія

+

+

-

9

Італія

-

+

+

10

Латвія

+

+

+

11

Литва

-

+

+

12

Люксембург

-

+

+

13

Македонія

+

+

-

14

Норвегія

+

+

-

15

Німеччина

+

+

+

16

Польща

+

+

+

17

Португалія

-

+

+

18

Румунія

+

+

+

19

Словенія

+

+

+

20

Словацька Республіка

-

+

+

21

Угорщина

-

+

+

22

Фінляндія

+

+

+

23

Франція

+

+

-

24

Хорватія

+

+

+

25

Чеська Республіка

-

+

+

26

Швейцарія

+

+

+

27

Швеція

+

+

-

Країни СНД

 

Країна СНД

900 GSMUMTS (3G)

2100 UMTS (3G)

1800 GSMLTE (4G)

1

Вірменія

+

+

-

2

Азербайджан

-

+

+

3

Білорусія

-

+

+ (тільки у Мінську та Гродно)

4

Казахстан

-

+

+

5

Молдова

-

+

+

6

Російська Федерація

+

+

-

7

Таджикистан

-

+

+

8

Узбекистан

-

+

+

9

Україна

-

-

-

Інші країни світу

п/п

Інші країни

900 GSMUMTS (3G)

2100 UMTS (3G)

1800 GSMLTE (4G)

1

Австралія

+

+

+

2

Ангола

+

-

+

3

Венесуела

+

-

-

4

Гонконг

+

+

+

5

Гана

+

-

-

6

Домініканська Республіка

+

-

+

7

Індонезія

+

+

-

8

Ізраїль

+

+

-

9

Катар

+

+

-

10

Мавританія

-

+

+

11

Малайзія

+

+

-

12

Намібія

-

+

+

13

Нова Зеландія

+

+

-

14

Оман

-

+

+

15

Об’єднані Арабські Емірати

+

+

+

16

Парагвай

+

-

-

17

ПАР

+

+

+

18

Південна Корея

+

+

+

19

Сінгапур

-

+

+

20

Таїланд

+

+

-

21

Туніс

+

+

-

22

Філіппіни

+

+

+

23

Шрі-Ланка

-

+

+

24

Японія

-

+

+ 

 

Станислав Пил, «proIT» при поддержке www.burguy.ru.

Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации

904

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI