Овладеть массами
Только массовый конечный пользователь - залог выживания любого операторского бизнеса. Магистральные операторы, еще недавно бывшие высшим сословием на мировом телекоммуникационном рынке, активно выходят в розничный сегмент или становятся объектом поглощения тех, кто обслуживает конечных пользователей.
За последние пару лет модель магистрального оператора без розничного потребителя ушла в прошлое по всему миру, и возврата к ней уже не будет.
Еще каких-то 10 лет назад на глобальном рынке транзита трафика безраздельно правили крупнейшие магистральные провайдеры – провайдеры уровня Tier-1 (AT&T, Cable & Wireless, Global Crossing, Level 3, Tata Communications, TeliaSonera , NTT Communications) и операторы национальных опорных сетей, к которым присоединялись все остальные участники телекоммуникационного рынка, в том числе крупнейшие сотовые компании. Трафик бурно рос, быстро росли доходы провайдеров Tier-1. Но внезапно ситуация на рынке изменилась.
Положение мировых транзитных грандов в последние два-три года катастрофически пошатнулось. Операторы, обслуживающие конечных пользователей, в борьбе с лавинообразным ростом объема трафика данных стали напрямую подключаться к точкам обмена трафиком (IX) или даже к серверам крупнейших владельцев контента: видеомейджорам, социальным сетям, крупнейшим поисковикам. Все это, наряду с либерализацией правил пропуска трафика в большинстве стран, привело к обвалу магистрального телеком-бизнеса по всему миру.
Наиболее продвинутые провайдеры построили собственные сети доступа, докупили розничный бизнес или пролоббировали его присоединение. Комбинация опорной сети и массовой розницы дает мощную синергию операторскому бизнесу по всему миру. В ином варианте устаревшая магистральная бизнес-модель не оставляет провайдерам уровня Tier-1 шансов получения новых доходов от массовой клиентуры. Их уделом стала продажа бизнеса с дисконтом более удачливым коллегам по розничному цеху.
Знаковой для глобальной телеком-индустрии в 2012 году стала покупка крупным мировым оператором сотовой связи Vodafone Group PLC магистрального провайдера Cable & Wireless Worldwide PLC (CWW). Продажа компании стала возможной в связи с финансовыми трудностями CWW, отражением которых стало падение курса ее акций на 74% за 2011 год. В итоге Vodafone - сотовый оператор с 380 млн абонентов - почти за бесценок приобрел компанию без частных абонентов. И этот пример – не единственный.
Крупный китайский провайдер – подконтрольный государству железнодорожный оператор связи China TieTong Telecommunications Corp. (при основании – China Railcom), сеть которого с 2007 года используют все российские транзитные операторы для выхода на рынки Юго-Восточной Азии, - двинулся своим китайским, но фактически тем же, единственным, путем. С середины 2000-х China TieTong, охватив сетью доступа большую часть Китая, начал предоставлять широкий спектр услуг не только корпоративным, но и частным пользователям. А в 2008 году, с реструктуризацией в Китае государственных активов и развитием национальных сетей связи следующих поколений, China Tietong был продан компании China Mobile Communications Corp. – крупнейшей по числу сотовых абонентов (более 730 млн) и выручке сотовой компании в мире, контролирующей более 70% китайского рынка мобильных коммуникаций. Объявленная со стороны China Mobile цель сделки – развитие всего спектра конвергентных услуг для массового абонента.
Хайвеем розницы быстро едет американская компания CenturyLink – третий после AT&T и Verizon по количеству обслуживаемых линий оператор связи в США. Названная так в 2010 году, после поглощения телефонным оператором CenturyTel транзитного провайдера Embarq, компания представила новую стратегию бренда CenturyLink, которая заключалась в развитии ИКТ-услуг на массовом рынке. В 2011 году CenturyLink, поглотив диверсифицированную интернет-компанию для частных абонентов Qwest, вошла в тройку провайдеров США с 17 млн линий доступа, 5 млн подписчиков ШПД и 1,4 млн ТВ-абонентов в 37 штатах. После CenturyLink поглотил поставщика облачных решений Savvis, а в конце прошлого 2013 года – Tier 3 – крупнейшего американского поставщика облачной ИКТ-инфраструктуры (IaaS). Цель – создание собственной платформы облачных услуг на массовом рынке. К слову, Savvis Inc. также являлась провайдером уровня Tier-1, и теперь этот почетный титул (вместе с автономной системой AS 3561) принадлежит компании CenturyLink Inc.
Точно те же розничные тенденции ярко проявляются и в России. Компании, специализировавшиеся на транзите трафика, прежде всего "Ростелеком", ТТК и "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), столкнулись ровно с теми же проблемами. Они усугубились еще и тем, что крупнейшие национальные сотовые провайдеры построили собственные федеральные транспортные сети.
В частности, МТТ потерял львиную долю клиентов из числа сотовых компаний, составлявших до 100% его бизнеса. В прошлом году руководство МТТ сообщило, что транзит составил "менее 50% оборота". Только выход в собственную розницу (ОТТ и VoIP, а с 2014 года – и сотовую, а именно MVNO) позволяет вернуть доходы. В частности, МТТ набрал в 2013 году более 25 млн частных VoIP-абонентов.
"Ростелеком", несколько лет подряд фиксировавший падение доходов от транзита голоса и данных, в итоге счастливо вышел из положения, объединив на своей базе семь МРК "Связьинвеста" и получив таким образом 40 млн конечных пользователей – частных лиц.
"Компания ТТК", находясь в точно таком же положении, три года назад смело начала развивать розничный бизнес, быстро наращивая доходы, в первую очередь от ШПД-абонентов в регионах.
Все вчерашние "магистралы" связывают планы наращивания доходов с развитием многочисленных абонентских сервисов, вплоть до ТВ и облачных услуг для граждан и малых предприятий.
Российская и международная бизнес-практика последних лет, особенно прошедшего 2013 года, сделала очевидным факт, что любой сколько-нибудь крупный оператор без массового абонента не имеет перспектив роста оборотов и доходности. Зато компании, обслуживающие конечного пользователя, несмотря на все технологические, регуляторные и рыночные сложности, превращают конечного потребителя фактически в бесконечный источник наращивания дохода от новых привлекательных ИКТ-услуг. Особенно те из них, кто активно внедряет платформы на базе DPI (Deep Packet Inspection). На базе этой технологии, позволяющей гибко учитывать типы трафика и управлять им, возможно значительно повышать ARPU, вводить интеллектуальную тарификацию и массу востребованных сервисов.
Массовому абоненту, помимо скоростного интернет-доступа, требуются многочисленные и совершенно новые услуги: фильтрация данных, ограничение использования услуги по содержанию, времени и длительности (детский контент и детский доступ, например); услуги, связанные с определением местоположения, например, для разработки маршрутов и качественной контекстной рекламы; финансовые услуги; защита от вредоносных программ и сайтов; услуги смены тарифа в зависимости от приложения; гибкие тарифы с учетом финансовых возможностей и многое иное.
Источник: ComNews
blog comments powered by Disqus